Композиция итогового сочинения по литературе – Композиция итогового сочинения в 11 классе.

Композиция итогового сочинения в 11 классе.


Итоговое сочинение по литературе состоит из трёх частей:


I. Вступление – формулировка темы.
Вступление занимает первый абзац. Оно должно быть чётким и лаконичным.

Конкретный ответ на вопрос-это тезис!(Или объяснение цитаты)

II. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения.
Основная часть состоит и четырёх абзацев, в которых вы приводите примеры из литературных произведений, рассуждаете по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис – литературный аргумент (с примером-иллюстрацией)- микровывод(вывод по конкретному примеру).

III. Заключение – обобщение ваших мыслей.
Заключение – последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению.
Предлагаем вашему вниманию клише, которые помогут последовательно изложить мысли в сочинении.

Часть сочинения

Клише

Вступление

 С давних времён люди задумывались над вопросом …

 Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

 Как следует относиться к …?

 Для чего нужно…?

 (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

 Я считаю, что…

 На мой взгляд, ….

Переход от вступления к основной части

 Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

 Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

 В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

Основная часть

Тезис

 Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …

 Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

 Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) …

Аргумент

 Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

 Вспомним произведение (название и ФИО автора) …

 Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

 Автор повествует о …

 Писатель описывает…

 Писатель рассказывает о …

 В этом произведении в центре стоит…

 Главный герой (героиня) …

Микровывод

 Автор считает, что…

 Поэт думает, что…

 Писатель обращает внимание читателя (на что?) …

 Автор акцентирует внимание (на чём?), детально описывая (кого? что?) …

Переход ко второму литературному примеру

 Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

 Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

 Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение

 Таким образом, можно сделать вывод: …

 Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…

 Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

 В заключение хочется отметить…

 В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата). На мой взгляд, именно …

 Мне бы хотелось верить, что…

 Хотелось бы, чтобы люди задумались…

 Давайте будем….

multiurok.ru

Композиция итогового сочинения — литература, прочее

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

Всякая работа создаётся по определённому плану. Это относится и к сочинению.

Общая композиция

  1. вступление

  2. основная часть

  3. заключение

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

ВСТУПЛЕНИЕ вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может:

  • содержаться ответ на заданный по теме вопрос;

  • представлено ваше мнение;

  • сформулировано ваше понимание поднятой темы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ, проведённый в соответствии с заданной темой.

В основной части следует избегать:

  • пересказа литературного произведения, если ты используешь его в качестве одного из аргументов;

  • изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.

Чтобы правильно написать сочинение, вполне можешь воспользоваться приемом спора с воображаемым оппонентом или методом от противного. Важно показывать свое отношение к фактам, анализировать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения.

Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.

  • Что можно использовать из других источников (история, жизнь, Интернет, СМИ).

  • Какие чувства вызывает поднятая проблема?

  • Задумывались вы раньше над этой проблемой?

  • Насколько важным вам кажется поднятый вопрос?

  • Что нового вы открыли для себя, размышляя над данной темой?

  • Насколько актуальной она может быть для других людей?

5. Запишите основные мысли, которые вы хотите отразить в сочинении. У вас должно получиться не менее 12 предложений.

6. Перечитайте все черновые материалы и составьте план вашего сочинения. Помните, что композиция должна быть чёткой.

Пишите план, оставляя свободные места между пунктами. Туда вы можете внести цитаты, наметить предложения и формулировки. Распределите по пунктам плана все ваши черновые материалы. Не забывайте о заданном объёме.

7. Приступайте к написанию чернового варианта вашего сочинения. Обязательно внимательно следите за логикой повествования: избегайте резких переходов, смысловых сдвигов, не уделяйте слишком много места деталям, незначительным отступлениям.

Излагайте мысли плавно, последовательно, помните о смысловых связках между предложениями, абзацами. Ваш текст должен восприниматься как единое целое

Используйте цитаты, вспомните свой личный опыт, аргументируйте и доказываете ваше мнение, позицию.

8. Особое внимание уделите вступительной и заключительной части сочинения.

Во вступлении сформулируйте проблему, поясните задачи, которые вы ставите перед собой при написании сочинения. В заключении сделайте выводы.

Перед написанием заключительной части перечитайте сочинение целиком. Пересказывать его содержание не нужно: обобщите всё написанное, но другими словами.

9. Перечитайте черновик, найдите и исправьте все ошибки, неточности. Аккуратно перепишите сочинение на чистовик. Перечитайте текст и ещё раз проверьте его.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.

Заключительная часть должна быть: короткой, но емкой;

органически связана с предыдущим изложением.

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к поднятой проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.

Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки.

Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог.

Некоторые секреты как написать сочинение и получить за сочинение 10 баллов

  1. Не пытайтесь зазубрить наизусть тексты готовых сочинений, если тема окажется несколько иной, это отрицательно скажется на результате.

  2. Если в первый момент вам показалось, что вы не можете написать сочинение ни по одной из тем, предложенных вам, не впадайте в панику, посидите, успокойтесь. Скорее всего, через некоторое время ситуация уже не будет казаться столь критичной, и вы что-то вспомните.

  3. Если вы очень сильно волнуетесь и не можете успокоиться, попробуйте сделать следующие дыхательные упражнения: расслабьте руки и ноги, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 20-30 секунд, затем медленно выдохните, повторите 5-6 раз, пока не успокоитесь.

  4. Попробуйте написать по каждой теме все, что знаете. Затем попробуйте как-либо упорядочить все, что записали.

5. Внимательно прочитайте все темы, постарайтесь определить точное лексическое значение каждого слова темы, и только затем — общее лексическое значение фразы или высказывания. Продумайте направление развития темы, соотнесите тему сочинения со своими знаниями и решите.

Итоговое сочинение может быть написано в форме ЭССЕ. Как написать эссе

Жанр эссе предполагает свободу творчества. Вся его прелесть в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, т.е. о чем угодно и как угодно, ведь эссе — это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.

На первом плане эссе — личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему.

Что же такое эссе как жанр литературного произведения?

Эссе (с французского еssai «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.

Стиль эссе отличается:

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе:

  • привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциации.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

  • метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения

Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

  • непредсказуемые выводы, неожиданные повороты

  • интересные сцепления

По речевому построению эссе — это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

Словом, УСПЕХОВ ВАМ В ВАШЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ!

ПУСТЬ ВСЁ У ВАС ПОЛУЧИТСЯ!!!

Материал подготовила:

педагог русского языка и литературы:

Барыкина К.С.

  1. программные произведения, жизненные факты. Не старайтесь создать литературный шедевр. Сейчас вам надо доказать, что вы умеете мыслить и грамотно писать сочинение.

  2. Запишите основные моменты, о которых бы вы хотели сказать в своем сочинении, выстроите их логически — это и будет ваш первоначальный план. Обращайтесь к нему во время написания текста, он поможет вам сохранить логическую линию и, следовательно, раскрыть тему.

  3. Соотнесите объемы вступления, заключения и основной части. Самым большим по размерам должна быть основная часть, вступление — примерно в половину меньше, заключение же — самое небольшое по объему. Помните, что любые «перекосы» с размерами сочинения могут также негативно повлиять на конечный результат.

  4. Не забудьте, что эпиграф — украшение сочинения, но если вы не уверены, подходит ли он, или неточно знаете текст и знаки препинания, лучше не пишите его совсем — за отсутствие эпиграфа оценку никто не снизит.

Учимся писать сочинения. Алгоритм работы.

Учитесь писать сочинения по алгоритму, работайте в соответствии с планом, излагайте мысли последовательно.

  1. Внимательно прочтите тему сочинения. Выделите ключевые слова в ней.

  2. Обдумайте тему тщательно, составьте опорную схему, в которой отметьте главное во вступлении, запишите, какие литературные, исторические или жизненные примеры Вы будете использовать.

  3. Определите основные проблемы, прямо относящиеся к теме. Найдите среди них ключевой вопрос и запишите его.

  4. Начинайте формулировать ваше личное мнение, отразите в черновике мысли по теме, ваше отношение к проблеме. Ответьте на вопросы:

  • Что вас заинтересовало в формулировке темы, показалось близким вашему мировосприятию?

  • Какие литературные произведения можно привлечь к раскрытию темы? Какие детали, факты, образы вспоминаются при анализе литературного источника?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

СОШ № 3

КОМПОЗИЦИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Материал подготовила:

учитель русского языка и литературы

Барыкина К.С.

г Вилючинск 2015

kopilkaurokov.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе (11 класс) на тему: Композиция сочинения по литературе.

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

• вступление

• основная часть

• заключение

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

ВСТУПЛЕНИЕ — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может:

• содержаться ответ на заданный по теме вопрос

• представлено ваше мнение

• содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста

• сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»)

Сочинение — это знание текста, мысли и грамотность.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать:

• пересказа литературного произведения

• изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.

Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное. Заключительная часть должна быть:

• короткой, но емкой

• органически связана с предыдущим изложением

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог.

Некоторые секреты как написать сочинение и сдать экзамен

• Не пытайтесь зазубрить наизусть тексты готовых сочинений, если тема окажется несколько иной, это отрицательно скажется на результате.

• Если в первый момент вам показалось, что вы не можете написать сочинение ни по одной из тем, предложенных вам, не впадайте в панику, посидите, успокойтесь. Скорее всего, через некоторое время ситуация уже не будет казаться столь критичной, и вы что-то вспомните.

• Если вы очень сильно волнуетесь и не можете успокоиться, попробуйте сделать следующие дыхательные упражнения: расслабьте руки и ноги, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 20-30 секунд, затем медленно выдохните, повторите 5-6 раз, пока не успокоитесь.

 • Попробуйте написать по каждой теме все, что знаете. Затем попробуйте как-либо упорядочить все, что записали.

• Внимательно прочитайте все темы, постарайтесь определить точное лексическое значение каждого слова темы, и только затем — общее лексическое значение фразы или высказывания. Продумайте направление развития темы, соотнесите тему сочинения со своими знаниями и решите, сможете вы написать сочинение на эту тему, или же от нее лучше отказаться.

• При выборе темы опирайтесь на свои знания и программные произведения. Не старайтесь создать литературный шедевр. Сейчас вам надо доказать, что вы умеете грамотно писать сочинение.

• Запишите основные моменты, о которых бы вы хотели сказать в своем сочинении, выстройте их логически — это и будет ваш первоначальный план. Обращайтесь к нему во время написания текста, он поможет вам сохранить логическую линию и, следовательно, раскрыть тему.

• Соотнесите объемы вступления, заключения и основной части. Самым большим по размерам должна быть основная часть, вступление — примерно наполовину меньше, заключение же — самое небольшое по объему. Помните, что любые «перекосы» с размерами сочинения могут также негативно повлиять на конечный результат.

• Не забудьте, что эпиграф — украшение сочинения, но если вы не уверены, подходит ли он, или неточно знаете текст и знаки препинания, лучше не пишите его совсем — за отсутствие эпиграфа оценку никто не снизит.

• И самое главное, когда вы собираетесь на экзамен, скажите себе, что вы все можете, что вам все по плечу.

nsportal.ru

Памятка по написанию итогового сочинения по литературе

Памятка

Итоговое сочинение выпускника

Инструкция

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём – от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставиться «незачёт».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать собственный текст участника.

Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт».

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

___________________________________________________________

Критерии оценивания итогового сочинения:

1. Соответствие теме.

Выпускник отвечает на вопрос, размышляет над данной

проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов.

«Незачет»: работа не соответствует теме или отсутствует конкретная цель высказывания.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст.

«Незачет»: литературный материал не привлечен, или искажено содержание книг, или они лишь упомянуты, но не являются опорой для рассуждения.

3. Композиция и логика рассуждения.

Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства.

«Незачет»: грубые логические ошибки мешают пониманию смысла фраз или отсутствует тезисно-доказательная часть.

4. Качество письменной речи.

Выпускник выражает мысли, используя разнообразную лексику и синтаксические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет»: низкое качество речи и речевые ошибки мешают пониманию смысла.

5. Грамотность.

«Незачет»: грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов)

Структура итогового сочинения

  • Вступление (можно составить из комментариев ФИПИ) с указанием темы сочинения

  • Мое мнение-позиция-тезис + клише-переход к аргументам

  • Литературные аргументы с обязательными микровыводами

  • Заключение

Шаблоны вступлений

1. Люди в течение жизни постоянно решают важные для них проблемы, делают выбор. Самый трудный диалог человек ведет с самим собой: кого любить, с кем дружить, кем быть, как поступить. Одним из главных вопросов для каждого здравомыслящего человека становится вопрос о ……………………… (исходя из темы). Именно над этим мне хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.

2. Судьба человека зависит только от него самого. Нам приходится выбирать свой путь, а это значит отвечать на вечные вопросы бытия: что главное для меня в жизни, каким человеком я хочу стать, кого хочу видеть рядом, как поступать в той или иной ситуации. При этом одним из главных вопросов для каждого мыслящего человека становится вопрос о ……………………… (исходя из темы). Именно над этим мне хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.

3. Наша жизнь – это постоянный выбор. Какие качества нужно формировать в себе, чтобы стать смелым, достойным уважения человеком? Каким нравственным законам следовать? Чем руководствоваться в разных ситуациях? Какие приоритеты должны быть главными для нас? Над этими вопросами и многими другими должен задумываться каждый молодой здравомыслящий человек. Сегодня в своем сочинении мне хотелось поразмышлять над (вопросом, темой, высказыванием)……………………… (исходя из темы).

4. ……… (ключевое слово, слова) Что мы понимаем под этим(и) словом(ами) ? Какой смысл оно(и) несет(ут)? Актуально ли сегодня среди суеты и быстротечности жизни вновь обращаться к …………… Именно над этими вопросами заставляет нас поразмышлять высказывание ФИО (тема): «…»

5. ОРИГИНАЛЬНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ (в форме письма, дневника, жизненных наблюдений и т.д.) Вечером я возвращаюсь домой по темной улице. В окнах домов горит приветливо свет. Глядя на эти освещенные окна, я невольно задумываюсь о тех, кто живет там. Быть может, за этим окном собралась к ужину счастливая семья, а может быть, там живет одинокий пожилой человек. Когда-то он был он был молод и у него была семья, но потом ворвалось несчастье и отняло у человека близких, нанесло тяжелые раны. Почему так случилось? Должны ли мы думать о тех, кого посетило несчастье?

Список литературных произведений для аргументов

  1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»

  2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»

  3. У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

  4. А. Островский «Гроза»

  5. Карамзин «Бедная Лиза»

  6. М. А.  Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»

  7. Ф. М.  Достоевский «Преступление и наказание»

  8. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие»

  9. И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Довольный человек», «Враг и друг»

  10. Л.Н Толстой «Война и мир»

  11. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель»

  12. А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

  13. А. Грин «Победитель», «Четырнадцать футов»

  14. И. Курамшина «Сыновний долг»

  15. М. А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

  16. Н. Лесков «Левша»

  17. А. П. Чехов «Тоска», «Человек в футляре»

  18. А. И. Куприн «Чудесный доктор»

  19. К. Паустовский «Телеграмма»

  20. В. Распутин «Уроки французского»

  21. Б.Екимов «Ночь исцеления»

  22. В. Быков «Сотников»

  23. А. Фадеев «Разгром»

  24. Ш. Бодлер «Фальшивая монета»

  25. И. Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом»

  26. В.А. Каверин «Два капитана»

  27. Дж. Толкиен «Властелин колец»

  28. И. Гончаров «Обломов»

  29. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

  30. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

  31. Е.И. Замятин «Мы»

  32. А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

  33. Джек Лондон «Мартин Иден»

  34. Н. Кондратьев «Сашка»

  35. М. Горький «Старуха Изергиль»

  1. Заключение

  2. Призыв
    1. В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

    1. Выражение надежды

    1. Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

    1. Зарисовка, которая возвращает к вступлению

    1. Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.

    2. Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

    1. Цитата

    1. Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно, что лишить мир солнечного света».

infourok.ru

Материалы для подготовки к итоговому сочинению по литературе

Литература .

Рекомендации

«Как писать сочинение по литературе».

К сочинению как главной работе по литературе на экзамене предъявляются строгие требования. Внимательно их изучите и запомните.

Требования к сочинению:

Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.

Сочинение должно быть основано на знании текста.

Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме.

сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.

сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей

(не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского «Гроза», а Катерина; не Андрей — у Толстого, в «Войне и мире», а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.

Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление («вход в тему»), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, «выход» из темы).

Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.

Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.

Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.

Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей «Львом Николаевичем» (о Толстом), «Мариной Ивановной» (о Цветаевой), «Николаем Васильевичем» (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!

Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.

Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать

проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.

Виды тем по литературе:

Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида.

Итак, различают следующие виды тем:

проблемные,

сопоставительные,

обзорные,

темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,

анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),

анализ эпизода,

сочинение по цитате,

смешанные,

свободные.

Проблемные темы — те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин «проблема». Например:

«Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя «Мертвые души»;

«Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина»;

«Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?»

Если формулировка такой темы начинается со слова «проблема», то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.

Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.

Сопоставительные темы — то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом «и». Например:

Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева «Отцы и дети».

В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке.

Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.

Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например:

«Образ Петербурга в русской лирике серебряного века».

«Изображение войны в книге Л.Толстого «Война и мир».

«Темное царство» в драме А.Островского «Гроза».

«Москва и москвичи в изображении М.Булгакова».

Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект «сверху», разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять

О различных видах литературного анализа мы уже начали говорить и продолжим далее в нашем курсе

Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки «обращения» с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача — показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема. Примеры подобных тем:

Мастерство Л.Толстого в изображении истории

Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в «Записках охотника»

Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова.

Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, «спрятанный» в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.

Безусловно, большая́ часть тем сочетает в себе элементы различных видов — и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход — обзорный, проблемный, аналитический или другой — вы изберете как ведущий.

Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не «привязанную» к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что экзамен вы будете сдавать не по философии и не по «житейскому опыту», а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют ваше личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.

Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение. Учтите некоторые рекомендации:

Вступление: чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.

Основная часть: главное ее содержание — это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.

Заключение: задача этой части — ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «композиция». «образ», «пейзаж» и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму — от вопросительной к утвердительной.

Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки.

Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой характеристики содержания произведения.

Написание сочинения — одна из самых важных и сложных задач в вашем обучении.

Рассмотрим значение слова «сочинение»: в его состав входит корень «-чин-«, имеющий значение «порядок, иерархия». То есть, сочинение — это упорядочение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа.

Сочинение по литературе — это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений, и начинать работу над ним надо с малого, например, с анализа эпизода. Научившись этому, вы освоите специфику обращения с художественным текстом, отработаете на небольшом по объему материале навыки литературного анализа, потому что анализ эпизода — это анализ литературного произведения в миниатюре. Кроме того, чтобы глубоко и полно раскрыть в сочинении многие темы, нужно уметь кратко или подробно анализировать некоторые эпизоды или сцены произведения.

Обратите внимание! В последние годы российская школа на выпускном экзамене обязательно предлагает темы сочинений, связанные именно с анализом эпизода литературного произведения. Освоив эту работу, вы тем самым отработаете одну из тем выпускного сочинения.

В этой работе много заданий, предполагающих объемный ответ. Вы можете выполнять их как в самом окне задания, так и в любом текстовом редакторе и потом с помощью копирования перенести в окно ответа.

Напоминаем, что все ответы сначала лучше давать на бумаге, а потом переносить в компьютер.

Рекомендованная литература к работе(при подборке материала использована данная литература):

  1. Как написать сочинение. Сост. Н.М.Елкина. — М., 1997.

  2. https://vk.com/fave?section=likes_posts

  3. Полтавец Е. Как писать сочинение: Для школьников и абитуриентов. — М.: ЗАО ИЗД-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

infourok.ru

Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Презентация итогового сочинения по литературе

Слайд 1

Итоговое сочинение по литературе

Слайд 2

Дата проведения: 7 декабря 2016 — основной день.

Слайд 3

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет». Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Слайд 4

Формулировка задания Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво.

Слайд 5

Выбор темы сочинения Определите, какая из тем кажется вам наиболее конкретной и понятной. Подумайте, какие из подходящих художественных произведений вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, вы вообще не сможете раскрыть тему. Вспомните, по какой из предложенных тем вы знакомы с критической литературой, с интересными интерпретациями текста, современными литературоведческими подходами.

Слайд 8

Композиция сочинения Вступление (тезис) Основная часть (аргументы) Заключение (вывод, связанный с тезисом)

Слайд 9

Варианты вступления Аналитическое (размышление над центральным понятием, входящим в формулировку темы сочинения) Историческое (краткая характеристика эпохи) Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной традиции, размышление о новаторстве автора, о том, что нового писатель внес в развитие литературы)

Слайд 10

4. Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме; характеристика ближайшего окружения писателя; рассказ об истории создания литературного произведения). 5. Вступление-характеристика произведения (характеристика произведения в целом, место произведения в , его новизны и значимости).

Слайд 11

Грамматические средства оформления зачинов Назывное предложение или ряд назывных предложений Риторический вопрос Цепочка вопросительных предложений Вопросно-ответное единство Цитата Ряд однородных членов предложения Повествование об авторе текста

Слайд 12

1) « Равнодушие – это паралич души», — писал известный русский писатель А.П.Чехов . Действительно, душевная черствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости. 2) Как много написано о любви! Кажется, что можно сказать о ней после Пушкина, Лермонтова, Тургенева? Но проходят годы, века, а мы вновь и вновь обращаемся к теме вечно живой и такой разной. И вновь задумываемся над вопросом: любит ли? 3) Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. 4) Часто ли обращаем внимание на то, что нас окружает? Знаем ли мы на самом деле весь наш мир? Замечаем ли мы прекрасное в шуме, суете повседневной жизни?

Слайд 13

5) Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями? 6) «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга», — так сказал В.Г.Белинский и, безусловно, был прав. Но только ли положительное влияние оказывают заимствованные слова на развитие языка? 7) В.П.Астафьев – знаменитый русский писатель, наш современник. Он известен нам по книгам « Васюткино озеро», «Прокляты и убиты», «Последний поклон», « Людочка », «Печальный детектив» и многим другим. Его произведения о природе, о войне, о деревенских людях.

Слайд 14

Пример аналитического вступления сочинения по теме «Тема чести в русской литературе 19 века» Честь… Это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи, трусости. Это морально-волевой стержень, который укрепляет каждого из нас в выборе поступка, когда судьей является собственная совесть. Вот почему русские писатели-классики неоднократно затрагивали проблему чести в своих произведениях. Так, А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» стремились всесторонне осмыслить понятие чести и показать, что оно является непреходящим, общечеловеческим и включает в себя умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим.

Слайд 15

Основная часть сочинения 1.Ответы на те вопросы, в которые была переформулирована тема. 2.Каждая новая мысль начинается с новой красной строки. 3. Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст. 4.Основная часть сочинения немыслима без цитат. 5.В основной части сочинения следует избегать : — пересказа литературного произведения; — изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

Слайд 16

Заключение Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и подробно. Используются такие вводные слова: итак, таким образом, в заключение…

Слайд 17

Пример заключения по теме «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»» В заключение еще раз подчеркну: философская проблематика романа М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени» широка. Спектр поднимаемых писателем проблем (проблема смысла жизни, предопределения человеческой судьбы, свобода выбора, веры и безверия, индивидуализма…) не утратила своей актуальности и по сей день. Но самое главное: без философского аспекта романа нельзя понять ни духа изображенной в произведении исторической эпохи, ни сути характера и противоречивости личности главного героя.

nsportal.ru

Подготовка к итоговому сочинению по литературе.

Министерство внутренних дел России

Новочеркасское суворовское военное училище

Подготовка к итоговому сочинению по литературе.

Учебно-методическое пособие цикла гуманитарных и математических дисциплин ФГКОУ НСВУ МВД России

Новочеркасск

2016г.

Л.Ю. Жорова Подготовка к итоговому сочинению по литературе. Учебно-методическое пособие. ФГКОУ НСВУ МВД России, 2016г.

Рецензент: Преподаватель русского языка и литературы высшей категории НСВУ МВД России К.В. Моложавенко

Методическое пособие предназначено для подготовки к выпускному сочинению по литературе, оно может быть использовано как при самостоятельной работе, так и на учебных занятиях. Суворовцам предлагается краткий теоретический материал, образцы вступлений, заключений, критерии оценивания работ.

В пособии представлены образцы готовых сочинений, которые помогут суворовцам ориентироваться на правильное написание сочинения.

Обучающимся материал пособия позволит проверить и оценить уровень своей подготовки к итоговому сочинению.

Методическое пособие обсуждено и одобрено на заседании цикла гуманитарных и математических дисциплин

Протокол №16 от 29 марта 2016 года

Оглавление

1. Вступление…………………………………………. 4

2. Критерии оценивания…………….…………………5

3. Алгоритм работы над сочинением…….……………11

4. Работа с черновиком…………………………………..12

5. Композиция сочинения……………..………………14

6. Структура сочинения……………………………….14

7. Заключение…………………………………………..17

8. Типичные ошибки в сочинении….…………………19

9. Образцы сочинений……….…………………………22

10. Список использованной литературы………………35

Вступление.

Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». К сдаче ЕГЭ по русскому языку допускаются выпускники, получившие «зачет».

Рекомендуемый объем сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов, то работа считается невыполненной.

Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.

В сочинение обязательно нужно использовать литературный материал для аргументации своей позиции, поэтому знание художественных произведений необходимо. При аргументации не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения, а также следует избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

Данное сочинение может учитываться при приеме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируются с баллами ЕГЭ. За вузами закрепляется право утвердить собственные критерии оценки итогового сочинения. Ниже приводятся рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения вузами. 

Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Критерии оценивания.

Сочинение будет оцениваться по пяти критериям: 
1. Соответствие теме.
 
Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть. 
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). 
«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»). 
2. Аргументация и привлечение литературного материала. 
Приводя примеры конкретных работ школьников, эксперты дают понять, что не слишком приветствуется схематичность трактовки образов, упрощенность, важно понимание и осмысление учеником произведения. Литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис. 
Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой действующих лиц и т.д. 
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. 
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. 
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»). 
3. Композиция и логика рассуждения. 
Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы. 
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. 
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»). 
4. Качество письменной речи. 
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. 
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»). 
5. Грамотность. 
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок. 
«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). 

Для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы сочинение соответствовало трём критериям, причем первым двум обязательно. Также сочинение должно содержать не менее 250 слов, а текст работы должен быть оригинален не менее чем на 50%

За вузами закрепляется право утвердить собственные критерии оценки итогового сочинения. Ниже приводятся рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения вузами. 

 2

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; 
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; 
и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.

 1

Сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

 0

 К3. Композиция

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

 2

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, 
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль повторяется и не развивается. 

 1

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

 0

 К4. Качество речи

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

 2

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

 1

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

 0

 К5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

 1

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

 0

 К6. Речевые нормы

Допущено не более 2 речевых ошибок.

 2

Допущены 3-4 речевые ошибки.

 1

Допущены 5 и более речевых ошибок.

 0

 К7. Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

 3

Допущены 2-3 орфографические ошибки.

 2

Допущены 4-5 орфографических ошибок.

 1

Допущено более 5 орфографических ошибок.

 0

 К8. Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

 3

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

 2

Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.

 1

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

 0

 К9. Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

 2

Допущены 3-4 грамматические ошибки.

 1

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

 0

 К10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют.

 1

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).

 0

 МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ

20 

Алгоритм работы над сочинением

1. Необходимо выбрать тему, но при этом нужно иметь ввиду, что сочинение без литературного аргумента оценивается нулем баллов. Следовательно, нужно выбирать ту тему, к которой вы сможете сформулировать литературный аргумент подтверждающий вашу позицию по проблеме. 2.Определите проблему или вопрос, которые содержатся в теме сочинения.

3. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают проблему. 4. Подберите произведения, с помощью которых сможете доказать свою точку зрения. 5.Продумайте композицию работы, напишите план. 6.Напишите черновой вариант работы. 7.Перечитайте написанное. Внесите необходимые исправления в композицию и в речевое оформление. 8.Напишите окончательный вариант работы. 9.Перечитайте написанное. Исправьте замеченные ошибки.

Работа с черновиком.

Существуют различные способы работы с черновиком. Можно полностью написать текст на черновик, затем исправить там ошибки, а затем переписать на чистовик, а можно сначала написать законченный фрагмент на черновике, а затем отредактировав его, переносить в чистовик.

На этапе выбора темы вы можете набросать на черновике названия художественных произведений, необходимые для раскрытия темы. После того как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис – мысль, которую вы будете обосновывать в своем сочинении. Подбирая материал, выделяйте в нем главные и второстепенные сведения. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис – это поможет вам выстроить композицию сочинения. Вспомогательный материал можно использовать для аргументации основной мысли. Например, раскрывая тему «Любовь: счастье или трагедия?» следует ответить на вопрос: «Почему для одних любовь – счастье, а для других трагедия?» В результате можно сформулировать следующие тезисы:

Тема: «Любовь: счастье или трагедия?» Проблемный вопрос: «Почему для одних любовь – счастье, а для других трагедия?»

Тезис 1 Взаимная любовь – чувство созидающее, окрыляющее человека, приносящее счастье любящим (Л.Н. Толстой «Война и мир»; лирика А.С. Пушкина; А.И. Куприн «Суламифь»). Тезис 2 Любовь побуждает к творчеству, становится источником вдохновения (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновение»). Тезис 3 Любовь пробуждает сострадание, преображает человека (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»). Тезис 4 Часто люди проходят мимо любви, предпочитают ей покой, привычную жизнь (А.П.Чехов «О любви», А.И. Куприн «Гранатовый браслет»). Тезис 5 Порой за любовь люди принимают сиюминутное увлечение, за которое приходится жестоко расплачиваться (А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», А.П.Чехов «Попрыгунья»). Тезис 6 Любовь может ослепить человека, породить ревность, которая приводит к трагедии (А.П.Чехов «Драма на охоте», А.И. Куприн «Суламифь») Вывод: Любовь — чувство, которое возвышает человека, приносит счастье, однако люди не всегда ценят любовь, что становится причиной трагедии.

Композиция сочинения.

Традицонно выделяют три части сочинения:

1.вступление, задача которого – ввести в тему, дать общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;

2. основная часть, в которой раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения; 3.заключение, в котором подводится итог, обобщается написанное.

Структура сочинения.

Анализ сочинения на тему: «Любить природу – значит любить Родину» (М. Пришвин)

Тезис 2
Доказательства, примеры

Микровывод

   Само слово «Матёра» символично: мать, родная земля… Однако герои повести по-разному относятся к родной деревне. Старики: Дарья, Настасья, Катерина, Сима — не могут смириться с жестоким и неразумным решением. Дарья с горечью думает о своей ответственности перед предками, о родном крае, который не смогла уберечь. Её сын Павел хоть и жалеет родной остров, но уже смирился, работает бригадиром в новом совхозе, обживает новый дом, а внук Андрей и вовсе забыл о своих корнях, собирается работать на строительстве той самой плотины, из-за которой гибнет Матёра. Так на примере трёх поколений семьи Пинигиных автор показывает, как человек постепенно отдаляется от родной земли. 

Тезис 3
Доказательства, примеры

Микровывод

   Особую тревогу автора вызывают люди, которые добровольно губят Матёру. Клавка Стригунова и Петруха сжигают свои дома, Жук и Воронцов ругаются с матёринцами, не понимая, почему те сопротивляются сносу кладбища. Распутин метафорически называет этих героев «обсевками», сравнивая с голыми местами на пашне, куда не упало зерно. В их души не упали семена добра. На примере таких персонажей писатель показывает, что может произойти с человеком, который теряет связь с родиной. 

Тезис 4
Доказательства, примеры

Микровывод

   Особую роль в повести играют символические образы. Гордостью матёринцев является «царский листвень» — старое дерево, одиноко стоящее на холме. По преданию, его корни — это опора острова, тот стержень, на котором держится жизнь. Как ни стараются его уничтожить, могучее дерево несокрушимо, неподвластно ни топору, ни огню. Писатель считает, что человек не властен над силами природы, никогда не подчинит её своей воле, не изменит её вековых законов.

Тезис 5
Доказательства, примеры

Микровывод

   Символичен и финал повести. Павел, Петруха и Воронцов блуждают в тумане, не могут найти путь к уже утраченному дому, где остались их матери. Так Распутин хочет напомнить нам, что, оторвавшись от своих корней, мы будем блуждать во мраке, не находя вокруг нравственных ориентиров.

Заключение

   И сегодня, через десятилетия после выхода повести в свет, мы видим, как прав был писатель. Но всё же я с надеждой смотрю в будущее, желая, чтобы люди одумались: не разрушали, а созидали, сохраняли живой первозданную красоту природы.

Вступление не должно быть большим, оно должно быть связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.

Основная часть должна быть посвящена раскрытию конкретной теме. Каждый абзац посвящен изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи, а заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны. Новый абзац – это новая мысль, связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. С этой целью можно использовать следующие слова и словосочетания: вначале, однако, следовательно, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, обратимся к…, вспомним также, необходимо рассмотреть, в заключение хочу отметить, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать…

Заключение.

Варианты заключения.

Риторический вопрос

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность.

Цивилизация дала множество благ, но она медленно губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли ее. Мы бесконечно изменяли и уродовали прекрасный лик планеты. Неужели человечество продолжит это бездумное уничтожение природы, а значит, и самого себя?

Призыв к читателю

Призыв, обращение к читателю акцентирует внимание на главной мысли сочинения, побуждает читателя изменить своё отношение к проблеме.

Итак, посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным эгоистом или человеком, который несёт добро окружающим?

Цитата

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль.

Русские писатели в своих произведениях не раз показывали страшное, бесчеловечное лицо войны. Множество произведений от «Слова о полку Игореве» до романов Б. Васильева объединяет мысль о том, что вóйны приносят человечеству только беды и страдания. Как тут не вспомнить слова Л.Н. Толстого: «Война нелюбезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…»!

Заключение должно подводить итог всей вашей работы, логично завершать размышления над темой сочинения. Вывод – это не повторение аргументов, а обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.

Типичные ошибки в сочинении.

1.Фактические ошибки – это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

2. Речевые ошибки – это нарушение норм употребления и сочетаемости слов.

3. Грамматические ошибки – это ошибки в языковой структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Часто причиной грамматических ошибок является невнимательность при переписывании текста. Необходимо правильно распределить время, чтобы внимательно перечитать текст сочинения и внести необходимые исправления.

воспитавшим в себе…).

8

Нарушение управления

Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример). Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения).

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает…).

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были рады, счастливы и весёлые (правильно:… и веселы).

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и).

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).

14

Ошибки в построении сложного предложения

Рассказ написан Александром Солженицыным, в котором поднимается важная проблема… (Правильно: В рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема…)

15

Смешение прямой и косвенной речи

Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (Правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.)

Образцы сочинений.

«От любви к женщине родилось все прекрасное на земле» М. Горький.

Любовь — самое прекрасное и самое загадочное чувство, дарованное человеку. Это огромная сила, энергия, неожиданно вселяющаяся в нас, заставляющая наши сердца радостно трепетать. Она окрыляет, преображает нас внутренне и внешне, вдохновляет на новые начинания, свершения, подвиги. Любовь –это созидательное чувство, источник вдохновения, побуждающее к творчеству. Поэты, писатели, композиторы и художники всех времен и народов воспевали любовь, творили во имя нее.  В их творчестве отражаются все чувства и эмоции, которые они не в силах были сдержать в себе. Ярким примером тому является гениальный русский поэт, прозаик и драматург А.С. Пушкин.

Он был человеком увлекающимся, страстным, темпераментным.  Женщины были его музой, каждое увлечение поэта рождало в его душе стихи, и именно женщинам  он посвятил большую часть своих произведений. В стихотворении «К ***», мы наблюдаем историю любви поэта к Анне Петровне Керн. Оно было написано  в 1925 году в селе Михайловское, куда А.С. Пушкин был сослан за антиправительственные стихи. Анна Керн навещала в это время свою тетушку в Тригорской усадьбе, находящейся близ Михайловского. Свою первую встречу с А.П. Керн, состоявшуюся несколько лет назад, А.С. Пушкин описывает словами нежности и восхищения:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В этих строках поэт очень точно и выразительно смог передать те яркие чувства, тот трепет и замирание сердца первой волнующей душу встречи, которые испытывает в своей жизни каждый человек. Находясь в ссылке, поэт тоскует по женщине, пленившей его мысли, ему долгое время  снятся «милые черты» и звучит ее «голос нежный». Ссылка, «мрак заточенья», тяготит Пушкина, он пишет об этом:

В глуши, во мраке заточенья,
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Неожиданная новая встреча с той, что когда-то встревожила его душу, пленила его воображение, вызвала огромную радость и восторг, его душа проснулась, обрела крылья.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь: И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Встреча с А.П. Керн взволновала поэта, вызвала в нем пылкое и страстное чувство, побудившее к созданию замечательного лирического произведения. Читая лирические произведения А.С. Пушкина, в памяти невольно возникают слова М. Горького «От любви к женщине родилось все прекрасное на земле».

История — ключ к пониманию народа.

История — это наука, призвание которой — сохранить культуру и традиции народа, а также передать знания о подвигах и деяниях наших предков подрастающему поколению. Без истории народа, как такового, не существует, ведь она прививает ему необходимые знания, а следовательно, и формулирует характер его.

История — это огромная система, в которой практически каждое событие цепляется за другое, и в которой рисуется широкая картина всего народа. Изучая историю, мы изучаем душу нации.

Наш русский народ стяжал множество славных побед. Одна из таких — победа в Отечественной войне 1812 года, которую в мельчайших подробностях описал Лев Николаевич Толстой в своём романе «Война и мир». Писатель показал, насколько храбр наш народ и на что он готов пойти ради спасения своего отечества на примере капитана Тушина. Капитан со своей батареей прикрывал отступающих солдат даже несмотря на то, что его батарея осталась одна, другие «ушли по чьему-то приказанию в середине дела».

Сам же Тушин, после сражения, вызвал лишь недовольство со стороны командования, и лишь князь Андрей, выводивший орудия вместе с Тушиным, спасает его честь и честь его батареи.

Здесь автор показывает, что капитан Тушин является одним из тех «ключей» к пониманию народа, примеров стойкости, который мы должны знать и помнить, а также одним из примеров мужества, на который мы должны равняться.

Еще одним «ключом» является Тимохин, который «с отчаянным криком бросился на французов с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы побросали оружие и побежали».

Тут, как я думаю, писатель хотел донести до читателя то, что такими людьми, как капитан Тушин и Тимохин, выигрывается война. Не генералами, не адъютантами, а простыми людьми. Данные герои произведения — одни из тех «ключей», которыми можно описать наш народ, каков он, а именно — стойкий, мужественный, непоколебимый.

Подводя итог, я хочу сказать, что народ обязан знать свою историю, почитать своих предков, знать и помнить их подвиги. Ведь кем мы будем без знания своей истории? Пустыми, как морально, так и культурно, мы начнём забывать свои принципы и традиции, а следовательно, потеряем гордость за свой народ, так как история — это то, что влияет на наши мысли и характер.

На что человек способен ради любви?

Что такое любовь? У каждого человека есть своё определение этому красивому, загадочному слову. Например, апостол Павел проповедовал, что любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не желает зла, не радуется неправде, а порадуется истине; любовь все проходит, всему верит, всегда, надеется, все переносит. Любовь — это великое чувство, ради которого человек способен на многое.

Это хорошо показал известный писатель Александр Иванович Куприн в повести «Олеся». Главная героиня — юная ведьма, которая жила в лесу вместе с бабушкой Мануйлихой. Она всегда держала внучку подле себя, чтобы та не общалась с людьми, но недолго длилась её спокойная жизнь — в судьбе Олеси появился Иван Тимофеевич. После недолгого общения, главные герои полюбили друг друга, а ещё через некоторое время Иван Тимофеевич сделал предложение руки и сердца. Олеся прекрасно понимала, что ей нельзя венчаться, поскольку она, по своей природе, является «нечистой силой», но ради любви она решилась попробовать войти в «дом Божий», вопреки страху смерти и упрекам жителей, но, в итоге, ей пришлось покинуть своего любимого.

Но любовь бывает не только между мужчиной и женщиной. Об этом писал известный лингвист Сергей Иванович Ожегов: «Любовь — чувство самоотверженной и искренней привязанности к чему-либо», то есть это может быть любовь к Родине. Ради неё человек тоже способен на благородные поступки, как, например, главный герой из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир» — Андрей Болконский. В начале романа, в первом бою против Наполеона, когда русским войскам пришлось отступить, он не дрогнул перед многотысячной армией императора Франции, а, наоборот, один пошёл в атаку, не боясь за свою жизнь, потому что для него важнее всего была защита Родины от посягательств врага.

В заключении, я могу сказать о том, что для меня, пока, любовь остаётся красивой загадкой природы, которую я разгадаю в своё время, как это сделали известные писатели, поэты и «люди науки».

 «Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития». А.Т. Твардовский

Что даёт человеку время, проведённое за чтением книги? С одной стороны, ответ прост. Его дал ранее философ-просветитель Монтескье, писавший о том, что чтение книги — отличный способ обменять часы скуки на часы наслаждения. С другой стороны, книга является важнейшим и незаменимым источником знаний об окружающем мире, накопленных человечеством за века. И главной функцией книги является именно передача этих бесценных знаний человеку, читателю. Благодаря этому у нас есть великолепная возможность развиваться как нравственно, так и интеллектуально.Именно к мысли о том, что чтение — это способ стать умственно развитой личностью, подводит нас А.Т. Твардовский. Я не могу не согласиться с ним. Ведь даже в обычной жизни все люди, я в том числе, используем знания, почерпнутые в процессе чтения. Общение с книгой также уникально, потому что в отличие от других источников информации книга показывает нам как именно применить то или иное знание в реальной жизни на примере героев, показывает какие последствия влекут за собой те или иные поступки. На мой взгляд, в этом и заключается определение Твардовским книги как высшей формы интеллектуального развития. Аналогичную мысль высказывали философы, ученые и писатели всех времен и народов.

Обратимся к произведению американского писателя Джека Лондона «Мартин Иден». В городе Сан-Франциско жил грубоватый простой парень — Мартин Иден. Мартин был обычным моряком, работа которого необычайно трудна, он еле-еле сводил концы с концами. Однако, по воле случая, герой знакомится со студенткой Руфью, поразившей Мартина до глубины души. Он хорошо понимал, что между ним, простым моряком, и Руфью, девушкой из богатой приличной семьи, лежит пропасть. Между ними было больше различий, чем сходства: герои по-разному говорили, по-разному смотрели на жизнь, сами условия жизни были разные. Однако стремясь стать достойным сердца и руки девушки, Мартин начинает заниматься своим образованием — много читает, развивая свой интеллект и язык. В итоге, благодаря этому непрерывному общению с книгой, герой добивается не только любви Руфи, но и решает стать писателем. Мартин по-новому видит мир, воспринимает его с особой глубиной и становится по-настоящему образованным человеком. Этот пример служит доказательством того, как чтение влияет на интеллект человека. В заключение хотелось бы привести слова французского писателя Д. Дидро о том, что люди перестают мыслить, когда перестают читать. Однако, если человек не хочет сойти с пути интеллектуального развития, книга станет в этом его лучшим помощником.

«Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития». А.Т. Твардовский

Что даёт человеку время, проведённое за чтением книги? С одной стороны, ответ прост. Его дал ранее философ-просветитель Монтескье, писавший о том, что чтение книги — отличный способ обменять часы скуки на часы наслаждения. С другой стороны, книга является важнейшим и незаменимым источником знаний об окружающем мире, накопленных человечеством за века. И главной функцией книги является именно передача этих бесценных знаний человеку, читателю. Благодаря этому у нас есть великолепная возможность развиваться как нравственно, так и интеллектуально. Именно к мысли о том, что чтение — это способ стать умственно развитой личностью, подводит нас А.Т. Твардовский. Я не могу не согласиться с ним. Ведь даже в обычной жизни все люди, я в том числе, используем знания, почерпнутые в процессе чтения. Общение с книгой также уникально, потому что в отличие от других источников информации книга показывает нам как именно применить то или иное знание в реальной жизни на примере героев, показывает, какие последствия влекут за собой те или иные поступки. На мой взгляд, в этом и заключается определение Твардовским книги как высшей формы интеллектуального развития. Аналогичную мысль высказывали философы, ученые и писатели всех времен и народов.

Обратимся к произведению американского писателя Джека Лондона «Мартин Иден». В городе Сан-Франциско жил грубоватый простой парень — Мартин Иден. Мартин был обычным моряком, работа которого необычайно трудна, он еле-еле сводил концы с концами. Однако, по воле случая, герой знакомится со студенткой Руфью, поразившей Мартина до глубины души. Он хорошо понимал, что между ним, простым моряком, и Руфью, девушкой из богатой приличной семьи, лежит пропасть. Между ними было больше различий, чем сходства: герои по-разному говорили, по-разному смотрели на жизнь, сами условия жизни были разные. Однако, стремясь стать достойным сердца и руки девушки, Мартин начинает заниматься своим образованием — много читает, развивая свой интеллект и язык. В итоге, благодаря этому непрерывному общению с книгой, герой добивается не только любви Руфи, но и решает стать писателем. Мартин по-новому видит мир, воспринимает его с особой глубиной и становится по-настоящему образованным человеком. Этот пример служит доказательством того, как чтение влияет на интеллект человека. В заключение хотелось бы привести слова французского писателя Д. Дидро о том, что люди перестают мыслить, когда перестают читать. Однако, если человек не хочет сойти с пути интеллектуального развития, книга станет в этом его лучшим помощником.

Нравственный выбор человека на войне.

Когда в мирную жизнь врывается война, она приносит горе, слезы, смерть и страх. Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для всего народа, и для каждого человека в отдельности. Война — это проверка на прочность, это всегда выбор. И, наверно, самый тяжелый выбор – нравственный.

Так, В. Быков в своей повести ,,Сотников’’, пишет о людях, которые в условиях войны ведут себя по-разному. Человек в экстремальной ситуации может повести себя совсем по-другому, чем в обычной жизни. Безвыходность, иногда толкает человека на такие поступки, которые, казалось бы, не присущи ему были прежде.

Главный герой Сотников и Рыбак – партизаны. Они получают приказ, от командира раздобыть еды для отряда и отправляются в деревню. Сотников был простужен, и сильно кашлял. Он пошел потому, что другие отказались. «Почему они, а не я должен идти, какое право я имею отказываться?’’ – думал Сотников. Совесть и честь не позволили ему отказаться. Холодной зимней ночью они отправляются на задания. Мы видим двух разных людей: с одной стороны хилого больного Сотникова, который еле тащится за своим товарищем. И Рыбака – сильного, сообразительного готового к любой ситуации. Он всю жизнь, ”ухитрялся найти какой-нибудь выход”. И нам кажется, что именно он будет героем в этой повести. Особенно когда он добывает у старосты овцу, и оставляет в живых его, проявляя чувство жалости. Чувство совести побеждает, и тогда когда он вытаскивает раненого Сотника с большака, после того как их настигли немцы, и завязалась перестрелка. И мы еще верим хорошим поступкам Рыбака. Но когда они попадают в плен, мы видим, что Рыбак хочет жить, выжить любой ценой и выболтал кое – что следователю Плотникову, а тот предложил служить в полиции. Сотников же, наоборот, даже после пыток и допросов ничего не сказал, терял сознание, выдержал. ”Что ж надо с достоинством встретить смерть. Иначе, зачем тогда жить? Слишком нелегко она дается человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу.” Даже перед самой казнью Сотников думает не о себе, а о людях, которым предстоит умереть вместе с ним, и пытается, спаси их жизни своим признанием, что он партизан, командир отряда. Но после понимает, что это наивно. Его стремление спасти Демчиху, и девочку Басю, и даже Рыбака понятны и восхищают. Но они оказались тщетны. Их всех казнили, повесили, и опору из- под ног выбил Рыбак. Согласившийся служить в полиции. Сотников перед смертью не стал осуждать его, лишь к черту послал: ”Какое право я имею судить?’’ Наверное, многие читатели в душе надеялись, что полицаи хотя бы освободят многодетную мать — Демчиху и девочку, но…А что же Рыбак? Он пытался повеситься, его мучила совесть, он понял, что запутался, что душевная смерть хуже физической. До последнего у него присутствует мысль: «Бежать! Бежать!», но он понимает, что бежать некуда, от себя не убежишь. Ему придется с этим жить.

Проблема нравственного выбора есть и в других произведениях В. Быкова, таких как: «Обелиск», «Альпийская баллада», в его повестях рассказывается о простых солдатах и их трагичных судьбах в самое тяжелое время.


Список использованной литературы

1.Е Бузина. Журнал «Литература» №10 « Выпускное сочинение: алгоритм подготовки». М.-2007

2.Е.И. Богомолова, Т.К. Жаров, М.М. Кедрова. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. Высшая школа. М.-2005

3. В.В. Дубровская. Трудный жанр: сочинение. Барнаул- АКИПКРО, 2009

4. Т.В. Торкунова. Как писать сочинение. М.- АЙРИС 2003

5.Г.А. Обернихина. Сочинение на литературную тему. Пособие для учителя. М.- АРКТИ 2005

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о