Когда в россии ввели егэ в – История Единого государственного экзамена в России, история ЕГЭ

В каком году был первый ЕГЭ 🚩 в каком году произошло 🚩 Школы

Прототипы Единого государственного экзамена в других странах

Россия стала не первым государством, задумавшимся о создании единой для школы и вуза экзаменационной системы. В США и в Великобритании каждый школьник сдает выпускные тесты, по результатам которых выпускник может подавать документы в тот вуз, для поступления в который он набрал достаточные баллы. Во Франции система несколько другая. Любой школьник, сдавший на положительную оценку выпускной экзамен, может записаться в любой университет страны. Вступительные экзамены проводятся только в некоторых вузах и после первого или второго года обучения в высшей школе.

Также аналоги ЕГЭ существуют в Украине и в Казахстане.

Российская система ЕГЭ ближе к англосаксонской, в частности, наличием системы тестов и проходного балла в каждый вуз. Однако сохраняется и своя специфика, связанная с организацией обучения частично на государственный счет, а частично — за счет поступающих.

Появление ЕГЭ в России

Еще в девяностые годы появились первые проекты, связанные с введением единого выпускного и вступительного экзамена. Это должно было облегчить жизнь школьникам, а также упорядочить экзаменационную систему, уменьшив коррупцию на местах за счет введения беспристрастного экзамена и упростить для студентов из регионов поступление в столичные вузы. В начале двухтысячных идея введения ЕГЭ стала частью проекта реформирования российского образования в соответствии с мировыми стандартами. В рамках того же проекта высшее образование было разделено на две ступени — бакалавриат и магистратуру.

К 2000 году коллектив преподавателей и ученых разработал первый вариант ЕГЭ. В следующем году Министерство образования выбрало несколько регионов и вузов, которые стали участниками программы тестирования системы ЕГЭ. Со временем список регионов расширялся. На первом этапе вузы сами принимали решение о том, будут ли они принимать результаты ЕГЭ или организовывать собственные вступительные экзамены.

Вместе с введением ЕГЭ исчезли льготы при поступлении для золотых медалистов.

В то же время, введение ЕГЭ вызывало активное противодействие у части общества. У большинства родителей и учителей сомнение вызывала тестовая система проверки знаний, особенно для гуманитарных предметов. Позднее в соответствии с пожеланиями специалистов некоторые задания ЕГЭ были изменены, в частности, из экзамена по математике были убраны тестовые задания.

В 2009 году ЕГЭ стал обязательным экзаменом на территории всей страны, однако некоторые вузы сохранили свои вступительные экзамены — среди них МГУ и вузы художественной направленности.

www.kakprosto.ru

Зачем нужен ЕГЭ в России?

В России стартовал основной этап Единых государственных экзаменов. Он продлится с 28 мая по 2 июля.

Первыми стали школьники, которым нужны результаты по географии и информатике. 

ЕГЭ введен повсеместно девять лет назад, однако споры вокруг этой формы сдачи выпускных экзаменов в школе не прекращаются до сих пор.

А кто придумал ЕГЭ?

Инициатором внедрения Единого госэкзамена в России стал Владимир Филиппов, занимавший пост министра образования с 1999 по 2004 год. Именно при нем были разработаны принципы ЕГЭ в России.

Непосредственным создателем системы тестирования стал Владимир Хлебников, однофамилец великого русского поэта. Интересно отметить, что именно он стал и одним из первых критиков этой системы.

Будучи главой Федерального центра тестирования Рособрнадзора, Хлебников разработал принципы централизованного тестирования, которое проводилось сугубо добровольно по желанию учеников и образовательных учреждений. Бюджетных средств на это не требовалось, результаты согласны были учитывать при отсеве абитуриентов около шестисот вузов страны.

По мнению Владимира Хлебникова, эта система никак не годилась в качестве итоговой аттестации по окончании школы.

Тем не менее, чиновников система устроила, и с 2001 года проводились эксперименты по введению единых госэкзаменов в различных регионах. С 2009 года ЕГЭ стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной для поступления в вузы.

А зачем это было надо?

Инициаторы введения ЕГЭ больше всего заботились о двух вещах: об уменьшении коррупции, которая в образовании процветала и даже не особо скрывалась, и о создании работающего «образовательного лифта».

Филиппов прямо говорил, что ЕГЭ вызывает резкую критику прежде всего потому, что жители столичных городов теряют «естественное» преимущество при поступлении в престижные вузы, в которые можно было попасть исключительно с помощью репетиторства или платных подготовительных курсов. ЕГЭ же, по задумке организаторов, шансы уравнивал.

По прошествии времени оказалось, что в целом этого достичь удалось, заявила корреспонденту Infox.Ru директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Клячко.

«При всех сложностях у ЕГЭ не больше недостатков, чем было у традиционных экзаменов. А с точки зрения того, что ребята из глубинки могут теперь приезжать и поступать в учебные заведения крупных городов, и мы видим по результатам наших исследований, что действительно мобильность выпускников школ резко повысилась, я считаю, это хорошее начинание», — подчеркнула Татьяна Клячко.

Признают это и принципиальные противники ЕГЭ. К примеру, зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин отметил, что детям из регионов поступать в столичные вузы стало проще. Однако по его мнению, вреда от ЕГЭ больше.

То есть ЕГЭ достаточно для поступления в любой вуз?

Не совсем. Наиболее престижные вузы получили право  проводить дополнительные испытания. Прежде всего это Московский государственный университет имени Ломоносова, сохраняющий звание самого престижного вуза страны.

Как рассказал недавно ректор МГУ Виктор Садовничий, экзамены для поступления в МГУ оказываются непреодолимыми для каждого десятого из абитуриентов.

Однако таких вузов не очень много. В основном для поступления в высшее учебное заведение хватает хороших результатов, полученных на ЕГЭ.

А если экзамен сдан плохо?

Если же результаты получились не ахти, экзамен можно пересдать. Есть возможность сделать это на следующий год и даже сразу же после неудачи.

«И прорабатывается вопрос о том, что можно пересдавать ЕГЭ в тот же год, когда вы его сдаете. И раньше было точно так же, люди не поступили в вуз и все, поступай на следующий год.  По сравнению с традиционными экзаменами никакого ухудшения нет. Единственное – раньше несколько вузов типа МГУ или Ленинградского государственного университета куда можно было сдавать экзамены в июле, а экзамены во все остальные вузы проходили в августе, поэтому тот, кто не поступал в МГУ, в августе мог поступить в другой вуз», — рассказала директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Клячко.

Что касается психологических аспектов, то тут, по мнению экспертов, мало что изменилось. Как нервничали школьники перед экзаменами, так и продолжат нервничать. А вот влияние человеческого фактора на результаты уменьшилось.

«В школе еще можно было говорить о том, что ученик, сдавая экзамен, не сильно волновался, потому что все учителя были ему знакомы и в принципе он считал, что его так или иначе вытянут, хотя это не всегда было так. И если с каким-то учителем отношения не сложились, то наоборот это могло привести к крайне неприятным результатам. Теперь же человек хотя бы от тех неприятностей избавлен. А когда абитуриент поступал в вуз, он сталкивался с совершенно незнакомой ему ситуацией. Да, в тот момент, когда взятки были распространены, какая-то часть людей, которые платили деньги за обучение, считали себя более защищенными. Но это же снова в ущерб всем остальным. Сейчас ситуация лучше, чем лет 10-12 тому назад», — считает Татьяна Клячко.

А почему ЕГЭ критикуют?

Главный объект критики – форма, в которой проводится экзамен.  С самого начала вызывала сомнения возможность корректно оценить уровень знания учеников с помощью тестов. Особенно смущали экзамены в такой форме по гуманитарным дисциплинам. К тому же отмечалось, что целью образования становится именно удачная сдача экзаменов, а не знания как таковые. Многие учителя признавались, что буквально натаскивают учеников на тестирование.

Задания ЕГЭ называются контрольно-измерительными материалами, и первоначально по многим дисциплинам подразумевалась форма «выберите один из вариантов ответа». Задания постоянно совершенствовались, и в итоге эта форма исчезла вообще. Школьники должны дать либо краткий ответ на вопрос, либо развернутый. Как отметила министр образования Ольга Васильева, задания совершенствуются с каждым годом.

Тем не менее противников у ЕГЭ остается немало, в том числе и среди специалистов сферы  образования, и среди депутатов, и среди родителей.

«Вся эта форма не учит детей читать, писать и говорить», — уверен зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

В очередной раз  к отмене ЕГЭ в начале апреля призвал президент Российской академии наук Александр Сергеев, связав эту проблему с «утечкой мозгов».

«Мы почему-то боимся утечки долларов, считаем каждый месяц — сколько туда, сколько сюда. Почему-то никто не считает, как у нас интеллект из страны утекает… Я считаю, что мы должны отказаться от ЕГЭ. Мы должны в конце концов после двух лет разговоров об аспирантуре вернуться к нормальной аспирантуре, которая есть первая ступенька научной деятельности», — подчеркнул глава РАН.

Скандалы

Теоретически ЕГЭ должен уравнивать шансы российских школьников, где бы они не жили – в крупных городах или же в какой-нибудь глухой деревне. На практике выходило по-разному, и практически каждый год вспыхивали скандалы. К примеру, был случай, когда школьники Дальнего Востока, сдав экзамен, выложили задания в сеть (они одинаковые для всей страны). Дети, живущие западнее, были им чрезвычайно благодарны, чиновники — наоборот. 

Фиксировались такие нарушения, как вскрытие заданий до испытаний, использование смартфонов и планшетов и даже сдача экзамена в другом регионе. С нарушениями борются – председателей комиссий теперь утверждает исключительно Рособрнадзор, его представитель входит в каждую региональную комиссию. Введено онлайн-наблюдение, школьников пропускают через металлоискатели. Увеличено количество вариантов, чтобы избежать «утечки» информации в интернет.

В этом году впервые используется новая технология защиты данных. Все диски доставляются в пункт проведения ЕГЭ в зашифрованном виде, и бланки заданий и ответов распечатывают непосредственно перед участниками. Считается, что это поможет полностью исключить влияние человеческого фактора.

От добра добра не ищут

Пока доводы противников ЕГЭ не возымели действия. Недавно вице-премьер Татьяна Голикова в ходе Петербургского международного экономического форума заявила, что структура Единого госэкзамена может измениться после анализа результатов этого года. Как отметила в интервью Infox.Ru lиректор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС

Татьяна Клячко, речь вряд ли будет идти об отмене ЕГЭ. И с ее точки зрения, это хорошо.

«Если и будут вноситья какие-то изменения в ЕГЭ – может уточняться процедура, может поменяться содержание, но сам экзамен, я думаю, останется. И не думаю, что нужно сейчас опять что-то менять. Этот экзамен уже более-менее устоялся, и я думаю, от добра добра не ищут», — подчеркнула она.

www.infox.ru

Кто изобрёл ЕГЭ? | Обучение

От соискателей работы не потребовали предъявить какие-либо дипломы, рекомендательные письма или заполнить обычные анкеты. Вместо этого их попросили ответить на 163 вопроса (почему именно такое число — неизвестно). Вопросы были самые разные…

Какой материк больше — Австралия или Гренландия?
Из какого дерева делают бочки для керосина?
Какую машину изобрёл Джеймс Уатт?
Какая гора — самая высокая в мире?
И т.д.

Томас Эдисон
Фото: ru.wikipedia.org

Из 718 человек, откликнувшихся на объявление, только 57 правильно ответили на более чем 70% вопросов (это был «проходной балл»), и только 32 из них — на 92% и более. Эдисон проверил на вопроснике также своих сотрудников, и те из них, кто не ответил на 70% вопросов, были уволены.

Хотя претендентов на работу просили о вопросах никому не говорить, известие о них просочилось в СМИ. Проверять свои знания бросились многие читатели газет и журналов, их стали задавать, как каверзные, известным людям и знаменитостям. Пришлось Эдисону разработать новый вопросник. Дело получило широкую огласку, вопросники-тесты вошли в моду.

Позже американский психолог К. Бригем разработал тесты для школьников, основные принципы составления которых нашли применение во многих странах, но особенно широко (хотя и не сразу) — в США. Печальные последствия этого для США достаточно известны: многие ученики кончают школу, не умея читать и писать. Но американцы не унывают — закупают мозги за рубежом, предпочитая страны, где обходятся без тестирования, особенно те, где образование организовано по советскому образцу. Так как сейчас ЕГЭ стал обязателен в России, видимо, скоро отток кадров из России в США иссякнет. Альберт Эйнштейн не смог сдать ЕГЭ
Фото: ru.wikipedia.org

Когда общеизвестный физик и математик А. Эйнштейн посетил США, газетчики, конечно же, попросили его высказаться по поводу вопросника Эдисона. Эйнштейн ответил, что ему незачем держать в памяти, например, величину скорости звука (кстати, а многие ли читатели ШЖ её помнят?), если о ней можно узнать в справочниках (сейчас бы он сказал — в Интернете). Из этого случая родился анекдот, актуальный и сейчас.

«При встрече с Эйнштейном Эдисон показал ему свой вопросник. Ознакомившись, Эйнштейн с огорчением отметил, что ему не удалось бы устроиться работать к Эдисону».

Для поддержания имиджа тестирования, весьма подмоченного качеством общедоступного среднего образования в США, в Америке тиражируется такой случай, сделанный легендой (один из вариантов американской мечты).

В 1929 году Эдисон «с группой товарищей» объявили общеамериканский конкурс на звание «самого умного школьника Америки» (слямзили, наверное, с нашего телеконкурса «Умники и умницы»). Из множества участников, 49 из которых вышли в финал, победил 16-летний школьник У. Хьюстон. За свою победу он получил стипендию для продолжения образования в Массачусетском технологическом институте (вот жмоты, дали только одну стипендию; наше ТВ куда щедрее). Впоследствии У. Хьюстон стал одним из руководителей НАСА.
Я. Перельман
Фото: ru.wikipedia.org

В общем, ставь крестики в клеточки теста и станешь президентом. Интересно, что наш известный популяризатор науки Я. И. Перельман перевёл и издал отдельной книжкой физические и математические задачи из этого конкурса. В предисловии он написал, что «особой замысловатостью они не отличаются и для наших школьников последних классов вполне посильны».

Вообще-то, впервые в той форме, в которой ЕГЭ пытаются проводить у нас, его начали использовать во Франции в 1967 году. Дело в том, что после освобождения бывших французских колоний там осталось много граждан Франции, доступ которым к высшему образованию во Франции закрылся. Чтобы помочь соотечественникам, французские власти решили вместо вступительных экзаменов проводить ЕГЭ на местах (в смысле — в бывших колониях), а лучших сразу же зачислять в вузы.

Эксперимент длился 3 года и с треском провалился, потому что уровень высшего образования во Франции резко снизился. За Францией тот же печальный путь прошли и США (внедряли, кстати, как это ни странно, французы). И сейчас тестирование повсеместно — только один из пунктов допуска к вступительным экзаменам, а в США для поступления в колледж без экзамена надо представить ещё огромный перечень всяких других документов.

В заключение хотелось бы сказать: зря Эдисон изобрёл ЕГЭ. Это, видимо, такое же его малополезное изобретение, как постоянный ток. И очень странно, что ЕГЭ пытаются внедрить у нас, зная заведомо, что оно везде провалилось. В такой форме, как у нас, ЕГЭ ни в одной стране мира не существует! Те, кто с упорством, достойным лучшего применения, настырно пробивают ЕГЭ, на мой взгляд, преследуют две главные цели. Странно, что ЕГЭ внедрили у нас, зная заведомо, что оно везде провалилось
Фото: Depositphotos

  • Первая (явная) — добиться из госбюджета огромных инвестиций и права их «распределять».
  • Вторая (тайная) — окончательно развалить наше, пока ещё лучшее в мире, качество образования.

Тем огромным средствам, которые тратятся на ЕГЭ, можно найти гораздо лучшее применение: отремонтировать школы, повысить зарплату учителям, увеличить средства на питание младших школьников и т. д. Но это, видимо, не входит в число приоритетов тех, кто даёт и тратит наши денежки.

shkolazhizni.ru

Владимир Филиппов о том, было ли ошибкой введение ЕГЭ: Общество: Россия: Lenta.ru

В этому году школьники сдают Единый госэкзамен в пятнадцатый раз. За это время ЕГЭ существенно изменился, однако отношение к нему остается неоднозначным. Журналист Михаил Кожухов специально для «Ленты.ру» поговорил с идеологом тестовой системы, бывшим министром образования, ректором РУДН Владимиром Филипповым об эффективности экзамена, смене образовательных парадигм и противниках ЕГЭ.

Михаил Кожухов: Вот одно из заданий ЕГЭ: «Найдите понятие, которое является обобщающим для следующего ряда: мотив, компонент, цель, процесс, результат, метод».

Владимир Филиппов: Здесь можно не угадать, но я бы сказал, что это или процесс, или метод.

Вы ответили, как и я, неправильно. Правильный ответ — компонент, но я не слышал, чтобы слово «компонент» использовалось в таком значении. Этот вопрос из ЕГЭ по обществознанию.

Это только подтверждает наши выводы. Противники ЕГЭ говорили, что при выборе из нескольких понятий можно угадать. А я отвечал: «Вы академик РАН, физик, если получите 100 или даже 95 баллов по ЕГЭ, я вам проиграю ящик коньяка». Но никто не шел, все боялись сдавать. Там были задачи, которые академики решить не могли, а школьники решали. Для этого нужно иметь определенную практику.

Но нельзя любого человека натаскать, чтобы он сдал ЕГЭ на 100 баллов, потому что в части «С» задания на сообразительность, нужно решить творческую задачу. В часть «С» мы всегда вставляли задания уровня международных математических олимпиад. Мы не могли допустить, чтобы многие получили 100 баллов. По нашим расчетам, один выпускник из пяти тысяч способен на максимальный результат.

Заксобрание Карелии предлагает отменить ЕГЭ и вернуться к традиционным экзаменам, потому что «ЕГЭ своей примитивностью разрушает школьное образование и приводит к значительному падению уровня знаний школьников». Что скажете?

Абсолютное большинство стран мира, включая США, имеют систему, аналогичную ЕГЭ, и живут не хуже нас. ЕГЭ, конечно, надо совершенствовать, но все забывают две основные причины, которые привели к его появлению. Первая причина, очевидная в масштабах страны, — это необходимость равных возможностей для поступления. Раньше детям из регионов, из семей бюджетников надо было ехать в Москву, чтобы попробовать поступить в один какой-то вуз.

Много в МГИМО учится детей из алтайских или белгородских деревень?

В советское время у нас в московских вузах учились 75 процентов иногородних и 25 процентов москвичей.

Материалы по теме

00:39 — 3 июня 2016

Были квоты.

Никаких квот не было, я сам приехал из Волгоградской области, из Урюпинска, и поступил. Но уже в 90-е годы пропорция стала обратной. Сейчас она опять изменилась: в московские вузы по ЕГЭ поступает больше иногородних, чем москвичей. Отсюда самая большая проблема сейчас и в МГУ, и в МГИМО, и в РУДН — это общежития. У всех ректоров это главная проблема.

Москва долгое время не вводила ЕГЭ до конца. У меня был разговор с руководством Москвы, когда мне сказали: «Ты же понимаешь, в московские вузы будут поступать больше детей из других регионов, там больше талантливых детей, и куда мы денем своих выпускников?» Я по-честному говорил, пусть они в Рязань едут, в Тулу, как выпускники во Франции и Англии. Мне отвечали: «Ты что, Филиппов, как это москвич поедет в Рязань, Тулу?!» А почему, оканчивая парижские или лондонские школы, они едут в другие города?

На днях был опубликован рейтинг вузов, где региональные университеты впервые подтянулись вверх, раньше этого не было.

Это другая проблема. Но первая задача решена. Сейчас дети посылают документы в пять вузов, в каждый на три специальности. Родители сидят в интернете и видят, в каком вузе, на каком месте, с какими баллами находится и их ребенок, и его конкуренты.

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Многие, в том числе ректор МГУ Садовничий, нашли способ борьбы с этим. Они ввели собственные экзамены, к которым дети готовятся с репетитором.

У нас менее пяти процентов вузов страны имеют право вводить собственные экзамены. Я как ректор считаю издевательством над родителями, когда ребенок имеет высокие баллы, а ему говорят: ты приезжай к нам из Сибири и еще один экзамен попробуй сдать.

Вторая задача, которая стояла перед ЕГЭ, была связана с объективностью поступления. Не буду произносить слово «коррупция», но при каждом вузе были репетиторы, курсы, договорные школы. Репетитор, готовивший по математике, например, в МГИМО, к поступлению в Бауманку не готовил, там был свой репетитор, и он знал, какие на экзамене будут задания.

Я говорил с юношей, оканчивающим сейчас 11-й класс, и он рассказал, что весь год занимался с репетитором, чтобы сдать ЕГЭ.

Хорошо, что он стремится с хорошими баллами ЕГЭ сдать и поступить в хороший вуз. В западной системе тоже есть репетиторы. Если брать XIX век, всех детей наших дворян, они все занимались с репетиторами. Это нормально.

Дополнительно к лицеям и школам благородных девиц? Я об этом не слышал.

Нанимали то французов, то еще кого-то, чтобы с детьми занимались.

Мне кажется, это для маленьких.

Нет. Еще раз повторю, мы ставили две задачи. Первая, связанная с объективностью поступления, решена.

Сейчас возникла проблема, подтверждающая правоту нашего подхода. Губернаторы официально жалуются, что ЕГЭ вымывает талантливых ребят. Они уезжают в московские вузы и не возвращаются назад.

Это не проблема ЕГЭ, а проблема устройства страны и распределения ресурсов.

Руководство страны им так и отвечает: создавайте у себя условия, чтобы дети возвращались. Но большинство способных ребят из лучших школ регионов с высокими баллами поступают в хорошие московские вузы, в тот же МГИМО. В МГУ поступает очень много ребят из регионов, и они не возвращаются обратно.

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Я когда-то пытался поступить в МГИМО и не прошел по конкурсу родителей. А недавно меня приглашали выступить, и я стыдливо оставил свою машину подальше, потому что она плохо выглядела в ряду тех машин, на которых приехали студенты. Сомневаюсь, что двери МГИМО распахнуты точно так же, как и двери других вузов. Ответьте как ректор РУДН: у вас нет репетиторства?

А какой смысл? У нас нет дополнительных экзаменов, я принципиально отказался от них, когда мы вводили ЕГЭ.

Вам кажется, что эту коррупционную составляющую удалось снизить?

Существенным образом. Репетиторы при вузах исчезли, ребенок по интернету видит, в каком вузе он на каком месте, где он проходит по баллам, а где нет. Причем выбор стал намного больше.

Одна из главных претензий к ЕГЭ заключается в том, что весь последний год ребенок учится сдавать ЕГЭ, натаскивается на правильное заполнение клеточек, а не пытается охватить некий объем знаний.

Возможно, это такая методика, методология, но такого, конечно, не должно быть. Когда мы вводили экзамен, говорилось: давайте мы опубликуем по 10 тысяч вопросов по химии, биологии, математике, и чтобы ни единого другого вопроса на экзамене не было. Если ребенок выучит 10 тысяч вопросов — честь и хвала ему.

Эту идею не поддержали?

Она реализуется, уже несколько тысяч вопросов в банке данных есть. Как будет 10 тысяч, мы их откроем.

С другой стороны, когда ребята знают предмет по сути, натаскивание на ЕГЭ не нужно. На встрече со студентами физтеха Владимир Путин спросил их про ЕГЭ, и один парень ему сказал: «Это элементарно для нас, мы не задумывались, у нас у всех не меньше 90 баллов». Никто из них не готовился специально к ЕГЭ.

Вы физик, в этом все дело. И понятно, что Физтех — особенное место, которое всегда привлекало лучших. Но если все хорошо, почему ЕГЭ вызывает такое раздражение у общества?

Против ЕГЭ была вся сложившаяся система. Большинство учителей были против. Раньше они сами ставили оценку, а сейчас учитель сидит и ждет, как его дети в другой школе сдадут ЕГЭ, у него дрожат руки.

Преподаватели вузов были против, потому что раньше они к экзаменам сами готовили. Ректоры были против, потому что у них была большая власть — этого возьму, этого не возьму. Это был серьезный административный рычаг, просили все — прокуроры, судьи, начальники УВД, пожарные, и всем ректор говорил, возьмет или не возьмет.

А вот большинство регионов ответили, что, наконец, получили механизм объективного поступления в вузы, социального лифта, большинство семей сказали, что отменять ЕГЭ не надо. Учись хорошо — и ты будешь в лучшем вузе страны.

У меня есть ощущение, что сегодняшний выпускник отличается от выпускника советской школы так же, как питекантроп от современного человека по уровню знаний.

Когда я читаю курс лекций для студентов, я начинаю с двух цитат. Первая говорит о том, что дети злокозненны и не уважают взрослых. Это первый век до нашей эры. Еще одна, найденная на глиняных развалинах Вавилона, — о том, что старшее поколение считает все последующие хуже себя.

В педагогике есть важный факт — мы оцениваем так, как нас учили, это проблема учителей. Как министр я много ездил по регионам и говорил с преподавателями. Они привыкли ученику задавать вопрос, заранее зная свой ответ, поэтому они слушают меня и говорят «Правильно сказал — неправильно сказал». А ответы сейчас новые, задачи новые. Кто жил в информационном веке? Кто ставил эти вопросы: как читать Толстого не по книжкам, подписывая на полях, а листая с планшета в метро? Какие технологии здесь?

Абитуриентка в приемной комиссии

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

В наши с вами студенческие годы были понятия «интеллигентный человек», «культурный человек», «образованный человек», которые предполагали конкретные вещи. Как правило, семья выписывала журнал «Иностранная литература», «Литературную газету». У меня ощущение, что эта основа сменилась на что-то другое. Школьники не знают Маяковского, Толстого, Достоевского. Что пришло вместо этого?

Пока не пришло то нужное и оптимальное, потому что информационные технологии, техника опережает наши педагогические возможности. Это намного более инерционный процесс. Мы привыкли учить так, как учили нас.

В этой связи изменился посыл самого общества. Почему раньше надо было много читать? Потому что была парадигма, которая подвигала людей на поиск знаний, информации — «Миром владеет тот, кто владеет информацией». Сейчас парадигма другая — «Миром владеет тот, кто быстрее находит нужную информацию». Важен не объем, а скорость.

В преподавании биологии теперь нужно не то, что давали раньше. Например, сколько существует видов дождевых червей, за считаные секунды можно в поисковике посмотреть. Сейчас надо учить другому.

Реформа образования была делом вашей жизни, может быть, вы не готовы признать то, что это была ошибка и школу надо было реформировать как-то по-другому?

Чтобы что-то улучшать, надо сначала это измерить. А когда у вас четверка по физике в одном и другом аттестате — это две разные четверки, как их сравнивать? Нет единого измерителя. А сейчас ясно, у какого учителя дети лучше сдают ЕГЭ, и к ним очереди.

Моя аспирантка писала диссертацию о том, как аренда квартир дорожает вокруг хороших школ. Вот она, экономика. Без единого измерителя вы не можете понять, что четверка по физике лучше в той или иной школе. ЕГЭ теперь говорит — вот вам данные. Эта школа хороша в химии и биологии, а вот эта — в языках. Нельзя говорить о качестве, если нет единого измерителя.

Не осмелюсь спорить по поводу физики, но есть известный исторический эпизод: Ленин выучил английский язык, приехал в Лондон и ничего не понял. Может быть, не все предметы могут быть подвержены такому способу измерения? В иностранных языках, истории, литературе попытка ввести измеритель происходит из-за того, что власть в образовании принадлежит представителям точных наук — физикам, математикам. А гуманитарии сидят и продолжают читать литературу.

Вы думаете, вопросы по литературе писали биологи или химики? Их писали доктора наук, филологи, школьные учителя. Равно как и не гуманитарии придумывают якобы глупые вопросы по физике или химии.

Итак, ЕГЭ — это хорошо и правильно?

Другого варианта нет, если мы хотим решить проблему доступности. Для такой огромной страны, как наша, это надо было ввести раньше, чем это сделали маленькие Германия и Франция. У нас одна Якутия равна по территории четырем Франциям, рядом Красноярский край — пять Франций, а мы заставляли детей ехать в Москву сдавать экзамены.

lenta.ru

ЕГЭ придуман в США для детей с отклонениями

Вопрос об отмене системы ЕГЭ стоит давно, однако воз и ныне там. Почему так происходит? Ведь очевидно, что прежняя система сдачи экзаменов была эффективнее. Эту проблему Pravda.Ru обсуждает с председателем центрального совета Национального родительского комитета Ириной Волынец.


Нарушения образовательных стандартов. Кто проверит?

Подготовка «грамотных потребителей»

Начнем нашу беседу, как говорится, с места в карьер. Что, по вашему мнению, не так в наших образовательных стандартах?

— Стандарты прописаны рамочно, конкретики в них очень мало. Это документ, прописывающий количество учебных часов, то, как должны преподаваться предметы, преподавательский состав, то есть больше ориентирован на административные моменты. В федеральный образовательный стандарт заложен и контроль за его соблюдением.

Но я, например, не слышала, чтобы на практике можно было проверить, насколько эрудирован ребенок, насколько он нравственно воспитан, патриотичен. А это все, между тем, прописано в стандарте. Да и как можно говорить об этом, если законодательством со школы и с системы образования снята воспитательная функция?

Что такое образование изначально? Это вовсе не набор компетенций. А сейчас знания называются именно компетенциями.

С тех пор как образование перешло в разряд услуги, учитель перестал быть наставником, он стал исполнителем по договору об оказании образовательных услуг. О какой альма-матер можно говорить, если с переходом на Болонскую систему образования у нас теряются основы, которые были заложены еще Ломоносовым, если научная школа у нас в стране разваливается на глазах?

Наблюдать за всем этим больно и печально. Пресловутое ЕГЭ было изобретено в США для того, чтобы контролировать, об этом не все знают, образовательный уровень детей с отклонениями в развитии. Им сложно сформулировать устный ответ, и для того, чтобы хоть как-то оценить качество работы учителей, были разработаны тесты, с вероятностью «50 на 50». Согласитесь, что получить тройку в таких условиях — само собой разумеющееся.

Но почему все наши дети должны сдавать ЕГЭ — непонятно. Хотя я знаю, что есть сторонники, которые говорят, что, дескать, в ЕГЭ не только тестовая часть. Но в любом случае ответы, которые заучиваются заранее, не выращивают будущего творца, они делают из детей, как выразился один наш высокопоставленный чиновник, «грамотного потребителя». И до тех пор, пока мы будем готовить «грамотных потребителей», ни о чем хорошем думать не стоит.

Не секрет, что в стране существует масса организаций, родительских комитетов, общественных движений и комитетов. Почему воз и ныне там? Все говорят, что ЕГЭ — это плохо. Почему же его до сих пор не отменят?

— Значит, мы до сих пор были недостаточно активными, действовали разобщенно. И наш Национальный родительский комитет одной из главных задач видит объединение родителей, формирование социальной общественной инициативы и грамотное донесение этой инициативы до нашей власти.

У нас в стране есть правило 100 тысячи подписей. Если их удается собрать в определенные сроки, то Дума обязана рассмотреть эту инициативу. Кроме того, не надо забывать, что не только в области образования, но и в других сферах все идет не так, как нам хотелось бы. Инструменты гражданского общества, которыми мы сегодня наделены, должны работать. Одно дело посудачить на кухне. И другое — самоорганизация граждан и их волеизъявление — грамотное, конструктивное, без истерик.

Помимо сбора подписей есть же еще и другие способы. Это участие в работе общественных институтов, в частности, таких как Общественная палата. В Госдуме, Совете Федерации есть профильные комитеты, в работе которых также можно принимать участие.

В середине апреля мы организовали в Общественной палате слушания по общественному контролю за детскими учреждениями, сделав акцент на детских домах и домах-интернатах. В том же месяце в Госдуме вместе с Иосифом Кобзоном мы провели круглый стол по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей в средней школе.

На нем была выдвинута конкретная инициатива, чтобы на школьных уроках музыки дети, помимо прочего, разучивали песни патриотического содержания. Многие родители эту инициативу поддерживают. Нельзя никакими законами заставить или научить ребенка любить свою страну, это прививается через образы, через музыку, пение.

Иосиф Давыдович прекрасно знает, что такое хоровое пение. Наша задача сейчас эту традицию подхватить, сохранить и приумножить. Старшее поколение уходит, и если мы сейчас не опомнимся, то все безвозвратно канет в Лету.

Но смотрите, в образовательных стандартах прописано, сколько часов отводится на музыку, сколько на ИЗО, сколько еще на что-то. А работа школы в целом оценивается по результатам сдачи ЕГЭ. И что делают наши замечательные преподаватели? Чуть ли не с первых классов вводят тесты, часы, отведенные на музыку и ИЗО, что греха таить, часто используются для занятий по той же математике.

— Это недопустимо. Руководители таких школ должны жестко наказываться. Ребенок должен развиваться разносторонне, это, к слову, тоже прописано в образовательном стандарте.

Что делать родителям, когда такие факты вскрываются? Идти к директору, в общественный комитет, куда?

— У родителей, в принципе, достаточно формальных инструментов, чтобы повлиять на ситуацию. Другой вопрос, насколько они действенные. Можно обращаться в прокуратуру, потому что она обязана заниматься подобными вопросами. Можно написать письмо директору — желательно, чтобы это было коллективное обращение.

У нас, в принципе, каждая школа находится на некоем самоуправлении. Если на школьном совете были приняты какие-то решения, и они поддержаны родителями, то школа, в общем-то, вправе вносить изменения, в том числе и в регламент.

Речь не идет о злостных нарушениях, когда первоклашки проходят программу 8-го класса, к примеру. Мы говорим о более банальных вещах, как-то замена уроков музыки и ИЗО на математику и русский язык.

Родители, кстати, очень часто поддерживают эти замены, а любой психолог скажет, что когда ребенок рисует, он раскрывает свои творческие способности, он расслабляется, снимает стресс. Конечно, математика приводит в порядок мысли. Но если программой установлены такие предметы, как «Окружающий мир», изобразительное искусство и прочие, то они должны преподаваться в полной мере.

В каждом классе есть свой родительский комитет. Наше всероссийское общественное движение так и называется Национальный родительский комитет, потому что в состав нашей организации входят многие главы родительских комитетов. Мы, в том числе, оказываем им правовую, информационную поддержку, чтобы в каждом классе любой школы родители не «изобретали велосипед», не ломали головы над тем, как им решать их проблемы. Ведь кроме образовательных стандартов, есть еще очень много и других проблем, это и поборы, и ненадлежащие обращение с детьми.

Поборы в школе

Кстати, о поборах. Ни для кого не секрет, что они запрещены, но все равно требуются средства на классные нужды. Этим обычно занимаются родительские комитеты. С этим как быть?

— С поборами, на самом деле, вопрос сложный. У меня четверо детей, и я честно скажу, чтобы в обыкновенной общеобразовательной школе у нас кто-то вымогал средства, такого никогда не было. Да, периодически собирают на ремонт. Те родители, которые считают нужным — скидываются. Родители, которые не хотят или не могут, не сдают деньги. Я не слышала, чтобы к детям по этой причине учителя стали хуже относиться.

Насколько мне известно, обсуждение всех этих материальных нужд происходит в отсутствие педагога. Но мне хотелось бы высказаться в поддержку учителей: настолько их затравили, что они уже вообще всего боятся.

Чтобы принять решение пойти в школу работать учителем, нужно быть сподвижником и святым человеком. Во-первых, у учителей и в начальной школе, и в средней, и в высшей школе увеличилось количество отчетов. Они целыми днями пишут, пишут и пишут.

Кроме того, нужно проверить тетради, готовиться к урокам, приходить к детям в хорошем настроении. При том, что дети зачастую настроены так, что учитель чуть ли не ботинки им должен начищать.

Оказывать, так сказать, услуги.

— Оказывать услуги, да. Рыба гниет с головы — я считаю, что одной из главных задач нашего общества является кардинальное изменение отношения к учителю. В советское время все девочки хотели быть учительницами, потому что учитель был на пьедестале, а сегодня этого нет. Педагога оскорбляют, а он не может ответить, потому что его просто дисквалифицируют как несоответствующего педагогическому статусу. Это недопустимо.

Один из наших экспертов рассказал, что планируется разделить младшую, среднюю и старшую школу, объединить их по территориальному признаку. То есть одна школа будет только младшая, вторая только средняя, а третья — старшая.

— Как на Западе.

Неужели это правильно? Для нас, когда мы учились, школа была вторым домом. Это делается специально, чтобы разрушить чувство коллективизма, которое присуще русской ментальности?

— Номинально это все делается для оптимизации, с целью улучшения функционала. А если смотреть глубже, то это, конечно же, рассчитано на атомизацию нашего общества. Разделение по возрастным категориям школ, территориально в том числе. Очень удобно управлять отдельными индивидуумами, которые к тому же очень внушаемы.

Каждый из таких людей, живя обособленно, купит большее количество товаров, воспользуется большим количеством услуг, потому что у него больше свободных денег, свободного времени. Наша исконная российская соборность, которой мы жили испокон веков, является препоной для внедрения этой атомизации. Поэтому нас пытаются ослабить то с одной стороны, то с другой.

Ювенальную юстицию планировали внедрить — наше родительское сообщество встало на дыбы, было собрано 250 тысяч подписей. Даже Владимир Путин пришел в Кремль на собрание родительской общественности и пообещал, что ювенальной юстиции у нас не будет.

На какое-то время это было приостановлено, но, к сожалению, мы сейчас видим, что печальные опасные тенденции опять стали прорастать, и нам снова приходится с этим бороться. Печально, но что делать: это наши дети и наша страна.

Законы в сфере образования

— Ваша организация и вы лично связаны с Государственной думой?

— Да, я возглавляю комиссию по семейной демографической политике cоциальной платформы ВПП «Единая Россия» Государственной думы России.

— Как вы считаете, это целенаправленная попытка развалить нашу страну или простое недомыслие со стороны наших чиновников? Почему подобные законопроекты постоянно пытаются протащить?

— Как говорил товарищ Сталин, или враг или дурак. И неизвестно, что хуже. А вообще это нормально, когда хорошую страну с перспективным будущим пытаются развалить. Поэтому страна должна быть сильной. Кому, кроме нас, нужна сильная Россия?

Эти попытки были и ранее, «благодаря» им распался Советский Союз. И в будущем, конечно, эти попытки не будут прекращаться. Если мы не хотим войны, это не означает, что войны не хотят другие, те, кто недоволен нашим укладом, нашим русским духом.

Под войной я имею в виду противодействие. Поэтому своих детей мы должны не просто обучать русскому языку и математике, мы должны прививать им элементарные навыки политической культуры.

— Вернемся к образовательным стандартам. На бумаге все замечательно. Но у меня в какой-то момент возникло ощущение, что как-то неправильно систематизированы предметы. Глупо как-то изучать историю отдельно, литературу отдельно, все должно быть в некоем едином временном срезе. Сейчас, мне кажется, в школах этого нет. Кто должен пересматривать все эти методические пособия, программы?

 — Вообще в идеале этим должно заниматься министерство образования. Но пока этого нет, зато есть работа для общественности. Мы выступаем с инициативами, лоббируем их, аргументируем свою позицию. Что же касается наполняемости учебной программы, то тут иногда доходит до маразма.

Я читаю задачу в учебнике по математике для ребенка 6-го класса и не понимаю, что нужно сделать. Не то, чтобы не знаю, как сделать, я задание не понимаю, настолько все витиевато сформулировано. Очень жаль детей, которые обязаны сидеть и ломать голову. Есть еще такой предмет «Окружающий мир», на котором не детей, а родителей заставляют периодически что-то искать в интернете, скачивать, распечатывать на цветном принтере и сдавать какие-то проекты. Это полный маразм.

Все больше заданий почему-то сваливают на родителей. У меня дочка Катя во 2-м классе учится. Приходит на днях из школы и ревет как белуга. Клещами вытягивала информацию. Спрашивает: ты точно не будешь меня ругать? Я двойку получила, потому что не сдала проект. Выяснилось, что она его не сдала, потому что не поняла задание.

Получается, что я должна прийти в школу, записать, что нужно сделать, выполнить и сдать учителю. При чем тут тогда восьмилетний ребенок? Я не в обиде на учителя, потому что он выполняет образовательный регламент, не совместимый со здравым смыслом. Пусть кто-нибудь из высоких чиновников придет и объяснит, для чего это нужно делать. Или, может быть, он скажет, что это учитель что-то там сам придумывает? Тогда мы с учителем поговорим с нашим.

Получается, что школа сначала отодвинула на семью воспитание, а этими проектами отодвигает уже и образование. Мы учились, ходили в библиотеку, тоже писали рефераты. Но не было такого тупого списывания и распечатывания на цветном принтере каких-то фотографий.

Все действительно ухудшилось по сравнению с советскими временами. Сравнивать вообще грех, потому что наша система образования была лучшей в мире и это признавали все. Джон Кеннеди говорил об этом и утверждал, что США должны сделать все, чтобы ее перенять. Они, кстати, очень многое от нас переняли. А мы от них. Но получается, что мы берем оттуда худшее, а от нас забирают лучшее.

— Один из экспертов вообще предлагает отменить все реформы, вернуть советские учебники, слегка адаптировав их под нынешние реалии. Вы тоже так считаете?

— Я думаю, что это было бы идеально. Понятно, что сейчас мало кто из высокопоставленных чиновников будет в этом заинтересован. Когда говорят, что система не работает или работает плохо, мне всегда хочется возразить, как человеку, который окончил математический класс. Система работает прекрасно. Это идеально отлаженный механизм. Вопрос в том, на кого работает этот механизм, ради какой цели.

В советское время из ребенка делали творца. Если юноша или девушка занимались точными науками, они всегда могли повысить свой уровень, опираясь на базовый фундамент, который уже был. Теперь, когда знания заменены компетенциями, у нас получается блочное образование. Вот я захотела — поучилась этому, получила некий блок, а потом я захотела нечто другое, опять с нуля доучиваюсь до какого-то уровня. Выше я не могу расти.

Если я хочу вырасти выше, я должна уже перейти в другую категорию. Но какой будет результат? Человек вообще, в принципе, должен расти и духовно, и в образовательном плане всю жизнь, как дерево.

У нас же, например, сейчас предлагают профилировать детей уже начиная с ранней школы. И это не просто разговоры, уже в Забайкальском крае проводится такой эксперимент. Опять-таки не хочется в штыки воспринимать все новое, но почему-то интуитивно кажется, что таким образом ребенок лишается возможности вырасти гармоничной, разносторонней, развитой личностью. Если одного с 7 лет готовят как технаря, а другого как гуманитария, к 15 годам они уже не смогут передумать.

Система поступления в вузы

— Есть такое мнение, что благодаря системе ЕГЭ в московские и питерские ведущие вузы могут поступать дети из регионов. Вы согласны с этим утверждением?

— Так те же ребята поступали и в советские времена! Просто сама система приема изменилась. 100 баллов или 5 баллов, не от этого зависит. Идет абсолютная подмена понятий. И в советское время в Москве учились дети из всех регионов СССР, из дальнего зарубежья. И каким-то образом справлялись. Москва была большой альма-матер для всего мира, и быть таковой отсутствие ЕГЭ ей не мешало.

— ЕГЭ же, по-моему, только ограничивает наших детей в выборе будущей профессии.

— Конечно. Получается, что ребенок с детства родителями направляется по какой-то стезе. А ребенок развивается, растет, он может и в 15-16 лет открыть в себе новые таланты. Но для того, чтобы поступить в профильный вуз, у него может не хватить базовых знаний, потому что в свое время основной акцент им был сделан на другие предметы. Это абсолютное зло, которое мешает нашим детям.

ЕГЭ вообще огромный источник стресса. Дети уже при упоминании ЕГЭ начинают трястись, есть даже случаи самоубийств из-за результатов ЕГЭ. А потом это еще и коррупция, учителя заранее дают ответы. Дело доходит до каких-то вопиющих случаев, когда устанавливают рамки с металлоискателями, детям во время всего экзамена даже в туалет не разрешают выйти или провожают туда чуть ли не под конвоем. Это недопустимо, сама эта обстановка не настраивает ребенка на позитив.

Школа — это прежде всего радость. А я не видела, чтобы кто-то из детей, которые сдают ЕГЭ, с радостью шли на этот экзамен. Помню, мы волновались, да, может быть, не спали несколько ночей, но это было приятное волнение, было интересно получить оценку, желательно, хорошую.

Такой вызов юношеский: «На что я способен?». Написать сочинение, ответить устно, использовать свои собственные знания, свою собственную эрудицию, а не какие-то заученные шаблоны. А сегодня, чтобы сдать ЕГЭ, дети механически заучивают десятки вариантов. Получается, что не тот, кто более компетентен из детей, а тот, у кого лучше память, получает более высокую оценку. Ну и плюс еще какая-то доля везения.

— Спасибо за откровенный разговор. Желаю, чтобы вы добились своих целей, чтобы у министерства образования открылись глаза на все, что происходит в наших школах. Хотелось бы, чтобы наши дети выросли творческими, гармоничными людьми, а не потребителями.

— И не людьми, которые мечтают поскорее расстаться с образованием и больше никогда к нему не возвращаться.

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Беседовала

www.pravda.ru

Когда и зачем ввели ЕГЭ

Май – самая горячая пора для репетиторов и для их учеников. Особенно для выпускников средней школы — одиннадцатиклассников, которые именно в это время выходят на

финишную прямую подготовки к Единым государственным экзаменам (ЕГЭ), а в конце месяца приступают к их сдаче.

Единство этих экзаменов заключается в двух особенностях:

а) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы; если выпускник не сдаст два обязательных экзамена: по русскому языку и по

математике, — то он не получит аттестат о среднем образовании и не сможет дальше продолжать обучение,

б) при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню

подготовки.

ЕГЭ начали вводить в России в 2001 году. Сначала — в качестве эксперимента и всего в нескольких регионах, затем – все в большем и большем числе областей. До моего

города Иванова это новшество дошло в 2004 году, когда одиннадцатиклассники могли еще выбирать: сдавать ЕГЭ или выпускные экзамены в традиционной форме. В 2005 году уже

все ивановские выпускники должны были сдавать ЕГЭ.

В 2009 году этот эксперимент был закончен. С тех пор Единый государственный экзамен стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой

вступительных экзаменов в вузы.

ЕГЭ проводится по русскому языку, математике, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому), физике, химии, биологии, географии, литературе,

истории, обществознанию и информатике.

Зачем ввели ЕГЭ?

Декларируемыми целями были следующие:

-Разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов. Действительно, до введения ЕГЭ одиннадцатиклассники сначала сдавали выпускные экзамены в школе, а затем

– вступительные экзамены в вузы. Это, безусловно, требовало двойной траты сил и энергии, причиняло вдвое больше переживаний и беспокойства.

-Создать равные условия при сдаче выпускных экзаменов в школе и поступлении в вузы для всех учеников, независимо от места их проживания: в крупном городе или в

глубокой провинции.

-Привести к единообразию оценку знаний выпускников и тем самым сделать её более объективной.

-Приблизить формы контроля знаний выпускников к системам, принятым во многих развитых странах: США, Великобритании, Австрии, Германии, Франции и других. Замечу, что в

это же время в высшей школе перешли к двухуровневой системе обучения, принятой в перечисленных странах.

-Избежать коррупции и блата при поступлении в вузы. Эта цель, по моему мнению, была достигнута. Правда, коррупция при этом переместилась в иные сферы.

-Предполагалось также, что результаты ЕГЭ позволят сравнивать качество образования в разных школах и регионах. По этому поводу так и хочется привести анекдот: «Министр

образования объявил, что и дальше продолжит реформу образования: «Вот ввели ЕГЭ и увидели, что в горных селениях Кавказа математике, физике и русскому языку учат

гораздо лучше, чем в школах Москвы и Петербурга. Это ж ни в какие ворота не лезет!»

Как бы там ни было, на данный момент ЕГЭ – реальность. С ним жить всем нам – ученикам, родителям, учителям и репетиторам. Два дня назад ребята сдавали экзамен по

русскому языку. Сегодня – по информатике, истории и биологии. Впереди ждет второй обязательный экзамен — математика. Ни пуха вам, выпускники!

Ссылка на источник: http://repetitor-live.com/kogda-i-zachem-vveli-ege/

chrontime.com

Откуда взялся ЕГЭ Все для учителя. — Откуда взялся ЕГЭ. — История — Доклады, исследования, выступления, статьи — Для всех

История появления ЕГЭ в мире

Как предложения позволят повысить эффективность ЕГЭ, что надо проверять знание или понимание процессов.

ЕГЭ появился в 1966-1967 годах во Франции, когда Франция перестала быть колониальной державой. Отдельные государства, входившее в нее, получили независимость. А молодежь этих стран, получивших независимость, захотела учиться в метрополии, то есть непосредственно во Франции. И тогда французы придумали вот этот удаленный тестовый экзамен, которые проводили на тех бывших колониальных территориях.

И тот, кто этот экзамен удачно сдал, мог уже приехать поступать в вузы Франции. И вот 1966-1967 годы французы понапринимали по этому тестовому экзамену во все свои лучшие вузы таких вот выпускников. К началу 1968 года они поняли, что попали в сложнейшую ситуацию. И начались отчисления. Потому что те, кто пришел и поступил по результатам этого экзамена, они просто не в состоянии были учиться.

Это вызвало волну студенческих волнений: вот эти отчисленные студенты вышли на улицы Парижа. Начались погромы. Все это закончилось тем, что в ноябре 1968 года все правительство генерала де Голля ушло в отставку. Но в 1971 году Общественная палата Франции, очень озабоченная всей этой ситуацией, приняла решение, что больше никаких тестовых удаленных единых экзаменов не должно быть. Иначе, как определила Общественная палата, еще год-два и от высшего образования Франции не останется камня на камне.

Но зато это очень быстро восприняли другие люди, которые поехали делать реформу образования в США. В 1968 году туда поехала целая бригада под руководством профессора Андре Кинга из Великобритании, и они повезли эту французскую систему. В результате Америка была заражена этой заразой, и к 1990-м годам это привело к тому, что практически вся система образования в США рухнула. Там долго не могли понять, что у них происходит, но вот в 2009 году Обама, придя на президентский пост, стал прислушиваться к мнению наиболее известных людей, к числу которых он отнес Билла Гейтса. Билл Гейтс не просто самый богатый человек в мире, но он еще к тому же один из умнейших. Так вот, Билл Гейтс ему сказал: или мы кончаем с этой системой тестирования или будем страной идиотов! А судя по возрасту, Билл Гейтс учился при этой системе. Учился. Поэтому он на себе испытал, он знал, о чем говорит.

Внедрение ЕГЭ в России осуществляла специальная группа, которая работала с середины 1990-х годов. Cначала под руководством господина Сороса, а потом еще приезжала специальная бригада. Некоторые из этой бригады стали неофициальными советниками при министерстве образования России. Они очень быстро скоординировались на базе Высшей школы экономики, которая была создана в 1992 году на специальный гранд Всемирного банка. И вот эта бригада советников начала внедрять эту штуку, понимая прекрасно, какой будет результат.

А вот Обама в январе 2009 года обратился к конгрессу США с просьбой немедленно отменить все виды тестирования, особенно итоговое тестирование по окончании школы. И даже попросил 5 млрд долларов у конгресса на то, чтобы вернуть прежнюю классическую систему аттестации экзаменов.

Анатолий Вассерман пытался вносил предложение для повышения эффективности ЕГЭ, он предложил поручить составлять тесты специалистам по составлению вопросов для интеллектуальных игр. В таких играх уже давно определили, как задавать вопросы, чтобы проверять не знания, а понимание материала, как выявлять утечку материалов.

Попробуем принять во внимание тот факт, что важнее понимание процессов происходящих в природе и обществе, тогда зачем нужно запоминание дат и фактов, гораздо важнее почему это происходит, что можно прогнозировать на основании имеющейся информации, Подобный подход важен при изучении обществоведения и истории, сегодня мы просто учим факты, история показывает, что государства часто подтасовывают факты, искажают информацию, которая предоставляется гражданам. Посмотрите на ситуацию на Украине, вспомните переписывание истории в советский период. Все это говорит о том, что понимание многократно важнее запоминания, не забывайте — сведения без анализа не самая рациональная трата времении. Кстати это относится не только к общественным наукам, но и к естественным в той же степени. Преподавание математики во всем мире сводится к формальному изложению материала, когда не дается информация, где можно применить знания, каковы пределы формального использования формул, например, применяя некоторые формулы в той же геометрии можно получить величину угла, которого не существует в природе(угол, образованный отрезками, прямыми или векторами, которые никогда не пересекаются в пространстве.) И подобные задачи предлагаются в учебниках и пособиях.

 

pedsovet.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *