Профессия воспитатель | Про профессии.ру
История профессии воспитатель
Профессия воспитателя или педагога является крайне почетной и уважаемой. Именно воспитатель ответственен за формирование личности воспитанников и развитие их дальнейшей судьбы.
Профессия воспитателя появилась впервые еще в Античной Греции,но не получила была распространена, поскольку воспитанием детей состоятельных людей занимались рабы, а дети крестьян не получали образования вообще. В эволюционирующем обществе , профессия воспитателя переросла в профессию домашнего наставника, чья цель была сосредоточена на воспитании потомства работодателя.
Несколько веков назад, работа воспитателя и педагога обрела массовую направленность, чему способствовало появление первых школ. На плечи воспитателя была возложена огромная задача, заключавшаяся в формировании молодых юношей и девушек, и в последующем направлении на выбранный путь. Нельзя не добавить, что профессия воспитателя имеет высокую актуальность даже сегодня.
Профессия воспитатель — описание
Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была, есть и будет насущной проблемой. Ведь всё, что с самого раннего возраста закладывается в детские головы, потом даёт свои всходы — хорошие или не очень.
Несомненно, есть две профессии, в которых нет места неучам и дилетантам. Это врач и педагог, учитель, воспитатель.
С врачом всё понятно — люди доверяют ему здоровье, а зачастую даже жизнь.
Профессия педагога обязывает ничуть не меньше.
Профессия воспитатель детского сада
Особенно важна и ответственна должность воспитателя детского сада. Ведь это фактически первый человек, который вводит ребёнка в социум, учит общению и даёт первоначальные знания и общие понятия, позволяющие малышу ориентироваться.
Именно воспитателем прочерчивается первая граница между «хочу» и «нельзя», между «не хочу» и «надо».
И сделать это нужно максимально тактично и грамотно, чтобы ни в коем разе не покалечить подвижную психику ребёнка.
Воспитатель должен уметь ввести в коллектив малыша так, чтобы исключить малейший дискомфорт, который может в дальнейшем привести ребёнка к сложным психологическим травмам.
Где получить профессию «воспитатель»
Хотя данный вид деятельности обрел высокий уровень массовости и распространенности в современном обществе, получить почетное звание педагога не является возможным для каждого.
Сперва необходимо окончить специализированные училища и высшие учебные заведения, которые обучат будущих воспитателей педагогическим методам воздействия на воспитанников.
Крайне важно, чтобы роль воспитателя занимала личность психически стабильная и не задействованная в коррупционных процессах.
Воспитатель — почетная профессия на все века!
Профессия воспитатель — плюсы и минусы
Надо сказать, что в эту непростую профессию чаще всего приходят по призванию. Ведь мало того, что она достаточно тяжёлая — отработав смену, приходится, как и учителю, готовиться к следующему дню — писать конспекты занятий и готовить дидактические материалы, так ещё и заработная плата воспитателя оставляет желать лучшего.
В муниципальных детских садах она совсем невысокая, чуть выше минимальной.
В частных же — может быть значительно выше — в два-три раза, но попасть туда даже высококвалифицированным профессионалам достаточно сложно. Вот и получается, что профессия воспитатель — героическая профессия.
Есть ещё один важный момент, о котором следует знать.
Воспитателю не только необходимо быть хорошим детским психологом и организатором, но и чётко выполнять все методические указания, иногда даже вопреки собственному мнению.
Прекрасная профессия воспитатель И всё же надо отдать должное — профессия воспитатель детского сада не только сложная, но и очень интересная.
Когда видишь, с какой радостью тебя встречают малыши, как широко открываются глазёнки навстречу чему-то новому, как этим замечательным почемучкам всё на свете интересно, понимаешь, какая великая сила и ответственность находится в твоих руках. Но выполнять эту работу должны непременно люди увлечённые, добрые и ответственные.
Также эта статья поможет подготовить сочинение, доклад, эссе или презентацию о профессии.
Смотрите также:
www.proprof.ru
Исследовательский проект «Чем интересна профессия воспитатель»
Содержание
Введение……………………………………………………………………..2-3
Актуальность темы
Цель
Задачи
Объект исследования
Предмет исследования
Гипотеза
Основополагающий вопрос
Методы исследования
Теоретическая часть…………………………………………………………..4-7
История профессии воспитателя
Уникальные стороны профессии
Условия и содержание труда профессии воспитатель
Практическая часть……………………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………9
Список литературы ……………………………………………………………10
Приложения…………………………………………………………………11-17
Введение
Актуальность темы:
Воспитание детей — особая функция взрослых, которые берут на себя ответственность за физическую безопасность и развитие детей. Мне захотелось узнать, чем же интересна эта профессия. В результате этого возникла тема моего проекта « Чем интересна профессия воспитатель».
Цель исследования: Расширить знания о профессии воспитатель.
Задачи исследования:
Выяснить, чем интересна данная профессия
Изучить материал по данной теме проекта
Научиться находить общий язык с детьми, понимать их намерения и настроение.
Принять участие в развлекательных и познавательных программах группы детского сада.
Обобщить собранный материал и представить в виде презентации
Объект исследования: Разнообразие профессий.
Предмет исследования: Профессия «Воспитатель детского сада»
Гипотеза: Если воспитатель детского сада будет любить свою профессию, то он сможет воспитать много хороших людей.
Основополагающий вопрос:
Что нужно делать, чтобы стать хорошим воспитателем?
Методы работы:
Теоретическая часть
Воспитание детей — особая функция взрослых, которые берут на себя ответственность за физическую безопасность и развитие детей.
Искусство быть педагогом в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту.
Воспитатель должен любить детей, жить для детей — без этого его работа не имеет смысла. Кроме того, ему всегда надо помнить о своем долге: ведь государство возложило на него большую ответственность — вырастить из ребенка достойного члена общества.
Профессия воспитателя детского сада — одна из благородных и нужных людям.
История профессии воспитателя
Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти. В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и образование в различных институтах или университетах. После нескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной. Гувернёров приглашают к детям старше трёх лет. Домашнее воспитание — нелёгкий труд. Задача гувернёра не просто организовать досуг ребёнка, он должен всесторонне развивать и обучать своего подопечного. Именно поэтому гувернёр обязан иметь педагогическое образование и опыт преподавания какого-либо предмета (репетиторство), а также желание и готовность работать с детьми. Домашними воспитателями чаще становятся женщины. Сейчас появилась новая профессия для настоящих мужчин — гувернёр-телохранитель. Претендующий на эту работу помимо высшего образования и знания иностранного языка должен быть в хорошей физической форме и не иметь вредных привычек. Приветствуется также знание техники рукопашного боя и умение вождения автотранспорта.
Уникальные стороны профессии
Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление. Перед воспитателем стоит нелёгкая задача: будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии. Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей — это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка надо поддержать, «назначив его волком», а агрессивного поучить сочувствию, «сделав козлёнком». Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.
Условия и содержание труда профессии воспитатель
Воспитатель работает с детьми дошкольного возраста, организовывает жизнь детей в условиях дошкольного учреждения, выполняет с ними все режимные мероприятия. Воспитатель должен знать: возрастную психологию, педагогику, детскую гигиену, содержание и принципы организации дошкольного воспитания. Профессионально важные качества: · наблюдательность; · отзывчивость; · внимательность; терпеливость; · коммуникативные способности. Квалификационные требования: Педагогическое училище или педагогический институт. Медицинские противопоказания: · заразные заболевания; · нарушение функций опорно-двигательного аппарата; · нервные и психические заболевания.
Для меня профессия воспитателя детского сада – профессия достойная уважения. Ведь тот, кто помогает детям — помогает всему человечеству!
Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой, в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром. Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых коленок и носов, и чтобы каждое пребывание в саду доставляло ему нескрываемое удовольствие и желание идти на «работу» с большим нетерпением!
Спокойные и непоседы, неугомонные и серьезные, вдумчивые и пытливые «почемучки». И к каждому нужен свой подход, свой ключик. Только тогда открывается душа этого маленького человека, появится доверчивый, открытый взгляд. И малыш посвящает меня в самые сокровенные тайны: и многое другое. Я прикасаюсь к огромному миру добра, вхожу в этот мир. Я настраиваюсь на мелодичный звук детского голоса, чистоты и искренности! Их радость – это моя радость.
Не надо бояться лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность. Оправдать его доверие – большая и почетная ответственность.
И так день за днем вместе идя по тропе знаний, на которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир, а я беспрестанно учусь у них преданности, искренности, открытости, любви…
Практическая часть.
Сейчас мне 9 лет, я уже закончила детский сад, но воспоминания о нем остаются самыми радостными и волшебными. Каждый день, в детском саду был наполнен волшебством, радостью, играми с друзьями.
Приходя к маме на работу, я вспоминаю, как хорошо мне было в детском саду. Как весело мы проводили время за играми, наши прекрасные праздники, появление сказочных гостей, интересные занятия, которые помогли мне достичь успехов в школе. Теперь я большая, но могу помочь воспитателям сделать детство других детей таким же светлым, радостным, наполненным яркими моментами, как мое.
Я помогала ребятам группы дежурить по столовой, на занятиях, помогала им переодеваться, умываться, проводила утреннюю гимнастику. (Приложение №1)
С удовольствием принимала участие в новогоднем утреннике. Играла роль маленькой Бабы – Яги. (Приложение №2)
Вместе с детьми лепила, рисовала, показывала порядок выполнения той или иной работы, читала сказки. (Приложение №3)
Принимала участие в показе кукольного и пальчикового театров, разучивала с ними новые подвижные игры. (Приложение №4)
Сделала для детей две дидактических игры: по математике «Юный архитектор», по развитию речи «Одень куклу». (Приложение №5-6)
Принимала участие в оформлении выставки на тему «Дары осени». (Приложение №7)
Заключение
Проводя свое исследование, я стремилась найти ответ на свой вопрос: «Чем же интересна профессия воспитатель?».
Подводя итоги своего исследования, я пришла к выводу о том, что это очень интересная и важная профессия.
Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду.
Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Для меня профессия воспитатель – это возможность постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. И невольно задумываешься о значимости профессии воспитателя, когда видишь в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего – то нового, ловящих каждое слово, взгляд и жест.
Главное в этой профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им каждый миг частичку своего сердца, и любить их как собственных, без компромиссов и условий.
Воспитатель — это патриот своей Родины, ведь страна доверяет им самое дорогое — свое будущее.
Я считаю, что выполнила свою работу и достигла поставленной цели. В своей работе я ближе познакомилась с этой профессией, полюбила ее и поняла, что это одна из самых важных и интересных профессий.
Список литературы
А.А.Смоленцева «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием»;
Н.Б.Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду»;
Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко «Кукольный театр дошкольникам»;
Б.Никитин «Развивающие инры»;
Л.В.Компанцева «Поэтический образ природы в детском саду»;
А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
Н.П.Сакулиной «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду»;
Н.Н.Поддьяков, С.Н.Николаев, Л.А.Парамонова и др. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста»;
Г.А.Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом»;
Т.И. Осокина «Физическая культура в детском саду»;
Республиканский педагогический журнал «Детский сад»;
Республиканский педагогический журнал «Ребенок в де6тском саду».
Приложение №1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Приложение № 6
Приложение № 7
infourok.ru
Презентация на тему «Историческая справка о возникновении профессии «воспитатель»
Историческая справка о возникновении профессии «воспитатель».
Выступление воспитателя: Садрисламовой Ю.С.
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Свое выступление я хочу начать с одной японской мудрости:
Если человек загадывает на год
Он сеет хлеб.
Если человек загадывает на десятилетие
Он сажает деревья.
Если человек загадывает на века
Он воспитывает детей.(Слайд№1)
А кто же раньше воспитывал детей и как появились первые воспитатели? Я вам сейчас об этом расскажу.
Начнем с глубокой древности. В те далекие времена главным для всего племени было добывание пищи и всем приходилось на равных участвовать в этом процессе (и детям и старым). И дети наблюдая за взрослыми перенимали опыт: как нужно охотиться, готовить кушать, собирать ягоды, мед…. Но когда изобрели орудия труда, то добывать пищу стало легче и старых оставляли дома для присмотра за маленькими детьми. И вот старейшины племени – самые уважаемые и умудренные опытом образовали первую социальную группу людей – воспитателей, которые занимались передачей опыта детям, их духовностью, нравственностью, вообщем подготавливали их к самостоятельной жизни. (слайд№2,3)
А что же было дальше?
А дальше есть такие сведения, что в древней Руси, во времена Петра 1 ( в 1737г) в богатых семьях появляются первые гувернеры и гувернантки.
А кто же это такие?
Оказывается, в переводе с французского гувернер — означает воспитатель детей, приглашенный в буржуазные семьи.
А в толковом словаре русского языка слово «гувернантка» означает – воспитательница детей, приглашаемая в семьи, чаще иностранка. Они жили вместе с детьми с их рождения до совершеннолетия и обучали детей языкам, этикету, живописи, хорошим манерам, растили из них аристократов.
Так как в то время было неравноправие среди мужчин и женщин, то иностранных гувернеров мужчин было значительно больше. Все гувернеры были знатного происхождения, с хорошим образованием, со знанием нескольких иностранных языков и имели аттестат Академии. Но кроме всего этого все гувернеры должны были быть пожилыми и женатыми.
Вскоре, во всех институтах благородных девиц появляется педагогическая социализация, и многие семьи могли нанять уже русских воспитательниц с дипломом о знании языков и различных наук. К гувернанткам также кроме хорошего образования предъявлялись такие требования: чтобы была либо немолодая, либо некрасивая.(Слайд №4,5,6,7)
Так, долгое время воспитанием детей занимались гувернеры и гувернантки,
пока в 1837 году в городе Блакенбурге в голову одного 60-летнего немецкого педагога не пришла мысль о создании сада для маленьких детей. А звали его — Фридрих Фребель. Он считал, что дети — это Божие растения и уход за ними должен быть тщательным как за растениями в саду, отсюда и пошло название – детский сад.
Кроме того, Фридрих Фребель организовывал подготовку воспитательниц, создал методику работы с детьми, предложил особый дидактический материал. Именно он первым заявил, что лучший учитель для ребенка – это игра. А воспитательниц в садах Фребеля называли «садовницами» и брали только тех, кто очень любил малышей, с добрым сердцем и чистой душой, с девизом – «Труд, терпение, любовь».Слайд№8,9,10,11)
По примеру Фребеля и у нас в России в 1866 году открывается первый детский сад. Это происходит в Петербурге под руководством Аделаиды Семеновны Симонович. В своем первом детском саду она сама придумывала детские подвижные игры, занималась с детьми конструированием и обязательным курсом она считала курс «Родиноведение». Так же Аделаида Семеновна начинает издавать журнал «Детский сад» о формах и методиках обучения детей дошкольного возраста.(Слайд№12,13,14)
Воспитателями-садовницами первых детских садов тогда были сами русские ученые. А уже в 1871 году открываются курсы по подготовке женщин – воспитательниц.(Слайд№15,16)
Позднее, в 1918 году по инициативе профессора Корнеева открывают второй Московский государственный университет с педагогическим факультетом, с дошкольным отделением, куда также старались принимать благородных девиц с добрым сердцем и любящих детей.(Слайд№17,18)
В России первые детские сады не приживались, они то открывались, то закрывались.
Но только благодаря русским ученым и их стремлениям к 1932 году детских садов насчитывалось уже 15 тысяч, а к началу 70-х годов в СССР – уже 50 тысяч и Советский союз становится самой садоводческой страной мира.(Слайд№19,20,21)
А закончить своё выступление я хочу словами Фридриха Фребеля, который безусловно был прав: что детский сад для детей – это бесценный жизненный опыт, который невозможно заменить ничем. А воспитатель – это патриот своей Родины, ведь страна доверяет ему самое дорогое – свое будущее.»
infourok.ru
Профессия Воспитатель — Описание, история. Где и как получить профессию. Особенности профессии. Важность профессии. «Моя будущая профессия
История появления профессии ВоспитательКак возникла профессия? Как развивалась профессия?
История появления профессии воспитателя относится к эпохе Древней Греции. Воспитание ребенка там было возложено на раба, который должен был сопровождать ребенка в школу, нести все его учебные принадлежности. Вне школы этот раб следил за поведением ребенка, его развитием, защищал в случае опасности. Таким образом, он невольно формировал поступки и поведение ребенка в целом. В другие эпохи раба сменил домашний воспитатель. Когда же популярность общественного воспитания возросла, появилась профессия воспитателя.
Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии
Для общества особенно важными являются высокая образованность, безупречная компетентность и развитая всесторонне личность воспитателя, который сопровождает ребенка в его самом раннем возрасте. Ведь именно в детстве в человеке закладываются его характер, взгляды и моральные принципы, жизненная позиция. Отношение ребенка к обществу, к труду, к самому себе формируется в условиях дошкольного и младшего школьного воспитания. Работая с ребенком, воспитатель создает не только новую личность, но и гражданина государства.
Особенности профессии ВоспитательУникальность и перспективность профессии
Воспитатель работает непосредственно с детьми в каком-либо определенном учебном заведении, организуя их жизнь, выполняя предусмотренные мероприятия. Чтобы работа была успешной, воспитатель должен отлично знать возрастную психологию детей, педагогику, основные принципы организации воспитания детей младшего школьного и дошкольного возраста. Личностными качествами воспитателя должны быть терпеливость, внимательность, находчивость, наблюдательность и, обязательно, любовь к детям.
«Подводные камни» профессии ВоспитательВсе за и против профессии. Сложности и особенности.
Положительной стороной профессии является общение с детьми, поэтому именно женщины чаще всего становятся воспитателями. Недостаток мужского воспитания у детей младшего школьного и дошкольного возраста кроется в том, что эта профессия невысоко оплачиваемая.
Где и как получить профессию ВоспитательГде обучают профессии?
Готовят воспитателей педагогические училища, а продолжить свое образование можно в гуманитарных или педагогических институтах.
1001expert.ru
Профессия воспитатель | Социальная сеть работников образования
Профессия воспитателя – одна из древнейших и почётных в истории человечества. Однако определить точные сроки её появления не представляется возможным. История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка в состоятельных семьях занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.
Жизненная позиция человека, его характер, моральные принципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокая компетентность, безупречная образованность и всестороннее развитие личности самого воспитателя, сопровождающего ребёнка в его ранние годы, приобретает особую социальную значимость. Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития.
Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия. Для успешной работы необходимо хорошо разбираться в возрастной психологии детей, педагогике, быть знакомым с основными принципами организации дошкольного и младшего школьного воспитания.
Среди личностных качеств, наиболее развитыми должны быть внимательность, терпеливость, наблюдательность, находчивость и, конечно же, любовь к детям.
Преимущества профессии: профессия воспитателя прекрасно подходит женщинам; является очень востребованной на рынке труда
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности и психоэмоциональные нагрузки.
Использован материал сайта: http://www.rabota-enisey.ru/
27 сентября — День воспитателя и всех дошкольных работников
nsportal.ru
Возникновение и развитие педагогической профессии
- Автор: Петрова Яна Витальевна
Возникновение и развитие педагогической профессии
Петрова Яна Витальевна
Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.
Р.У. Эмерсон
Профессия педагога — одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления невозможно. Материалы археологических раскопок позволили ученым сделать предположение, что воспитание начало складываться в период перехода первобытного человека к трудовой деятельности. В период верхнего палеолита появилась членораздельная речь и в обществе стала формироваться объективная потребность в воспитании. Первоначально эта потребность удовлетворялась в совместной деятельности взрослых и детей. Воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли поведение детей, приучая их соблюдать правила, требования и запреты, сложившиеся в общине. Это и было началом первых форм воспитания.
Слово педагог возникло в Древней Греции. В состоятельных семьях раба, следившего за ребенком и его поведением называли педагогом (дословно детоводителем). Позднее из обычного раба педагог превратился в домашнего воспитателя.
Слово педагог, конечно же, утратило свое первоначальное значение. Педагогами стали называть воспитателей, а затем и учителей.
Согласно словарю С.И.Ожегова — «воспитатель — человек, который воспитывает или воспитал кого-то».
Воспитатель — одна из современных педагогических профессий, возникшая в XVII-XVIII вв., при появлении первых дошкльных учреждений. В Европе, включая Россию, такие учреждения изначально предназначались для детей-сирот. Позднее были созданы благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества («Убежища» во Франции, «Школы защиты детей» в Германии, «Ясли-приюты» в России. Позднее появляются платные детские учреждения для детей состоятельных родителей. Хотелось бы отметить, что среди первых воспитателей мужчин было больше, чем женщин.
В 1840 г. выдающийся немецкий педагог Ф.Фребель дал своему заведению название детский сад. И задачей его детского сада была обучить матерей правильному воспитанию своих детей.
Идеи Ф.Фребеля распространились на дошкольные учреждения сногих стран мира. В России были организованы детские сады по системе Фребеля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них. Таких педагогов стали называть «садовницами».
Педагог является одной из самых социально значимых профессий, его деятельность направлена на развитие, формирование, духовное сотворение личности.
Функци современного педагога помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества. В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое.
Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и в первую очередь системы образования, обусловили усиление социальной функции педагога. Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения.
Цель педагогической деятельности также определяется обществом. В данный момент наше современное общетсво сформировало новый стандарт работы педагогов. Федеральный Государственный Образовательный стандарт четко регламентирует текущие цели педагогической деятельности:
- Повышение социального статуса дошкольного образования.
- Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
- Обеспечение государственных гаранитий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
- Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации отностиельно уровня дошкольного образования.
В процессе воспитания мы отталкиваемся от важных постулатов:
- Защитить детей от всех форм физического и психического насилия.
- Проявлять уважение к человеческому достоинству воспитанников, формировать и поддерживать их положительную самооценку, уверенность в себе и своих возможностях.
- Поддерживать инициативы и самостоятельность детей в различных видах деятельности.
- Построить образовательный процесс ориентированным на возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития.
- Предоставить детям возможность выбора материалов, видов активности.
- Взаимодействовать с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее»
You have no rights to post comments
aneks.spb.ru
История становления педагогической профессии за рубежом и в России; возникновение понятий «педагог», «учитель», «воспитатель».
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом —образовали в современном понимании первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.
Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы слова «питать». Слова «воспитывать» и «вскармливать» не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее…»‘ В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.
С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С.Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А-П.Куницину (Царскосельский лицей) следующие строки: «Он создал нас, он воспитал наш пламень… Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена»2.
Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551 — 479 до н.э.) — древний китайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). |
Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником:
«Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» — обращается к нему ученик. «Обогати ее», — отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» — спрашивает ученик. «Обучи ее!» — восклицает учитель.
Я.А. Коменский (1592 — 1670) -чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. В основе его педагогической системы — принципы материалистического сенсуализма. Основоположник дидактики. Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Основные труды: «Великая дидактика», «Открытая дверь к языкам», «Материнская школа» и др. |
Человеком трудной и завидной судьбы является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.
И.Г. Песталоцци (1746 — 1827) -швейцарский педагог-демократ, основоположник теории начального обучения. В своей теории элементарного обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка, педагогику с психологией. Основные труды: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня». |
Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества’.
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все — для других, ничего — для себя».
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич
Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения»‘.
А.С.Макаренко (1888 — 1939) -советский педагог и писатель. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе, провел опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания. Основные труды: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», статьи. |
КЛ. Ушинский (1824 — 1870/71) -русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике проводил идею воспитывающего обучения. Основные труды: «Детский мир», «Родное слово», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». |
Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А.С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей»‘.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru