Критерии оценки итогового сочинения в 11 классе 2019 – Итоговое сочинение 2018/2019 в 11 классе по литературе: материалы для подготовки

Содержание

Критерии оценивания итогового сочинения | Литрекон

Чтобы узнать результаты итогового сочинения, вовсе не обязательно ждать у моря погоды. Достаточно просто проверить свою работу самостоятельно, используя критерии оценки ИС, разработанные Рособрнадзором. Специально для Вас Многомудрый Литрекон публикует их и поясняет суть каждого условия.

Для того чтобы Ваше эссе было допущено для проверки, необходимо соблюсти два важнейших требования: объем сочинения (оно должно быть больше 250 слов) и самостоятельность работы (оно должно пройти проверку на антиплагиат). Важно иметь в виду, что представители данного ведомства рекомендуют написать в сочинении более 350 слов. Это относится, прежде всего, к тем, кому результаты проверки пригодятся при поступлении. Также стоит следить за цитатами: они не должны превышать объем текста самого автора. Чтобы не быть обвиненном в нелегальном заимствовании, нужно выделить цитаты на письме кавычками и указать, кому они принадлежат.

Если эссе не соответствует хоть одному этому из этих требований, дело плохо: Вы получаете незачет.

Далее приводятся критерии оценки итогового сочинения, К1 и К2 являются основными, и если хоть один из них не будет зачтен, то работа не получает заветного «зачета». Вам придется пересдавать экзамен.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Участник должен раскрыть поставленную тему, рассуждая над проблемой или отвечая на поставленный вопрос. Если Вам это удалось, то листайте дальше.

Однако если у сочинения нет конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла, то Вам грозит провал по этому критерию, который обернется «незачетом».

Пример распространенной ошибки:

Тема: Почему человек предает свою мечту?

Многие люди мечтают, но не все достигают своих целей. Я думаю, причина в том, что они предают свои грезы. Это когда человек верит во что-то, а потом разочаровывается и бросает начатое. Конечно, если дело наскучило, то нужно его оставить, но можно ли так обходиться с мечтой?

Аргумент 1: Ионыч предал свою мечту, а зря: он стал тем, кем не хотел быть.

Аргумент 2: Андрей из пьесы «Три сестры» не стал профессором, а зря: спился и деградировал.

Как видите, соскочить с поставленной темы довольно легко, если рассуждать абстрактно и растекаться мыслью по древу. Такая работа проверку не пройдет.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Этот критерий важен, так как он отвечает на многочисленные вопросы, можно ли использовать для аргументов то, что хочется, а не то, что читал в школе. Вот цитата из документа:

…использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Ученик должен привести не менее 1 аргумента. При этом он может по-своему трактовать произведение, использовать элементы комплексного анализа (разбирать проблемы, смысл, образы главных героев в контексте темы ИС).

«Незачет» угрожает тем, кто вообще не привел аргументацию, или не использовал ни одного произведения в защиту своей позиции. Также это касается тех, кто лишь упомянул название и событие из книги, но никак не связал их с темой эссе.

Пример ошибки:

Тема: Может ли добро победить зло?

Аргумент: В пьесе «Гроза» Катерина – луч света в темном царстве. Она добра и сострадательна, но в семье ей не везет: Кабаниха постоянно критикует ее, шагу не дает ступить без упрека. В их доме так тяжело находиться, что муж героини, Тихон, постоянно норовит покинуть его и не защищает жену, боясь матери. В финале Катерина не выдерживает давления и совершает самоубийство. Только тогда ее муж раскаивается в этом и нападает на Кабаниху, обвиняя ее во всем.

Как видите, в этом примере вообще нет связи с темой сочинения. Автор просто пересказывает сюжет книги, не рассуждая и не анализируя текст.

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

По этому критерию можно получить зачет, если в работе присутствует логическая связность частей. Между предложениями должна быть понятная и четкая тема-рематическая связь. Вот цитата из документа:

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Пример ошибки:

Тема: Кого можно назвать добрым человеком?

Доброта – это очень важная черта характера. Большинство людей ценят ее. Но она встречается далеко не часто. Ее не так просто найти, но легко потерять. Обычно ее недооценивают, а когда начинают, то уже слишком поздно. В нашем мире сложно быть добрым, ведь велика вероятность столкнуться с неблагодарностью.

Как видите, предложения толком не связаны между собой, автор просто нанизывает цитаты из ванильного паблика друг на друга, не заботясь о логике изложения.

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

На этом этапе проверяется речевое оформление эссе. Вот требования к автору:

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

Если же качество речи снижено до минимума, и постоянные недочеты затрудняют понимание коммуникативного замысла автора, то с этим критерием Вам не по пути.

Пример ошибки:

Думая о семье, слезы брызнули из глаз девушки. Девушка пожертвовала собой из-за семьи и родни, которые даже ей не родные.

Как видите, тут и неправильное употребление деепричастного оборота, и плеоназм, и тавтология. Все это делает речь убогой и малопонятной.

Критерий № 5 «Грамотность»

Этот критерий прост: нужно писать более или менее грамотно, и тогда зачет по этому требованию будет получен. Это не так сложно, ведь условия весьма щадящие.

 «Незачет» ставится, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

litrekon.ru

Критерии проверки ФИПИ итогового сочинения 2018-2019 в 11 классе



16.12.2018

Список официальных критериев от ФИПИ, по которым проверяют итоговое сочинение в 11 классе в 2018-2019 учебном году.

ТРЕБОВАНИЯ

Требование № 1. «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

КРИТЕРИИ

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному  из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных2.

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.


Сохранить ссылку:
Добавить комментарий

Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.

www.ctege.info

Критерии оценивания итогового сочинения в выпускных классах

Поступающие НИУ ВШЭ в качестве индивидуальных достижений могут зачесть итоговое сочинение, написанное в выпускном классе (далее сочинение). Сочинение оценивается по шкале от 0 до 10 баллов, которые включаются в сумму конкурсных баллов (конкурсные баллы = ЕГЭ + индивидуальные достижения).

Регламент учета итогового сочинения в выпускных классах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, поступающих в 2019 году в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 

 

Критерии оценивания итогового сочинения в выпускных классах

от 0 до 2 баллов

Соответствие теме (данный критерий предполагает проверку умения формулировать тезисы в рамках раскрываемой темы)

1. Тема осмыслена как проблема, раскрыто понимание автором работы ее формулировки – 1 балл.

2. Раскрыты разные аспекты заданной темы в их взаимосвязи – 1 балл.


от 0 до 4 баллов

Аргументация. Знание историко-литературного (историко-культурного) контекста (данный критерий нацеливает на проверку умения рассуждать, подкрепляя аргументы примерами, взятыми из литературного материала (художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики, произведений фольклора (за исключением малых жанров), других источников отечественной или мировой литературы и культуры, в соответствии с заявленной автором позицией по теме сочинения)

1. Обязательная опора на литературный текст («литературоцентричность»):

  • уместное упоминание текста, отсылка к нему с развернутым комментарием-обоснованием выбора автором сочинения – 1 балл;
  • анализ привлеченного текста, помогающий глубже раскрыть разбираемую в сочинении проблему – 1 балл;

2. Опора более чем на 1 произведение литературы и фольклора (за исключением его малых форм), в том числе и нон-фикшн (мемуаристику, публицистику и пр.) – 1 балл;

3. Опора на произведения других видов искусства (живопись, театр, кино и др., исторические документы, факты (исторические, научные, биографические и т.д.), высказывания известных людей (процитированные или пересказанные близко к тексту), а также научные и научно-популярные источники иных отраслей знания, – с развернутым комментарием-обоснованием  автора сочинения) («метапредметность») – 1 балл.


от 0 до 3 баллов

Структура (данный критерий нацеливает на проверку умения последовательно выстраивать рассуждение на предложенную тему и создавать содержательно и стилистически целостный текст)

1. Соблюдены разумные, содержательно оправданные пропорции между вводной, основной и заключительной частями – 1 балл.

2. Присутствует логика в изложении материала, связь тезисов, аргументации и вывода, смысловая связь с примерами:

  • работа лишь в общем логична и связна, но есть логические неувязки или пропуски логических звеньев – 1 балл;
  • работу отличает логическая стройность и связность – 2 балла.


до 6 штрафных баллов

Качество речи, грамотность, самостоятельность работы (данный критерий нацеливает на проверку стилистического, речевого оформления текста сочинения, степень свободного владения речью и позволяет оценить грамотность выпускника, а также степень самостоятельности его работы)

1. Обоснованное предположение о наличии в работе плагиата (фрагменты текста или текст целиком обнаруживается в других источниках под чужим авторством) – до 3 штрафных  баллов или до снятия сочинения с проверки (факт плагиата эксперт подтверждает точной ссылкой на возможный источник заимствования):

  • текст более чем на четверть заимствован из внешнего источника не проверяется; за текст работы выставляется 0 баллов по всем критериям;
  • в тексте есть незначительные заимствования, не оформленные в виде цитаты – 2 штрафных балла.

2. Лексическая и стилистическая бедность речи, допущено 3 и более речевых и/или грамматических ошибок – 1 штрафной балл;

3. 3 и более орфографических ошибок разного типа – 1 штрафной балл;

4. 3 и более пунктуационных ошибок разного типа – 1 штрафной балл;

5. Наличие 1 и более существенных фактических ошибок – 1 штрафной балл.

_________________
Примечание: в случае если количество штрафных баллов превышает количество баллов, поставленных за сочинение при проверке, или совпадает с ним, окончательная оценка сочинения будет равняться 0 баллов.
1 балл

Оригинальность («балл эксперта») – работа получает дополнительный 1 балл, если ее отличает: 

  • самостоятельность, нешаблонность мысли;
  • оправданная смелость композиционных решений;
  • богатство языка и выразительность стиля;
  • привлечение нетривиального литературного и пр. материала для раскрытия основных положений работы.

ba.hse.ru

Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году

2017-2018 учебный год

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

  • «Верность и измена»,
  • «Равнодушие и отзывчивость»,
  • «Цели и средства»,
  • «Смелость и трусость»,
  • «Человек и общество».

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

 2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2017-2018 учебный год

А также Методические материалы в помощь выпускникам и учителям:

fipi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *