Критерии итогового сочинения по литературе 11 класс 2019 – 5 критериев оценивания итогового сочинения 2019-2020 от ФИПИ / Блог

Содержание

5 критериев оценивания итогового сочинения 2019-2020 от ФИПИ / Блог

5 направлений итогового сочинения 2018-2019 от ФИПИ оценивается по пяти критериям.

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Важно знать:

  1. Критерии №1 и № 2 являются основными.
  2. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
  3. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
  4. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
  5. На всю работу отводится 3 часа 55 минут.
  6. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
  7. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезис нодоказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
  • Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №5 «Грамотность»

  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Дополнительная информация по итоговому сочинению:

  • Как писать итоговое сочинение
  • План (структура) итогового сочинения
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • Клише для итогового сочинения
  • Список литературы для итогового сочинения
  • Приблизительные темы по направлениям: Отцы и дети, Мечта и реальность, Доброта и жестокость, Месть и великодушие, Искусство и ремесло.
  • Аргументы для итогового сочинения 2018-2019: Отцы и дети, Мечта и реальность, Доброта и жестокость, Месть и великодушие, Искусство и ремесло
  • Цитаты для итогового сочинения 2018-2019: Отцы и дети, Мечта и реальность, Доброта и жестокость, Месть и великодушие, Искусство и ремесло
  • Тезисы к 5 направления итогового сочинения 2018-2019
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена

bingoschool.ru

тематические направления, рекомендации и критерии

4 декабря 2019 года будет проведено итоговое сочинение для выпускников 11-х классов. Данное сочинение будет оцениваться по системе зачёт/незачёт. Для допуска к ЕГЭ нужно получить зачёт. При получении незачёта будет ещё две попытки в первые среды февраля и мая (5 февраля и 6 мая).

Темы итогового сочинения будут в рамках пяти направлений. Участнику необходимо будет выбрать одну тему из любого из пяти направлений:

1. «ВОЙНА И МИР» – к 150-летию великой книги
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи.
Опираясь на духовный опыт, воплощённый в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями:
• о вечном стремлении человека к миру и гармонии;
• о причинах разлада и поисках согласия

между людьми в семейных и социальных отношениях;
• о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении; • о природе подлинного героизма и патриотизма;
• о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.

2. НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжёлых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным

выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

3. ДОБРО И ЗЛО
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит своё отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение

границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

4. ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учётом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня). Понятие «смирение» – как

рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

5. ОН И ОНА
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в

социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребёнком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

При подготовке к сочинению полезно знать следующее:
● Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие «зачёт».
● Пересдать итоговое сочинение можно два раза. Получается, всего имеется 3 попытки.
Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то ставится незачёт.

Максимальное количество слов не устанавливается.
● Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.
● Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, который выдадут в аудитории.
● Для каждого из 11-и часовых поясов будут разные темы.
● Итоговое сочинение может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимально можно получить 10 баллов, которые прибавятся к баллам ЕГЭ.
● Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытом информационном ресурсе ege.edu.ru.
● Работа выполняется чёрной
гелевой или капиллярной ручкой.
● Сочинение должно быть проверено в течение семи календарных дней.

Сочинение проверяется по следующим критериям:
КРИТЕРИЙ №1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №2 «АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА»


Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №4 «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №5 «ГРАМОТНОСТЬ»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Итоговое сочинение оценивается зачётом, если:
● Получен «зачёт» по Критерию №1.
● Получен «зачёт» по Критерию №2.
● Получен «зачёт» по одному из Критериев №3-5.
● В сочинении не менее 250 слов.
● Сочинение не списано.

Некоторые вузы дополнительно дают до 10 баллов за данное сочинение. В таком случае критерии будут следующими:

xn--80aff1fya.xn--p1ai

Критерии оценивания итогового сочинения » Рустьюторс

Критерии оценивания итогового сочинения 2020

Критерии оценивания итогового сочинения в школе (как допуск ЕГЭ)
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям. 

Вернуться в раздел «Итоговое сочинение»

Требование № 1.  «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2.  «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). 
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

«Соответствие теме»;
«Аргументация. Привлечение литературного материала»;
«Композиция и логика рассуждения»;
«Качество письменной речи»;
«Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных 

Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3 или № 4. Такое итоговое сочинение по критерию № 5 не проверяется.

Рекомендации для высших учебных заведений.

Критерии оцениванияБаллы
К1. Соответствие теме
Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно2
Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается1
Сочинение не соответствует теме,
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается
0
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала 
Участник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе произведения (произведений) отечественной или мировой литературы по собственному выбору, показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; выборлитературного произведения и аспекты его анализа оправданны с точки зрения темы;
допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
2
Участник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения,
и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы,
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения,
и/или допущено 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала
1
Сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала
0
К3. Композиция 
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли2
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не более 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль не развивается
1
Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть0
К4. Качество речи
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, уместным употреблением терминов2
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи1
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, — и/ или сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи0
К5. Оригинальность сочинения 
Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или оригинальные наблюдения и проч.) или яркостью стиля1
В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля0
К6. Речевые нормы 
Речевых ошибок нет, или допущено 1–2 речевые ошибки2
Допущено 3–4 речевые ошибки1
Допущено 5 и более речевых ошибок0
К7. Орфографические нормы
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 ошибка3
Допущено 2–3 орфографические ошибки2
Допущено 4–5 орфографических ошибок1
Допущено более 5 орфографических ошибок0
К8. Пунктуационные нормы
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 ошибка3
Допущено 2–3 пунктуационные ошибки2
Допущено 4–5 пунктуационных ошибок1
Допущено более 5 пунктуационных ошибок0
К9. Грамматические нормы 
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 грамматическая ошибка2
Допущено 2–3 грамматические ошибки1
Допущено 4 и более грамматических ошибок0
К10. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале 
Фактические ошибки отсутствуют1
Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале0
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ20

Как писать итоговое сочинение

rustutors.ru

список литературы, темы, направления, дата, критерии

В 2014 году по инициативе Президента РФ было учреждено еще одно аттестационное испытание – итоговое сочинение. По статистике прошлых лет, 94-96% учеников сдают его успешно, тем не менее, выпускники и их родители волнуются и хотят знать, чего ожидать. Чтобы получить «зачет», надо ознакомиться с методическими и практическими рекомендациями, а также изучить список направлений, определяющих тематику работ в 2018-2019 году.

Цель итогового сочинения

Если раньше все ученики, прошедшие школьную программу, свободно могли приступать к сдаче ЕГЭ, то по новым правилам для допуска к аттестационным экзаменам придется написать итоговое сочинение. При этом не имеет значения, какое направление для поступления избрал будущий абитуриент – сочинение носит «надпредметный» характер, по словам специалистов ФИПИ.

А для тех школьников, которые намерены поступать на гуманитарные факультеты, есть еще одна причина написать его максимально хорошо. Некоторые ВУЗы (по собственному усмотрению) оценивают написанное сочинение по определенным критериям, в итоге такой оценки абитуриент может заработать до 20 дополнительных баллов, которые прибавляются к результату ЕГЭ и существенно повышают шансы на поступление.

Определенные категории учащихся (с ограниченными возможностями, проходящие учебу дистанционно или в спецучреждениях) пишут облегченный вариант – изложение.

Даты и правила проведения

Согласно утвержденному регламенту, дата, когда будет писаться итоговое сочинение – первая среда декабря 2018 года. Также определены дополнительные даты – первые среды в феврале и мае 2019 года. Дополнительные сроки предназначены:

  • для тех, кто не сумел участвовать в написании по уважительным причинам (болезнь, отъезд и др.),
  • для учеников, получивших «незачет»;
  • для школьников, которые были удалены с испытания за нарушения дисциплины (в основном за пользование «шпаргалками»).

Пересдавать неудовлетворительные результаты можно два раза.

Важно помнить, что перед прохождением испытания необходимо написать заявление и подать его не позднее, чем за две недели до указанной даты.

Дата написанияНеобходимо подать заявление (включительно)
05.12.2018До 21.04.2018
06.02.2019До 23.01.2019
08.05.2019До 24.04.2019

Правила проведения

Написание ИС проходит в школе, где учится испытуемый. Пускать участников в аудиторию начинают с 9 часов, а начало экзамена будет ровно в 10 часов. Размещаются ученики в шахматном порядке, каждый сидит одни за партой. До начала надо пройти инструкции, ксерокопии которых должны  лежать на каждом столе, и заполнить бланки. Отведенное время составляет 3 часа 55 минут, специальные перерывы не предусмотрены.

Каждому будут выданы бланки для заполнения и регистрации, а также черновики. Предметы, которые могут находиться на столе:

  • напитки или еда, а также лекарственные препараты для тех учащихся, кому это необходимо;
  • черная ручка (обязательно гелевая либо капиллярная, не шариковая),
  • паспорт.

Никаких материалов использовать нельзя – ни художественную литературу, ни методические пособия. Для проверки правильности написания можно будет воспользоваться словарем, которые можно взять у членов комиссии.

Нарушения этих правил повлекут удаление с экзамена без каких-либо предупреждений, поэтому не стоит лишний раз рисковать.

Методические рекомендации

Общий регламент написания итогового сочинения 2018-2019 года не отличаются от прошлых лет. Ученик должен продемонстрировать способность рассуждать и опираться на литературные произведения, делать выводы. Важно также, чтобы работа была написана именно на выбранную тему, а не заменена похожей, к которой готовился выпускник.

Обратите внимание на логичность построения речи: причастные и деепричастные обороты, безличные предложения могут привести к ошибке. Все фразы, в которых вы сомневаетесь, лучше переписать иначе.

Объем

Рекомендуемый объем равняется 350 слов, минимум – 250 слов. Предлоги и союзы тоже входят в общее количество. Работы с меньшим количеством слов автоматически получают «незачет», поэтому обязательно надо набрать необходимое количество, хотя бы за счет вводных слов. Учитывая, что сочинение в ЕГЭ составляет 150-300 слов, а времени на эту часть отведено намного меньше, 350 слов вполне реальный объем для любого выпускника.

План

Сочинение пишется по такому алгоритму:

  • вступление – около 75 слов: здесь можно обозначить актуальность темы (почему она важна и в наши дни), или рассказать о том, что к ней обращались многие авторы и сформулировать тезис;
  • основная часть – около 200 слов, желательно разделить на 2 или три абзаца; рассуждение должно строиться с опорой на литературный материал;
  • заключение – около 75 слов, подводятся итоги написанного, здесь можно высказать собственное мнение, но оно должно опираться на приведенные аргументы.

Аргументы

В итоговом сочинении 2019 года надо привести не меньше одного аргумента из литературного произведения, лучше – два. Работы без опоры на художественный материал получат «незачет». При этом методисты из ФИПИ говорят, что источник не важен. Это может быть любое произведение русского или зарубежного автора, в прозе либо в стихах, в жанре дневников либо мемуаров, а также устное народное творчество (эпос, былина и т.д.), кроме пословиц и поговорок.

В большинстве случаев советуют ссылаться на произведения школьной программы, так как этот материал должен быть хорошо известен испытуемым, но можно выбрать и другой источник.

Банк аргументов можно скачать здесь

Направления тем и рекомендуемая литература

1 сентября 2018 года стали известны направления тем итогового сочинения. Всего подготовлено пять направлений, как и в прошлом году. Конкретные темы будут опубликованы в день испытания, их вышлют во все образовательные учреждения, учителя должны будут распечатать их либо написать на доске.

На каждое из представленных направлений будет дана одна тема, то есть можно будет выбрать любую из пяти предложенных. В прошлом году темы различались по Федеральным округам, но были общие для регионов, скорее всего, в этом году будет аналогичный порядок.

Отцы и дети

Представители ФИПИ комментируют, что эта тематика затрагивается во многих произведениях и раскрывается разным образом: в отношениях некоторых героев мы видим гармонию и преемственность, другие персонажи конфликтуют друг с другом.

Список литературы:

  • «Детство», «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» У. Шекспира.
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
  • «Географ глобус пропил» А. Иванова.
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
  • «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.
  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

Мечта и реальность

Разработчики направления акцентируют внимание на том, что эти понятия вытекают одно из другого, но иногда противостоят друг другу, а также на том, что мечта может подменить реальность или жизнь может погубить мечту.

Хрестоматийные произведения по этой тематике:

  • «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
  • «Два капитана» В. Каверина.
  • «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
  • «Дон Кихот» М. Сервантеса.
  • «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
  • «Американская трагедия», «Сестра Керри» Т. Драйзера.
  • «Обломов» И.А. Гончарова.
  • «Судьба человека» М.А. Шолохова.
  • «На дне» М. Горького.
  • «Алые паруса» А. Грина.
  • «Три сестры» А.П. Чехова.

Месть и великодушие

Педагогами ФИПИ разъясняется, что ученики могут рассуждать на тему нравственного выбора и над тем, чем он обусловлен: личностные качества персонажей или свойства, навязанные средой (извне).

Литература:

  • «Дубровский», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
  • «Месть» А.П. Чехова.
  • «Судьба человека», «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Человек, который всегда смеется», «Собор Парижской богоматери» В. Гюго.
  • «Сотников» В. Быкова.
  • «Василий Теркин» А.Т. Твардовского.
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Бесы», «Идиот» Ф.М. Достоевского.

Искусство и ремесло

Здесь можно как противопоставлять, так и связывать данные понятия, обращаясь к опыту литературных героев. Предлагается поразмышлять над природой таланта и важностью усердного обучения.

Литература:

  • «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
  • «Чайка», «Дом с мезонином» А.П. Чехова.
  • «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» М.А. Булгакова.
  • «На дне» М. Горького.
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Победитель» А. Грина.
  • «Слепой музыкант» В. Короленко.
  • «Последний лист» О. Генри.
  • «Улыбка» Р. Брэдбери.
  • «Картина» Л. Гранина.

Доброта и жестокость

Еще одно направление, которое затрагивает вечные проблемы двух нравственных «полюсов» – добра и гуманности, с одной стороны, агрессии и разрушения с другой стороны.

Литература:

  • «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
  • «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский» А.С. Пушкина.
  • «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова.
  • «Гроза» Н.А. Островского.
  • «Отверженные» В. Гюго.
  • «Преступление и наказание», «Идиот» Ф.М. Достоевского.
  • «Война и мир», «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.
  • «Олеся», «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Детство», «На дне» М. Горького.

Какие могут быть темы

Комментарии специалистов ФИПИ и опыт прошлых лет позволяют предположить примерные вариации тем. Большинство из них звучит как вопрос, некоторые – как тезисы или цитаты, другие основываются на противопоставлении понятий. Причем не обязательно соглашаться с предложенным тезисом – ученик может построить свою работу «от обратного», то есть доказывать противоположную точку зрения. В построении тем педагоги будут опираться на понятность и доступность тезиса для школьников.

Примерные темы итогового сочинения 2019:

  • Почему возникает конфликт поколений?
  • Могут ли дети учить родителей?
  • «Человек без мечты, как птица без крыльев».
  • Заветная мечта и жестокая реальность.
  • Как вы понимаете цитату «сладчайшая месть – это прощение»?
  • Месть – проявление силы или слабости?
  • Что важнее – искусство или ремесло?
  • Может ли творец быть ремесленником?
  • Что дает людям искусство?
  • Добрыми людьми рождаются или становятся?
  • Бывает ли оправданная жестокость?
  • Человек как воплощение доброты и жестокости.

Критерии оценивания

При анализе итогового сочинения по литературе 2019 года в первую очередь будут опираться на соответствие двум требованиям, без соблюдения которых работа не будет проверяться далее и получит «незачет»:

  • объем не менее 250 слов;
  • самостоятельно написанный текст (при подозрении на плагиат проверяющие имеют право обратиться к программам проверки уникальности).

Если сочинение соответствует этим требованиям, далее ее оценивают по 5 критериям. Обязательно получить «зачет» по первым двум, а также по одному из трех других. То есть, чтобы работа получила общий зачет, нужно набрать не менее трех «баллов»:

  • Соответствие теме – обязательно. Здесь нужно, чтобы работа строилась на раскрытии заданного тезиса, а не подменялась другим. Используйте формулировку темы во вступлении и в заключении.
  • Наличие аргументов – обязательно. Необходимо опираться на литературный материал – рассказывать о судьбе героев, цитировать авторов, можно дать отсылку к символике произведений (например, вспомнить горящее сердце Данко как символ любви к людям из «Старухи Изергиль» Горького). В работе должно быть не меньше одного аргумента.
  • Композиция и логика. Заявленный во вступлении тезис должен подтверждаться или опровергаться аргументами. Чтобы соблюсти композиционные требования, постарайтесь придерживаться плана.

  • Качество письменной речи. Здесь важно, чтобы предложения строились правильно, без речевых ошибок.
  • Грамотность. Здесь смотрят на объем текста и количество ошибок. Если на 100 слов приходится более пяти несоответствий правилам (грамматика и пунктуация) – выставляется «незачет». Лучше посмотреть затруднительные моменты орфографии в словаре, а сложные предложения упростить, если возникли сомнения.

Как считаются баллы

Для поступающих на гуманитарные направления важно не только получить общий зачет, но и набрать наибольшее количество баллов. Рособрнадзор рекомендовал ВУЗам анализировать сочинения по таким требованиям:

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5
kjlhjkyyuityuadczxc zxcsadfasedfsdfgsdf
mn,bnm,gjhkghjkvzxcvxzcg xcvvcbg sdf fsg
gjhkjbnm,nmbnmgvaszdf asdfdsfg sdfxcv xcv g
,bnm,bhjkgyuizxc zsdxfsert wertsdfg sdfg

Практические советы

Представители ФИПИ утверждают, что некоторые абитуриенты используют выдуманные произведения. Прочитайте при подготовке по 1-2 книги к каждому направлению и опирайтесь на этот материал. Также не обязательно привлекать классику – можно обратиться к «Гарри Поттеру», «Властелину колец» и другим популярным произведениям – в них можно найти много аргументов на заданные вопросы.

При написании итогового сочинения в 2018-2019 году используйте такую методику:

  1. Выберите из предложенных тем ту, к которой сможете подобрать аргументы из литературы.
  2. Сформулируйте свой тезис или вопрос, на который будете отвечать. Например, тема «месть – проявление силы или слабости?». Здесь можно доказывать, что месть – удел слабых. Скажите об этом во вступлении, а в основной части приводите доказательства из произведений.
  3. Приведите один или два примера из литературы (например, поступок Пугачева в «Капитанской дочке», который великодушно пощадил главного героя).
  4. Сформулируйте вывод, опираясь на приведенные аргументы.
  5. Перечитайте написанное на черновике, перепроверьте все затруднительные моменты и перепишите на чистовик.

Предлагаем ознакомиться с клише (наборы фраз для построения речи) к итоговому сочинению 2019 года:

Читайте также:

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

2019-god.com

Как писать итоговое сочинение 2020? / Блог

Блог

Как писать итоговое сочинение 2020?

12 советов, чтобы написать итоговое сочинение по литературе в 11 классе

  1. Выберите тему. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь. Важно! Сочинение по литературе в 11 классе всегда содержит элемент рассуждения.
  2. Сформулируйте вопросы, на которые можно дать ответы в ходе рассуждения.
  3. Сформулируйте аргументы, подтверждения и доказательства свой точки зрения. Совет! Свою точку зрения необходимо выражать лояльно, избегая резких фраз и выражений.
  4. На черновике составьте план сочинения, в котором должно быть минимум 3 пункта: введение, основная часть, заключение.
  5. Определите стиль изложения своей авторской позиции.
  6. Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы.
  7. Формулируйте один или несколько тезисов в начале работы. Каждый тезис подкрепляйте или опровергайте аргументами. В качестве аргументов так же можно использовать цитаты. Важно, чтобы они были правильно оформлены в тексте и состояли не более чем из 2-3 предложений.
  8. Используйте связки, наличие которых обязательно при написании текста на ЕГЭ.
  9. Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них.
  10. Вступление и заключении должны быть логически связаны. Для этого нужно определить связи вступления и заключения.
  11. Прочитайте написанное. Сочинение следует проверять не менее 3 раз! Оставите 30 минут и проведите три этапа проверки:
    • стиля.
    • орфографии.
    • пунктуации.
  12. Списывать отрывки из чужого текста нельзя, т.к. это плагиат. Следовательно за экзамен получишь ноль баллов.

Важно знать!!!

  • Методические рекомендации от ФИПИ 2018: материалы для проведения итогового сочинения.
  • Дополнительные сроки, чтобы переписать работу можно будет 6 февраля и 8 мая.
  • Школьник может принести с собой на сочинение — ручку, паспорт, бумагу для черновиков, при необходимости — лекарства и питание.
  • Гаджеты, шпаргалки, собственные словари — запрещены. Если их заметят, то удалят.
  • Ребята с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать вместо сочинения изложение. Пользоваться на экзамене специальными техническими средствами.

 

Материалы для подготовки к итоговому сочинению:

Нашли ошибку? Выделите и нажмите
Ctrl + Enter

bingoschool.ru

Материал по литературе (11 класс): Анализ итогового сочинения

Отчет о написании итогового сочинения в  11а___классе

по__литературе __

                                           

Учитель: __Василевская Л.В.____

дата__05.12.2018__

Кл.

кол-во в кл.

кол-во выполнявших работу

«5»

«4»

«3»

«2»

%

успеваемость

% кач.

СОУ

кол-во

ФИО

11а

15

15

100

зачет

Все 15 работ признаны соответствующими установленным требованиям:

Требование № 1 «Объем итогового сочинения ( изложения).

Требование №2 «Самостоятельность написания итогового сочинения ( изложения).

Все работы были допущены для проверки по критериям.

зачет

незачет

Критерий №1

Соответствие теме

15ч.,100%

Критерий №2» Аргументация. Привлечение литературного материала

15ч.,100%

Критерий №3

Композиция и логика рассуждения

15ч.,100%

Критерий №4

Качество письменной речи

14ч.,93%

1 ч.,7%

Критерий №5

Грамотность

15ч.,100%

Анализ по критериям

требование 1 (кол-во слов)

требование 2 (самост-ть)

критерий 1

критерий 2

критерий 3

критерий 4

критерий 5

общий итог

зачет/незачет

зачет/незачет

зачет/незачет

зачет/незачет

зачет/незачет

зачет/незачет

зачет/незачет

зачет/незачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

незачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

Выводы:

—  анализ результатов итоговых сочинений показал, что учащиеся с данной работой справились;

—  все обучающиеся 11 класса получили по итогам написания сочинения «зачет» и допущены к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (15 чел-100%)

Рекомендации:

• усилить работу на уроках русского языка и литературы по речевому оформлению текста, используя при этом различные грамматические конструкции, лексику и термины;

• на уроках развития речи по русскому языку и литературе организовать на достаточном уровнем работу с текстовой информацией, что должно обеспечить формирование коммуникативной компетентности школьника: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать,

выделять разные виды информации и осознавать оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в тексте;

• на уроках проводить виды чтения: поисковые (с ориентацией на отбор нужной информации), исследовательские и другие;

• совершенствовать гуманитарные навыки работы обучающихся со справочной, литературоведческой и лингвистической литературой. 

nsportal.ru

Итоговое сочинение по литературе в 2019-2020 учебном году: 11 класс, темы,особенности

Итоговое сочинение по литературе в 2019-2020 учебном году будет не сложнее обычного, но узнать об главных особенностях его написания и оценивания все же надо всем школьникам, а также их родителям.

Кто и для чего пишет итоговое сочинение

Итоговое сочинение в 2019-2020 учебном году

Можно ограничиться простым ответом, сказав что-то про 11 класс, являющийся выпускным. По сути это верный ответ, говорящий о категории лиц, написание экзаменационного сочинения для которых является обязательным.

Эта письменная работа является одним из элементов итоговой аттестации, своего рода обязательное ЕГЭ для тех, кто собирается поступать в вуз. Впрочем, есть и те, кто может вместо сочинения написать итоговое изложение. Такое послабление разрешено лишь части учеников:

  1. Школьникам с официальной инвалидностью.
  2. Выпускникам, проходившим обучение в исправительных учреждениях.
  3. Ученикам, закончившим школу на базе санатория или иного лечебного учреждения.
  4. Учащимся с какими-либо физическими или психическими ограниченными возможностями.

Некоторым детям непонятно зачем ввели обязательное написание изложения или сочинения, ведь по сути они же умеют пользоваться устной речью и даже читали какие-то произведения классиков. Часть школьников освоила полный список рекомендованной литературы, но все равно будет писать итоговую работу.

Это сделано для реальной аттестации знаний школьников, ведь отсутствие какого-либо факта проверки итоговой образованности сильно снижает мотивацию к изучению дисциплины, кажущейся ненужной. Поэтому письменная работа уже давно внедрена в формат выпускных испытаний.

При этом всем учащимся необходимо знать об особенностях проведения экзаменационной работы, чтобы отсутствие важной информации не привело к сложностям в написании сочинения или не стало поводом для появления излишней нервозности, мешающей качественно думать.

Также читайте: Устное собеседование по русскому языку в 2020 году

Особенности и регламент итогового сочинения по литературе

Любая аттестационная работа, проверяющая знания школьников после определенного этапа обучения, обладает конкретным регламентом. Итоговое сочинение не является исключением — есть точные правила, касающиеся всех учеников.

Наиболее важными являются временные рамки. В частности школьникам разных регионов известно, что вне зависимости от места проживания, письменная работа начнется в 10 часов. При этом для получения необходимых наставлений, ознакомления с инструкцией по выполнению работы, уточнение правил по нормативам и иным нюансам сочинения, стоит придти на час раньше, т.е. к 9 утра.

Впрочем, наказывать опоздавших никто не будет, но повторный инструктаж для них не положен. Им придется на ходу ознакомляться с регламентом выполнения работы, пытаясь успеть написать сочинение в отведенное время. Работа с текстом длится всего 235 минут, включая проверку черновых вариантов работы и переписывание сочинения на чистовик с последующей итоговой вычиткой.

Важно знать! Дети, заканчивающие обучение в исправительных учреждениях, а также школьники, имеющие статус ребенка-инвалида, получают дополнительные 1,5 часа на написание экзаменационного сочинения.

Раньше дети в школе просто писали сочинение на одну из представленных тем. По сути единой системы оценивания такого экзамена как таковой не существовало. Разные учителя-предметники даже в рамках одной школы могли иметь собственные критерии оценивания работы ученика при условии соблюдения правил русского языка.

Структура итогового сочинения по литературе

Раньше школьники могли писать сочинение так, как вело их воображение. Сейчас же структурным компонентам письменной работы уделяется особое внимание, а за несоответствие возможна потеря баллов. При этом части сочинения вполне стандартны — вступление переходит в основную часть, заканчивающуюся заключением.

Также есть вариант структуры, подразумевающий разделение последней части на два компонента. Получается не просто заключение, а с предварительными выводами. Следовательно, частей становится 4, но объем выводов в паре с заключением не увеличивается.

По сути к вступлению и заключению особых требований нет, выделяется лишь их малый объем. Совокупный размер этих частей письменной работы не должен превышать объем основного раздела сочинения. Т.е. та часть работы, в которой раскрывается сама тема, должна превосходить начало и конец по общему количеству слов.

К основной части предъявляются и такие требования:

  1. В основе должен находиться хотя бы 1 тезис.
  2. Тезис необходимо подтверждать аргументом.
  3. Используемые компоненты должны помочь раскрыть тему работы.
  4. При малом раскрытии темы желательно использовать несколько пар тезисов и аргументов.
  5. Рекомендуется тщательнее выбирать пары, чтобы можно было раскрыть тему не более чем тремя тезисами.

Это лишь звучит сложно, но по факту работа мало отличается от стандартного сочинения. Требуется лишь чуть больше времени уделить структурированию мыслей, разбивая текст на соответствующие части. Только не стоит забывать, что качественное написание будет зависеть от заблаговременной подготовки, способной помочь в получении высокого балла. Также на оценку могут повлиять и направления, предлагаемые для выполнения письменной работы.

Возможные темы для экзаменационного сочинения

Традиционно в рамках письменной итоговой работы школьникам предлагается выбор одной темы из нескольких вариантов. Стандартно в темах идет противопоставление двух понятий, затрагивающих важные сферы человеческой жизни. Причем заранее темы не озвучивают, хотя можно изучить варианты прошлых лет, понимая, что часто «пары» для сочинений повторяются, т.к. имеют широкое поле для литературного творчества.

Предположительны такие направления:

  1. Верность и измена.
  2. Любовь и ненависть.
  3. Человек и общество.
  4. Равнодушие и отзывчивость.
  5. Преданность и предательство.

Причем в каждом направлении содержится огромный пласт тем, позволяющих проявить индивидуальность в написании качественного сочинения. Примеры тем могут быть самыми разнообразными. Это и вопросы измены любимым людям или место человека в социуме, особенности отзывчивости, отраженные в классической литературе и преданность, нашедшая проявление в жизни школьников. По сути в рамках одного направления рассматривается перечень тем, связанных лишь общими понятиями, а не глубиной и нюансами.

Стоит отметить, что только факт периодического повторения тематик, предназначенных для написания экзаменационной работы, уже делает намек на нюансы подготовки. Игнорировать этот процесс нельзя, иначе будет сложно получить хороший балл.

Особенности предварительной подготовки к написанию сочинения

Подготовка к качественному написанию должна быть своевременной. Необходимо заблаговременно начать готовиться к экзаменационной работе, не дожидаясь ее приближения, т.к. на этот процесс потребуется немало времени. К тому же ФИПИ регулярно обновляет какие-то данные, касающиеся экзаменов, предоставляя соответствующую информацию всем желающим. Поэтому обо всех изменениях можно узнать заранее, используя их при подготовке.

 

Самым банальным и действительно полезным советом, обеспечивающим хорошую подготовку к написанию сочинения, станет рекомендация, касающаяся максимального количества прочитывания классической и иной художественной литературы. Многим школьникам этот совет не очень нравится — дети просто не хотят проводить свободное время за чтением мало интересных им книг.

Внимание! Обязательным элементом подготовки можно считать многократное написание тренировочных сочинений с последующей самостоятельной оценкой по темам прошлых лет. Это позволит не только «набить руку», но и выявить свои слабые стороны при анализе написанного.

Некоторые специалисты советуют проводить оценку работы перекрестно, используя для этого одноклассников или друзей из соседней школы. Также полезным будет и определение объема рукописного текста своего почерка. Можно взять какую-то итоговую единицу, позволяющую быстро подсчитать количество написанных слов. Для этого достаточно взять за основу несколько текстов по 30 или 50 слов, чтобы после их написания можно было запомнить сколько будет исписано на бумаге.

Условно пусть 50 слов будут занимать в среднем 1,5 страницы, тогда минимальные 250 слов потребуют 7,5 страниц. Это значит, что во время аттестации не придется подсчитывать отдельно слова, нужно лишь написать 4 листа/8 страниц, чтобы преодолеть минимальные значения, допускаемые к итоговому оцениванию. Впрочем, помимо такой подготовки, стоит узнать и наиболее эффективный алгоритм выполнения работы.

Рекомендуемая последовательность действий при написании сочинения

Уже в школе жизнь начинает показывать детям важность планирования в разных аспектах жизни. При сдаче письменных работ большого объема стоит также составлять рабочий план, позволяющий не уходить в сторону от основной мысли, помогая не забывать важные моменты.

При этом перед созданием плана необходимо провести небольшой анализ, спокойно обдумать ситуацию, лишь потом приступать к детализации процесса написания. Поэтому первым делом должно стать вдумчивое ознакомление с предложенными вариантами тем для сочинения. Темы нужно не просто прочитать и быстро выбрать одну из них — важно мысленно представить развитие событий внутри сочинения. Необходимо понять есть ли что написать на эту тему, какую литературу стоит использовать по такому вопросу, отзывается ли в голове и сердце то, о чем будет сочинение.

Стоит знать! Психологи советуют выбирать тему, вызывающую сдержанный эмоциональный отклик. В частности безответно влюбленным подросткам не стоит писать на похожую тему, т.к. собственные чувства будут мешать анализировать. При этом желательно писать о том, что хоть немного «трогает за душу». Такие работы пишутся легче, читаются интереснее и ярче раскрывают мысли автора, позволяя получить более высокий балл.

Выбор темы является лишь первым шагом. Дальше следует составление плана, определение аргументов и формирование более точного образа сочинения. На основании плана можно предположить конкретный список литературы для использования, задать общее направление главной мысли сочинения и начать выстраивать более детальное оформление.

После завершения написания сочинения, его необходимо обязательно прочитать, будет полезным сделать это неоднократно. Также желательно по возможности пересчитать слова, т.к. для получения высокого балла требуется определенный минимум текста. Только после прочтения, подсчетов и итоговой проверки, можно переписывать работу на чистовик. При этом не стоит забывать, что и после окончания переписывания нужно еще раз прочитать сочинение, чтобы убедиться в отсутствии сомнительных моментов с очертанием букв, невыраженными запятыми и т.д. Это позволит быть спокойным хотя бы за баллы, начисляемые за грамотность, но есть и другие моменты, влияющие на результат.

Нюансы оценивания сочинения

Даже зная как писать простые сочинения, не забыв при этом о хотя бы небольшой подготовке, школьник рискует не получить минимальный балл, необходимый для зачета. В то же время другой ученик, не прилагая усилий получить оценку «хорошо». Это связано с тем, что последний знает нюансы оценивания сочинения, поэтому при выполнении работы заранее предусматривает внедрение в сочинение элементов, дающих более высокий балл. Поэтому в рамках подготовки важно учитывать этот нюанс.

Учтенные критерии оценивания позволят и просто быть более спокойным во время написания работы, т.к. зная особенности проверки сочинения, можно избежать наиболее ярких ошибок. Причем орфография и грамматика будут учитываться не только одним критерием общей грамотности. Всего же для оценки применят еще 4 крупных аспекта работы.

Среди них такие моменты:

  1. Умение аргументировать.
  2. Общее качество и стиль речи.
  3. Факт соответствия написанного выбранной теме.
  4. Уместность привлечения информации из художественной литературы.

Есть и более детализированные варианты анализа критериев оценки, охватывающих всю многогранность русской речи, начиная от оригинальности изложения мыслей, заканчивая точностью приводимых фактов и их грамотным внедрением в сочинение.

При этом по-прежнему важными являются 2 обязательных критерия: уникальность текста и его полноценный объем. Без них остальные составные компоненты будут не столь важными. Поэтому элемент уникальности должен стоять на первом месте, а все остальные располагаться позже. Всего же баллы дают за 11 элементов.

Среди элементов оценки можно увидеть такие:

  1. Точность фактов — 0-1 б.
  2. Высокий уровень качества речи — 2 б.
  3. Стилистика и общая логика работы — 2 б.
  4. Оригинальность аргументов и выводов — 1 б.
  5. Актуальность приведенных аргументов — до 2 б.
  6. Критерий соответствия выбранной теме — до 2 б.

Остальные 5 критериев имеют прямое отношение к грамотности, включая пунктуацию и орфографию. Максимальное количество баллов, начисляемых за все эти элементы, равняется 11, причем 2 из них касаются общего уровня грамотности.

Этот критерий вступает в силу тогда, когда на 100 слов работы присутствует не более 4-5 ошибок любого вида. Остальные же критерии учитывают отдельные разделы грамотности, отмечая ошибки только «своего» вида. Если же на сочинении пойдет что-то не так, то у школьника будет право попробовать еще раз выполнить письменную работу.

Возможность пересдачи работы

Несмотря на то, что структура сочинения вполне понятна, существует небольшое количество учащихся, нежелающих предварительно изучать ее или как-то иначе готовиться к письменной аттестации. По итогам проделанной обязательной работы они не набирают минимального балла, что подразумевает возможность пересдачи.

Также на такое право претендуют лица, имеющие уважительные причины, не позволившие им придти на экзамен в день аттестации, а еще те, кто был вынужден досрочно покинуть аудиторию в момент написания сочинения. Среди таких учащихся могут быть и заболевшие, и те, у кого была важная семейная причина, и даже школьники, оказавшиеся далеко от места проведения письменной работы по причине поломки или задержки транспорта.

При этом необходимо помнить, что слов недостаточно — в каждом отдельном случае обязательно предоставление соответствующих документов. Поэтому в случае поломки машины где-то за городом, необходимо предоставлять справку от службы эвакуации или попробовать успеть на экзамен любым другим способом. Последнее почти обязательно, если речь идет о паре десятков километров. Отсутствие на экзамене при нахождении в 15 км от школы, будет являться непосещением по неуважительной причине.

Важно знать! Право на пересдачу не предоставляется просто по факту «провала» на экзамене. Необходимо предварительно написать заявление о желании попробовать снова пройти итоговую аттестацию. Только в этом случае ученик будет допущен до пересдачи.

Точное количество пересдач еще не объявлено, хотя можно примерно ориентироваться по предыдущим годам. В предшествующем учебном году школьникам дали право дважды пересдать экзаменационное сочинение. Вряд ли сейчас количество шансов станет меньше.

Итоговое сочинение по литературе в 2019-2020 учебном году снова будет способом проверки знаний. Точные направления тем пока не озвучены, но вероятны повторения из аттестаций прошлых лет. Школьникам нужно изучить эти темы, а заодно ознакомиться с нюансами оценивания и особенностями подготовки. Такой подход поможет получить достойный балл за письменную аттестацию.

yur-gazeta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *