Интернатура отменяется с 2019 года – приказ и закон, будет ли прохождение обучения

Содержание

Ординатура в 2019 году, изменения, последние новости

За последние несколько лет система медицинского образования претерпела огромное количество изменений. Недавно общественность узнала об отмене интернатуры, а сегодня уже обсуждается вопрос о том, как изменится ординатура в 2018-2019 году. По новым стандартам предполагается – окончивший ВУЗ медик сначала поработает на должности обычного терапевта. Только потом появляется возможность пройти аккредитацию, а после неё – стать ординатором, получив при этом узкую специализацию. Новости на сегодня об этой методике обучения вызывают вокруг себя массу споров, поэтому обсудить данный вопрос необходимо как можно более подробно.


Что такое ординатура?

Ординатурой принято называть обязательный этап обучения медицинских работников, который направлен на получение последними определённых практических навыков, необходимых им для ведения качественной профессиональной деятельности.

Наиболее важным данный этап обучения является для медработников узкой специализации (например, для трансплантологов или стоматологов), потому что именно с его помощью они получают важные практические знания.

Программа ординатуры медицинского образования в 2018 году

Изменения российского здравоохранения назревали давно, а на протяжении последних нескольких лет реформа идет полным ходом. Последние новости в области ординатуры следующие:

  • В 2018 интернатура подлежит полному упразднению.
  • После медицинского вуза в 2018 к ординатуре допустят только тех, кто имеет стаж работы терапевтом.
  • Эксперты предполагают, что самым сложным в  подготовке после вуза для тех врачей, которые хотят стать специалистами в конкретной сфере, окажется аккредитация.
  • Успешно будут аккредитованы доктора, имеющие подтвержденный опыт работы терапевтом и прошедшие следующие испытания:
ЭтапыВид экзаменаОсобенности подготовки
1 этапТестовые заданияОткрытый доступ позволит подготовиться к ответам
2 этапЭкзаменКейс или иная письменная проверка знаний также окажется обязательна
3 этапСобеседованиеБеседа с квалифицированным преподавателем, имеющим звание не ниже доктора наук, поможет выяснить уровень подготовки соискателя.

Коснется модернизация также профессиональной подготовки врачей, изменяя характер послевузовского обучения.

  • Ординатура по специальности займет от 1-2 до 5 лет.
  • Из-за сокращения части ординаторских мест конкурс на некоторых направлениях подготовки возрастет.

Столь многоплановый отбор призван открыть двери в ординатуру только мотивированным медикам, чье настоящее призвание – врачебное дело. Никаким другим способом повысить уровень российской медицины невозможно.

Новый закон об ординатуре

11 мая 2017 года был издан приказ за подписью Министра здравоохранения № 212, в котором были определены новшества, касающиеся поступления и обучения в ординатуре.

Классическая ординатура – практическое освоение теоретических знаний, продолжение университетского знания в клинике, в «боевых условиях», но не самостоятельно, а под руководством специалиста. «Правильный» наставник познакомит с секретами профессии, представит ее во всей красе.

По прохождении ординатуры и получения сертификата квалифицированный специалист может выдохнуть и начать самостоятельное восхождение к вершинам профессии.

Новые правила поступления

Поступление в ординатуру зависит не только от приказа № 212, но и от правил приема, утверждаемых тем или иным медицинским учреждением. Документы подаются в июле, в течение установленного периода времени, как правило, 20 дней.

Иногда бывают исключения, когда срок подачи документов продлевается к радости тех потенциальных ординаторов, которые завершают учебные программы в магистратуре либо на заочном отделении вуза.

Где же будущий ординатор может заработать заветные баллы?

  • Вначале кандидатов ожидает тестирование, которое можно назвать «60 х 60», то есть за шестьдесят минут предлагается решить 60 тестовых заданий. Перечень заданий формируется автоматически (используется метод случайной выборки), основанием является Единая база оценочных средств.
  • Свои баллы (+100) «добавит» и красный диплом, выпускник с наивысшими отметками в дипломе также имеет больше шансов стать ординатором, чем его коллега, владелец «синего диплома, но красного лица».
  • Столько же баллов дают за победы в различных олимпиадах, творческих и научных конкурсах, высокие показатели в научной деятельности во время учебы, за изобретения. Именные стипендии – тоже +50 баллов, как и стаж работы (до 3-х лет и более 3-х лет).

Мечта может остаться мечтой, но может и воплотиться в реальность, ведь дорогу осилит идущий…

Стоимость обучения

Стоимость ординатуры весьма дорога – здесь один год стоит столько же, как три в обычном ВУЗе.

На цену влияет много факторов:

  1. Где находится учебное заведение?
  2. Выбранная специальность.
  3. Квалификация преподавателей.
  4. Известность вуза.

Почему цена высока? Ответ прост – после прохождения целевой ординатуры врач получает желаемую узконаправленную специализацию.

Узкий специалист с хорошей квалификацией всегда сможет найти работу. Например, открыть собственную узкопрофильную клинику или заняться высокодоходной частной практикой.

Затраты на подготовку окупаются с лихвой, позволяя врачу заниматься интересным направлением за стабильную плату.

Комментарии юристов о новом порядке поступления в ординатуру можно посмотреть здесь:

Что делать после МЕД.ВУЗА? Ординатура

Рейтинг материала:

2019gd.ru

В медвузах отменяется интернатура. Как изменится подготовка будущих врачей? | Здоровая жизнь | Здоровье

Наш эксперт – ректор Нижегородской государственной медицинской академии, профессор Борис Евгеньевич Шахов.

Достаточно одного диплома

Елена Шитова, «АиФ. Здоровье. Лекарственное обозрение»: Борис Евгеньевич, в чем принципиальное отличие нового учебного стандарта?

Борис Шахов: В отличие от предыдущего стандарта наши выпускники после получения дипломов будут иметь право самостоятельно работать врачами. Ранее они должны были сначала получить сертификат, для чего требовалось окончить интернатуру и/или ординатуру.

– Интернатура отменяется, что будет с ординатурой?

– Ординатура остается, ее продолжительность по всем специальностям обучения будет составлять 2 года. Она станет разновидностью последипломного образования для тех, кто хочет приобрести узкую специальность, например, работать кардиохирургом, неврологом и т. д.

– А где и кем сможет работать новоиспеченный специалист с дипломом медицинского вуза?

– Выпускники медицинских вузов получат право работать в качестве врачей общей врачебной практики (включая как терапевтов, так и педиатров ОВП) в поликлиниках и центральных районных больницах.

Распределения нет, но…

– Получается, что любой врач, прежде чем стать узким специалистом, будет обязан пройти «курс молодого бойца» на амбулаторном приеме пациентов в поликлинике или ЦРБ?

– Не могу утверждать это со стопроцентной уверенностью, поскольку нормативная база реформы находится в стадии разработки, многое еще не ясно. Но пока я вижу такую схему: врач получает диплом и отправляется работать в первичное звено на некоторое время. Официальных документов нет, но в устной форме неоднократно озвучивались предложения определить величину этого периода в три года. После чего врач, если у него возникнет такое желание, сможет поступить в ординатуру.

– В советские годы практиковалась система распределения молодых специалистов именно с трехлетним сроком обязательной отработки по месту направления. Сейчас происходит возвращение к подобной системе?

– Распределение было признано нарушением прав, ограничением свободы человека, противоречащим Конституции. Вернуться к этой практике сейчас не представляется возможным. Новая система не ограничивает свободу выбора выпускника, но задает определенные условия, в рамках которых он будет реализовывать свой выбор.

– Что делать тем, кто с детства видел себя в конкретной врачебной специальности, например, мечтал стать нейрохирургом? Три года на амбулаторном приеме после окончания вуза превратятся для такого выпускника в потерянное время, в течение которого он забудет навыки, приобретенные в вузе.

– Думаю, что для одаренных студентов, для тех, кто твердо знает, чего он хочет, и уже со студенческой скамьи стремится изучить избранную специальность как можно глубже, будут узаконены особые условия поступления в ординатуру, не предусматривающие обязательной трехлетней стажировки в качестве врача ОВП.

– Нет ли опасений, что эти особые условия станут «законодательной лазейкой» для многих нерадивых студентов, которые просто хотят устроиться на более комфортную должность без обязательной «отработки» в поликлинике?

– Ни одна правовая система не может быть идеальной, невозможно полностью застраховаться от различных недобросовестных действий. Тем не менее вполне реально продумать такую схему, при которой данный фактор будет сведен к минимуму, например, учитывать участие в студенческой научной работе по выбранной тематике.

Все для первичного звена

– Если все выпускники будут обязаны хотя бы три года отработать в первичном звене, то позволит ли эта мера решить кадровую проблему в поликлиниках и ЦРБ?

– Думаю, что именно на решение кадровой проблемы в первичном звене и направлено в первую очередь реформирование. Амбулаторно-поликлиническая работа заявлена в качестве приоритета, и мы обязаны это учитывать при подготовке специалистов.

– Не секрет, что работа в первичном звене не считается престижной среди выпускников медицинских вузов, в поликлинику идут в основном те, кто не нашел более привлекательного места работы. Может ли вуз изменить подобное отношение?

– Не соглашусь по поводу привлекательности: сегодня есть такие поликлиники, где врач может проявить свои знания и навыки не в меньшей степени, чем в стационарах. Многие учреждения оснащены самым современным оборудованием. Наша задача как учебного заведения – показать студентам реальные возможности работы в поликлинике.

– Раньше приоритет складывался в пользу стационаров, где изучались основные клинические дисциплины, а работе поликлиник уделялось значительно меньше учебного времени. Сейчас что-то изменится?

– Начиная с 2014 года существенно увеличится количество занятий поликлинической направленности. На новые кафедры придут студенты-третьекурсники, и изучение клинических дисциплин будет напрямую связано с будущей работой врачей общей практики.

Фото: www.russianlook.com

– А кто будет преподавать эти поликлинические дисциплины – сотрудники академии или практикующие врачи из поликлиник?

– Безусловно, мы будем привлекать для этой работы людей, имеющих большой практический опыт амбулаторного приема. При этом и сегодня среди наших сотрудников есть врачи, работающие в поликлиниках.

Куда уходят кадры

– Не пройдут ли свежеподготовленные врачи общей практики мимо поликлиник?

– Мне доводилось слышать, что почти треть выпускников медицинских вузов не доходит до учреждений здравоохранения, и мы в НижГМА решили этот вопрос изучить досконально. Начиная с 2008 года мы ведем мониторинг и отслеживаем: кто, когда и куда устроился работать после окончания академии. Ни о каких 30% говорить не приходится. По нашим данным, не приходят работать врачами 9,6% выпускников. Это, конечно, тоже много, но все же втрое меньше, чем принято считать. Думаю, что если бы все мои коллеги-ректоры провели подобные исследования, мы бы имели более объективную картину по стране.

– Где работают выпускники НижГМА?

– Абсолютное большинство – 67% – остается в своем регионе, преимущественно в областном центре. Некоторые уезжают, причем многие в Москву и даже за границу. Около 16% врачей Москвы и Московской области – наши выпускники, некоторые из них трудятся вахтовым методом, их семьи проживают в Нижнем Новгороде.

– Столица – это прекрасно, но много ли выпускников попадает на село?

– Для того чтобы стимулировать выпускников работать в сельских учреждениях здравоохранения, в Нижегородской области действует уникальная программа поддержки молодых специалистов, предусматривающая предоставление жилья и автомобиля. Эта программа существенно улучшила положение дел, хотя проблемы, безусловно, остаются. Не нужно забывать, что приток выпускников – это только часть решения кадровой проблемы, не менее важно оказывать влияние на отток специалистов. Сегодня даже на уровне Министерства здравоохранения России отток кадров признан основной причиной дефицита врачей.

Как объединить усилия

– В последнее время много говорится о необходимости укрепления связи между высшей школой и предприятиями. Но в отношении здравоохранения об объединении говорить сложно, так как вузы сегодня отдельно, а медицинские учреждения отдельно. Можно ли сделать, как в советское время, чтоб клинические базы находились в действующих медицинских учреждениях?

– Действительно, раньше все клинические кафедры действовали на базах лечебных учреждений, что позволяло одновременно решать несколько задач. С одной стороны, это давало неоценимый эффект в плане обучения студентов, с другой – оказывало помощь в лечебном процессе, поскольку пациентов консультировали ведущие специалисты вуза, профессора и доценты. Затем каждое учреждение стало отдельным хозяйствующим субъектом, что существенно осложнило взаимоотношения лечебных учреждений и вузов. Если вуз не имеет своей клинической базы, то приходится искать различные пути взаимодействия с медицинскими организациями.

Сейчас в соответствии с Гражданским кодексом вуз и больница могут заключить либо договор аренды, либо договор безвозмездного пользования. Но даже при безвозмездном пользовании придется оплачивать коммунальные услуги, составляющие достаточно крупную сумму, которую вузам просто не потянуть.

– Какие пути решения проблемы вы видите?

– В настоящий момент мы ищем эти пути во взаимодействии с органами власти, включая правительство Нижегородской области и Законодательное собрание. Радует, что и наша академия, и региональное министерство здравоохранения хотели бы выработать единый правовой подход. Но для кардинального решения требуются нормативные акты федерального уровня. И определенные подвижки в этом направлении постепенно появляются. В частности, правительство РФ разрешило студентам-медикам находиться с учебной целью в клиниках. Следующим шагом, как я полагаю, должно стать разъяснение, кто должен с этими студентами заниматься и на каких основаниях.

– Размещение кафедр в поликлиниках тоже требует правового урегулирования?

– Требует, но, надеюсь, в этом случае для нас проблема должна решиться проще, поскольку мы планируем разместиться на базе Приволжского окружного медицинского центра. Это федеральное учреждение, как и наша академия, у нас одинаковая форма собственности, что уменьшает количество возникающих вопросов. Кроме того, мы ставим перед руководством области вопрос о том, чтоб академии в качестве базы полностью передали одну из городских поликлиник.

Больше хорошей практики

– В интернатуре молодые доктора, работая под руководством опытных коллег, получали важнейшие практические навыки, которые сложно выработать в процессе обучения в вузе. Где они получат эти навыки после отмены интернатуры?

– Знаете, я всегда говорю своим студентам: чтобы не бояться сложных профессиональных ситуаций, поработайте в «горячих цехах»: приемном отделении, на скорой помощи или в реанимации. Тогда с какой бы проблемой вам ни пришлось встретиться в дальнейшем, вы не растеряетесь и сумеете оказать больному помощь. Сегодня среди студентов много тех, кто совмещает учебу с работой в учреждениях здравоохранения, и это дает хорошие результаты.

– А в самом вузе студенты смогут получить практические навыки?

– Конечно, число часов на изучение практических дисциплин увеличилось. Причем если раньше студенты отправлялись непосредственно к больным, то сейчас у них появилась возможность отработать навыки на специальных тренажерах. Во всех вузах открываются центры симуляционного обучения, и наша академия не исключение. У нас уже действуют симуляционные центры по хирургии и по стоматологии, готовится к установке закупленное оборудование по акушерству и гинекологии. В ближайшей перспективе – приобретение уникального для России стоматологического комплекса, предусматривающего возможность не только обучения, но и трансляции и видеозаписи мастер-классов.

– За счет сокращения каких предметов будет достигнуто увеличение практических занятий?

– Прежде всего из программы ушел достаточно большой объем общественных наук, сейчас идеологические дисциплины студенты не проходят. Кроме того, снижено количество часов на некоторые теоретические предметы, включая химию и физику, а также на иностранный язык.

Дистанционный консилиум

– Допустим, специалист, успешно освоивший всю программу обучения в вузе, отправляется самостоятельно работать в отдаленный район, где посоветоваться не с кем. А у него никакого опыта работы, даже интернатуры нет. Как быть?

– Знаете, раньше ведь интернатуры тоже не было. Врачи учились пять лет, а затем отправлялись на самостоятельную работу, и в том числе – в отдаленные районы. Именно так было с моими родителями, причем маму в свое время распределили единственным врачом на строющуюся Горьковскую гидроэлектростанцию. А там контингент был весьма сложный, работали самые разные люди, включая бывших зеков. Так что пришлось разбираться не только с аппендицитами, но и с ножевыми ранениями. Как справлялись? Книги с собой брали, лекционные записи, ездили в ближайшую ЦРБ на консультацию.

К сожалению, сегодня молодые специалисты почему-то боятся обращаться за советом к опытным коллегам. Нужно такое отношение изживать, поскольку коллегиальность всегда была отличительной чертой медицины. Кроме того, сегодня современные средства связи позволяют проводить дистанционные консилиумы.

– Вчерашнему студенту психологически проще обратиться к своему преподавателю, а не к опытному коллеге. Может ли академия как-то помочь своим выпускникам в дальнейшей работе?

– Сейчас мы запустили пилотный проект, распространяющийся пока только на пять районов нашего региона. Он предусматривает применение телемедицинских технологий для проведения онлайновых консультаций врачей из отдаленных учреждений с ведущими специалистами НижГМА. В 2014 году мы планируем оборудовать медиацентр в главном здании академии, где будет доступна связь с любой больницей Нижегородской области. В результате каждый врач сможет посоветоваться с преподавателем академии.

– По каким разделам медицины будут проводиться консультации?

– В первую очередь по акушерству и гинекологии, поскольку одной из самых важных задач нижегородского здравоохранения является снижение материнской и детской смертности. Будут проводиться консультации по хирургии, педиатрии и всем неотложным состояниям.

Процесс должен быть непрерывным

– Скажите, положа руку на сердце, готов ли на самом деле выпускник медицинского вуза к самостоятельной работе?

– Невозможно выпустить из вуза врача, готового к работе на все 100%. И это не зависит от того, есть интернатура в программе или нет. В нашей профессии, как ни в какой другой, важно перенимать опыт у коллег, адаптироваться и, конечно, постоянно обучаться.

Фото: РИА Новости / Борис Ушмайкин

– Сейчас нередко раздаются упреки в том, что высшая школа взяла за основу западную многоуровневую систему высшего образования, включающую бакалавриат и магистратуру, в то время как система подготовки врачей в Советском Союзе считалась в свое время образцовой. Надо ли было вообще «огород городить»?

– Думаю, что совершенствование в любой сфере необходимо, но важно, чтоб изменения были эволюционными, а не революционными. Не нужно разрушать «весь мир до основания», необходимо брать лучшее и развивать его дальше.

Что касается новых образовательных стандартов, то я не вижу трагедии в их внедрении. Я уже говорил, что интернатуры раньше не существовало, но это не мешало подготавливать квалифицированных специалистов. Более того, реформа включает ряд моментов, которые я однозначно оцениваю как позитивные. Это касается в первую очередь последипломного образования.

Сейчас раз в пять лет врач обязан пройти курсы повышения квалификации, где он в течение двух-четырех месяцев слушает лекции в вузе. Не думаю, что такой способ пополнения знаний является оптимальным. За рубежом принята другая система, которая будет внедряться и у нас. Она предусматривает непрерывное обучение врача путем его участия в научных конференциях, семинарах, посещении мастер-классов и тренингов ведущих специалистов и т. д.

Таким образом, врач пополняет свои знания постоянно, что является залогом его успешного развития. Наша профессия предполагает ежедневное обучение, и если ты перестаешь учиться, ты умираешь как врач.

www.aif.ru

Интернатура в 2018-2019 году

Качество медицинского образования и обслуживания всегда было предметом пристального внимания и жалоб граждан, что вынудило правительство пойти на глубокое реформирование здравоохранительной системы. Непосредственные меры коснулись и образовательного процесса, больше всего затронув стадию последипломного образования – интернатуру, которая раньше считалась обязательной для выпускников медицинских ВУЗов.

Многих людей, задействованных в данной сфере, а особенно будущих выпускников – медиков горячо волнует вопрос, произойдут ли изменения интернатуры в 2018-2019 году.

Причина изменений

Нововведения в структуру образования медицинских специалистов были запланированы ещё в 2011 году. В этот период на правительственном уровне был утверждён новый Федеральный стандарт образования. В соответствии с этим стандартом на первый план выведены требования, которые приближают уровень образования российских врачей к общемировому.

Главные позиции, которые внедряются в образовательный процесс:

  • Раньше годы обучения в университете были в полной мере отданы на изучение теоретической составляющей наук, и только во время интернатуры студенты приобретали практические навыки. Сейчас подход коренным образом меняется: все этапы обучения, начиная с абитуриентского, насыщены практическими занятиями и приобретением навыков опытным путём. Научно-исследовательская деятельность теперь занимает неотъемлемую часть учебного процесса.
  • Новая схема подразумевает работу с пациентами при ВУЗах и в пределах медучреждений. Это важно с точки зрения постоянных наблюдений, выводов, анализа на фоне непосредственного контакта с пациентом. Все эти этапы будут контролироваться квалифицированным персоналом с высоким профессиональным и педагогическим уровнем.
  • Большая часть процесса обучения отводится для симуляционных методов, которые широко применяются за рубежом на протяжении последних десятилетий и признаны высокоэффективными. Для этого используются специальные фантомы и симуляторы, которые позволяют студентам попробовать свои силы в условиях, приближённых к практике, после того, как теоретическая часть уже освоена, но практическое обучение ещё не началось. Симуляторы в таком случае становятся буфером для приобретения и закрепления навыков.

Все эти меры подразумевают огромную работу, которую в данный момент проводят над образовательной программой. Требуются полномасштабные замены пособий, отработка новых механизмов, и все эти процессы произойдут на протяжении 2018-2019 года.

Начиная с 2018 года интернатура прекращает действие для врачей всех направлений, поскольку их подготовка до получения диплома полностью соответствует уровню, при котором можно успешно работать с пациентами. То есть, приступить к полноценной практике медики смогут сразу после окончания ВУЗа.

Как произойдёт отмена

Повсеместный процесс упразднения интернатуры проходит трёхступенчато:

  • осень 2016 года – отмена интернатуры для стоматологов и фармацевтов;
  • осень 2017 года – для терапевтов и педиатров;
  • 2018 год – для оставшихся специальностей.

После полной отмены интернатуры ординатура останется в неизменном виде. Этот вид последипломного обучения часто путают с интернатурой, но функции у них разные. Ординатура нужна для докторов узкой направленности, таких как хирурги, гинекологи, неонатологи, неврологи и пр. Эта форма обучения при переходе к новой системе остаётся в прежнем виде и будет занимать 2 года, после чего специалисту на руки будет выдан сертификат, допускающий врача к самостоятельной практике.

Плюсы и минусы отмены

Радикальное изменение образовательной системы медицинских специалистов получило неоднозначные отзывы. В этой реформе есть как сильные, так и слабые места.

К плюсам можно причислить такие моменты:

  • студенты смогут раньше приступить к трудовой деятельности и выполнять оплачиваемую работу;
  • поскольку медики будут раньше приступать к самостоятельной деятельности, это улучшит кадровую картину, поскольку на данный момент во многих клиниках не хватает квалифицированного медперсонала высокой специализации;
  • работа в клиниках во время обучения позволит детально подготовиться к большому разнообразию ситуаций и изучить динамику патологий на практике, что формирует более конструктивное врачебное мышление у каждого студента;
  • симуляционные приёмы делают возможной отработку алгоритмов лечения без риска навредить пациенту, что позволяет студенту действовать более спокойно и без лишнего напряжения;
  • отмена интернатуры позволит сократить время обучения, но одновременно повысит квалификацию и уровень подготовки выпускников ВУЗов.

Наряду с этими позитивными факторами есть и негативные:

  • для расширения практической части программы будет значительно сокращена теоретическая составляющая, некоторые темы и предметы трансформируются в сокращённый курс без углубления;
  • симуляция не даёт полного эффекта лечения пациентов, лишает студента освоения психологических моментов взаимодействия врача и больного;
  • со стороны пациентов возможно проявление большого недоверия и нежелания лечиться у неопытного врача, не прошедшего интернатуру.

Чем заменят сертификацию

После прохождения курса интернатуры студенты получали подтверждающий сертификат, который свидетельствовал о надлежащем уровне молодого врача. Этот документ становился допускающим к самостоятельной работе для начинающего специалиста. Сертификация должна была повторяться на протяжении всего времени практики с интервалом в 5 лет, что давало право на получение более высокой квалификации.

Теперь сертификация трансформируется в аккредитацию. Без неё врач не может быть допущен к самостоятельной практике.

Аккредитация подразумевает набор нужного количества баллов, которые насчитываются за:

  • участие в семинарах, конференциях и других подобных медицинских мероприятиях;
  • издание научных трудов в виде книг или статей;
  • успешное проведение сложных медицинских манипуляций или успешное применение сложных комплексных схем лечения в тяжёлых случаях.

Впервые механизм аккредитации будет запущен в 2021 году. У медиков по этому поводу остаётся много вопросов:

  • какая сторона будет оплачивать поездку и проживание в месте проведения аккредитации;
  • как изменится время приёма пациентов из расчёта на добавочные требования по написанию научных и исследовательских работ, а также посещения семинаров и конференций;
  • повлияет ли на аккредитацию ежедневная практика и отзывы пациентов и т.д.

В Министерстве отвечают, что за предстоящий период все эти вопросы будут доработаны и чётко регламентированы, поэтому отказ от интернатуры пройдёт спокойно и организованно. Такая реформа направлена на улучшение уровня молодых специалистов и конкурентной способности российских докторов на мировом рынке.

Видео об отмене интернатуры:

 

montazhnik02.ru

Интернатура в 2018-2019 году — Pro-modu.info

Качество медицинского образования и обслуживания всегда было предметом пристального внимания и жалоб граждан, что вынудило правительство пойти на глубокое реформирование здравоохранительной системы. Непосредственные меры коснулись и образовательного процесса, больше всего затронув стадию последипломного образования – интернатуру, которая раньше считалась обязательной для выпускников медицинских ВУЗов.

Многих людей, задействованных в данной сфере, а особенно будущих выпускников – медиков горячо волнует вопрос, произойдут ли изменения интернатуры в 2018-2019 году.

Причина изменений

Нововведения в структуру образования медицинских специалистов были запланированы ещё в 2011 году. В этот период на правительственном уровне был утверждён новый Федеральный стандарт образования. В соответствии с этим стандартом на первый план выведены требования, которые приближают уровень образования российских врачей к общемировому.

Главные позиции, которые внедряются в образовательный процесс:

  • Раньше годы обучения в университете были в полной мере отданы на изучение теоретической составляющей наук, и только во время интернатуры студенты приобретали практические навыки. Сейчас подход коренным образом меняется: все этапы обучения, начиная с абитуриентского, насыщены практическими занятиями и приобретением навыков опытным путём. Научно-исследовательская деятельность теперь занимает неотъемлемую часть учебного процесса.
  • Новая схема подразумевает работу с пациентами при ВУЗах и в пределах медучреждений. Это важно с точки зрения постоянных наблюдений, выводов, анализа на фоне непосредственного контакта с пациентом. Все эти этапы будут контролироваться квалифицированным персоналом с высоким профессиональным и педагогическим уровнем.
  • Большая часть процесса обучения отводится для симуляционных методов, которые широко применяются за рубежом на протяжении последних десятилетий и признаны высокоэффективными. Для этого используются специальные фантомы и симуляторы, которые позволяют студентам попробовать свои силы в условиях, приближённых к практике, после того, как теоретическая часть уже освоена, но практическое обучение ещё не началось. Симуляторы в таком случае становятся буфером для приобретения и закрепления навыков.

Все эти меры подразумевают огромную работу, которую в данный момент проводят над образовательной программой. Требуются полномасштабные замены пособий, отработка новых механизмов, и все эти процессы произойдут на протяжении 2018-2019 года.

Начиная с 2018 года интернатура прекращает действие для врачей всех направлений, поскольку их подготовка до получения диплома полностью соответствует уровню, при котором можно успешно работать с пациентами. То есть, приступить к полноценной практике медики смогут сразу после окончания ВУЗа.

Как произойдёт отмена

Повсеместный процесс упразднения интернатуры проходит трёхступенчато:

  • осень 2016 года – отмена интернатуры для стоматологов и фармацевтов;
  • осень 2017 года – для терапевтов и педиатров;
  • 2018 год – для оставшихся специальностей.

После полной отмены интернатуры ординатура останется в неизменном виде. Этот вид последипломного обучения часто путают с интернатурой, но функции у них разные. Ординатура нужна для докторов узкой направленности, таких как хирурги, гинекологи, неонатологи, неврологи и пр. Эта форма обучения при переходе к новой системе остаётся в прежнем виде и будет занимать 2 года, после чего специалисту на руки будет выдан сертификат, допускающий врача к самостоятельной практике.

Плюсы и минусы отмены

Радикальное изменение образовательной системы медицинских специалистов получило неоднозначные отзывы. В этой реформе есть как сильные, так и слабые места.

К плюсам можно причислить такие моменты:

  • студенты смогут раньше приступить к трудовой деятельности и выполнять оплачиваемую работу;
  • поскольку медики будут раньше приступать к самостоятельной деятельности, это улучшит кадровую картину, поскольку на данный момент во многих клиниках не хватает квалифицированного медперсонала высокой специализации;
  • работа в клиниках во время обучения позволит детально подготовиться к большому разнообразию ситуаций и изучить динамику патологий на практике, что формирует более конструктивное врачебное мышление у каждого студента;
  • симуляционные приёмы делают возможной отработку алгоритмов лечения без риска навредить пациенту, что позволяет студенту действовать более спокойно и без лишнего напряжения;
  • отмена интернатуры позволит сократить время обучения, но одновременно повысит квалификацию и уровень подготовки выпускников ВУЗов.

Наряду с этими позитивными факторами есть и негативные:

  • для расширения практической части программы будет значительно сокращена теоретическая составляющая, некоторые темы и предметы трансформируются в сокращённый курс без углубления;
  • симуляция не даёт полного эффекта лечения пациентов, лишает студента освоения психологических моментов взаимодействия врача и больного;
  • со стороны пациентов возможно проявление большого недоверия и нежелания лечиться у неопытного врача, не прошедшего интернатуру.

Чем заменят сертификацию

После прохождения курса интернатуры студенты получали подтверждающий сертификат, который свидетельствовал о надлежащем уровне молодого врача. Этот документ становился допускающим к самостоятельной работе для начинающего специалиста. Сертификация должна была повторяться на протяжении всего времени практики с интервалом в 5 лет, что давало право на получение более высокой квалификации.

Теперь сертификация трансформируется в аккредитацию. Без неё врач не может быть допущен к самостоятельной практике.

Аккредитация подразумевает набор нужного количества баллов, которые насчитываются за:

  • участие в семинарах, конференциях и других подобных медицинских мероприятиях;
  • издание научных трудов в виде книг или статей;
  • успешное проведение сложных медицинских манипуляций или успешное применение сложных комплексных схем лечения в тяжёлых случаях.

Впервые механизм аккредитации будет запущен в 2021 году. У медиков по этому поводу остаётся много вопросов:

  • какая сторона будет оплачивать поездку и проживание в месте проведения аккредитации;
  • как изменится время приёма пациентов из расчёта на добавочные требования по написанию научных и исследовательских работ, а также посещения семинаров и конференций;
  • повлияет ли на аккредитацию ежедневная практика и отзывы пациентов и т.д.

В Министерстве отвечают, что за предстоящий период все эти вопросы будут доработаны и чётко регламентированы, поэтому отказ от интернатуры пройдёт спокойно и организованно. Такая реформа направлена на улучшение уровня молодых специалистов и конкурентной способности российских докторов на мировом рынке.

Видео об отмене интернатуры:

pro-modu.info

Отмена интернатуры для врачей: каковы последствия?

С 1 января 2016 года здравоохранение перешло к системе непрерывного медицинского образования. Для выпускников медицинских вузов отменили интернатуру и теперь обучать их будут по новому федеральному государственному стандарту. О том, зачем врачам непрерывно учиться, «Правмир» поговорил с представителями профессии.

Немецкий опыт

Олег Бородин. Фото mck.medikey.ru

Олег Бородин, терапевт, ревматолог, руководитель терапевтического отделения Клинического госпиталя на Яузе новую систему поддерживает, но с одним условием — затраты на непрерывное обучение не должны ударить по карманам врачей:

Новая система аккредитации врачей, в целом, выглядит очень перспективно. Она широко применяется в западных странах. В Германии, где я работал в течение нескольких лет в клинической больнице города Майнинген, я видел такую систему вблизи. Здесь при наличии у врача желания учиться, ему создавались все условия для обучения. Клиника в абсолютном большинстве случаев брала на себя все расходы, включая транспортные, проживание, оплату самого семинара. В трудовом договоре было прописано определённое количество дней, которое отводились под обучение, то есть мне не надо было брать отпуск за свой счёт с целью повышения своего медицинского образования.

За участие в каждом семинаре или курсах повышения квалификации присваивалось определённое количество баллов в зависимости от продолжительности обучения и рейтинга семинара в системе здравоохранения Германии. То есть специальные комиссии оценивают каждый семинар, каждую медицинскую конференцию определённым количеством баллов, которые начисляются всем участникам по её завершении. В сумме за пять лет надо было набрать более 250 баллов, что не представляло проблемы: в течение первого года я принял участие в трех или четырех конференциях и заработал около 80 баллов.

Таким образом, при грамотном и продуманном подходе подобная система очень хорошо зарекомендовала себя в западных странах. А как все будет реализовано в нашей стране пока неясно, и это вызывает очень много вопросов. Кто будет оплачивать непрерывное образование медицинских работников, в какое время это будет происходить, каким образом будут начисляться баллы за участие в конференциях и семинарах? Это и многое другое требует детальной проработки и тесного сотрудничества медиков с административным звеном.

Врачи: естественный отбор

Владимир Бекетов. Фото doctorbeketov.ru

Владимир Бекетов, терапевт и кардиолог, постоянный член Российского Научного Медицинского Общества Терапевтов (РНМОТ) сразу предупредил, что аббревиатуру НМО (непрерывное медицинское образование) мы скоро часто будем видеть в соцсетях, профессиональных сообществах и СМИ. Россия переходит на новую систему подтверждения врачебной квалификации, а это значит, что врачи теперь будут учиться постоянно:

С 2016 года для выпускников медицинских вузов в РФ отменили интернатуру. Обучение теперь проводится по ФГОС 3 новому 3-ему федеральному гос стандарту. Это значит, что на 6-ом курсе университета студенты проходят «субординатуру» по одному из трех профилей «Педиатрия», «Терапия», «Хирургия». Потом сдают государственный экзамен и получают диплом и аккредитацию/лицензию на право работы педиатром, хирургом или терапевтом (раньше эту роль выполнял сертификат).

С 1 января 2016 года здравоохранение перешло к системе непрерывного медицинского образования. После окончания срока действия сертификата врач должен накапливать образовательную активность в размере 50 часов в год (один час в неделю). Доктор не обязан просиживать перед компьютером дни и ночи. Одного часа в неделю достаточно.

Сертификат после сдачи экзамена дает право вести практическую деятельность. Для аккредитации необходимо пройти многокомпонентную, многоэтапную систему образования. Теперь врач, для того, чтобы пройти аккредитацию, в отличие от сертификации, обязан не только раз в пять лет прослушивать цикл лекций и повышать свой уровень подготовки, но ежегодно посещать научные конференции, слушать онлайн-курсы, смотреть вебинары на порталах Минздрава. Раньше врача не обязывали ходить на конференции, теперь он должен это делать.

Программа мне кажется разумной. Раньше раз в пять лет на врача выбрасывали новые научные данные сразу в большом количестве. Теперь доктор поэтапно будет следить за изменениями в рамках своей специальности и сможет идти в ногу со временем. Да, действительно , мы находимся в переходном периоде и не всё может быть гладко, но система работает, она разумна, современна и понятна.

Врачи, которые не смогут вступить в новую программу, к сожалению, в порядке естественного отбора, должны будут дать дорогу молодым специалистам. Главврачи московских поликлиник очень активно отсылают на конференции своих специалистов, потому что понимают, — чем грамотнее будет врач, тем больше придет пациентов.

Надежда на будущее

Антон Родионов

Антон Родионов, кардиолог, доцент кафедры факультетской терапии № 1 лечебного факультета ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова уверен, что платить за обучение российским врачам не придется, а система непрерывного образования хорошо зарекомендовала себя в других странах:

Непрерывное медицинское образование (CMЕ [continuous medical education]) — это общемировая практика, идеи её внедрения в России обсуждаются довольно давно. В последние годы мы видим первые робкие попытки её практического воплощения. Если эту систему реализуют не формально, не на бумаге, а в жизни, то это будет большим «плюсом» для медицины. Невозможно учиться по старинке, раз в пять лет, потому что за пять лет медицина делает огромный скачок вперед.

Я не думаю, что программы повышения квалификации лягут финансовым бременем непосредственно на врачей. Большинство конференций традиционно оплачивают фармацевтические компании. Де-факто основными спонсорами пост-дипломного медицинского образования давно уже стали производители лекарственных препаратов и медицинского оборудования.

Если врач в ходе обучения получит знания и навыки, которые не сможет сей же час применить на практике из-за отсутствия оборудования в конкретной клинике, полученные знания все равно не будут лишними. Я своим студентам в Университете всегда говорю, что надо стремиться к лучшим образцам мировой медицинской практики, а не кивать на бедность российских больниц. Даже если пока у них не будет возможности работать на современном оборудовании, то в будущем она может появиться. Хотя бы надеяться на это нужно.

www.pravmir.ru

Интернатура 2017 | Отмена интернатуры, причины и последствия

Кардинальным образом изменилась схема обучения в медицинских вузах России. Из-за отмены интернатуры многие опасаются того, что в поликлиники придут недоучки. Внедрение новых медицинских стандартов разделило докторов на два сорта.

С 2016 года будущие участковые педиатры и терапевты начинают учиться по сокращенной программе, которая подразумевает шестилетнее обучение. Потенциальные же хирурги, кардиологи и прочие врачи-специалисты должны будут потратить на учебу от 8 до 11 лет.

Как было

Раньше все доктора учились семь-восемь лет. Шесть лет уходило на обучение в мединституте, а затем либо интернатура на год, либо двухгодовая ординатура. Причем, по некоторым специальностям нужно было пройти обе эти ступени. Однако для многих врачей-специалистов достаточно было одной интернатуры или ординатуры на выбор.

Интерн и ординатор считаются в лечебном учреждении кем-то вроде студентов, так как в штате не числятся, да и зарплаты не получают. Они занимаются по сути тем же, что и врач, с одной лишь разницей – все действия интерны и ординаторы выполняют под неусыпным приглядом старших коллег.

Не удивительно, что многие, стараясь побыстрее избавиться от этого половинчатого статуса, выбирают дальнейшим после ВУЗа шагом – годичную интернатуру. Однако с 2017 года выпускники-медики больше не будут терзаться подобным выбором.

к содержанию ↑

Как будет

Теперь с 2017 года студентов медицинских университетов будут учить по новым образовательным стандартам. Сразу после института выпускники получат право сразу же, без никакой дополнительной подготовки, работать на участках в поликлиниках (терапевтами или педиатрами). В этих целях для обучения студентов ввели гораздо больше практических занятий, как с пациентами, так и на тренажерах.

Ректор Первого московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова профессор Петр Глыбочко поделился своими соображениями на счет того, как будет внедрена новая система обучения:

«Теперь на первом курсе предполагается учебная практика по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля. В связи с этим предполагается ввести учебный модуль «Основы ухода за больными» в объеме 36 часов (24 часа будет выделено на отработку навыков на муляжах и тренажерах в собственном тренажерном учебном центре и 12 часов — на практику в клиниках). Второкурсники будут учиться «основам сестринского дела» в объеме 72 часов, у них тоже будет и работа, и практические занятия в тренажерном учебном центре».

Студентам третьих курсов хотят добавить часы практических курсов по оказанию неотложной медицинской помощи. Для четверокурсников и пятикурсников собираются разработать дополнительные учебные модули на профильных кафедрах хирургии, терапии, акушерства и гинекологии.

И здесь также нельзя обойтись без тренажеров и муляжей. На шестом курсе занятия на медицинских симуляторах будут проходить в форме консультаций с преподавателями кафедр выбранного профиля.

«Выпускник медвуза должен быть готов к самостоятельной работе сразу после получения диплома врача. Пусть это будет первичное звено здравоохранения — амбулаторно-поликлиническая сфера, — но наши выпускники будут подготовлены к этой работе уже в ходе стандартной вузовской программы», — подытожил ректор Первого медицинского университета.

Однако, столь радужные перспективы видят не все преподаватели в сфере медицины. Тренажеры и муляжи – это, конечно, хорошо, но живых пациентов им не заменить.

«На мой взгляд, сразу допускать выпускников к работе с больными будет большой ошибкой. Врачу для этого нужны определенные навыки», — высказал свои опасения декан медицинского факультета РУДН профессор Виктор Фролов.

Также подавляющее большинство специалистов серьезно сомневаются на счет продуктивной работы вчерашних студентов в поликлиниках. Вряд ли навыков, полученных в ВУЗе, будет хватать, а вот знаний после введения новых стандартов у выпускников будет еще меньше.

«Чтобы освободить время для практических занятий, нам пришлось сузить программы по отдельным областям медицины, таким как неврология или, например, хирургия. Эти курсы будут читаться в более общем, теоретическом виде», — объяснили в Минздравсоцразвития.

Получается, если раньше выпускник-медик был кем-то вроде «универсального солдата», который мог при помощи медицинского справочника разобраться в большинстве заболеваниях и патологиях, то сейчас сертифицированные участковые врачи о многих болезнях будут иметь лишь теоретическое представление.

«Очень плохо, что выпускники смогут лечить сразу после вуза. У наших врачей и так подготовка недостаточная», — резюмировал президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов.

Новая модель медицинского обучения может здорово пошатнуть сферу здравоохранения. Нам, простым обывателям, остается лишь надеяться, что чиновникам виднее и они поступают по уму.

к содержанию ↑

Видео новость

info-god.com

в Оренбургской области мнения разделились — RIA56. Новости Оренбурга и Оренбургской области

Российским студентам-медикам больше не придется проходить интернатуру. С первого сентября этого года она повсеместно отменена.

За редким исключением молодым медикам придется в обязательном порядке пройти ординатуру, что увеличит время обучения. Хорошо это или плохо, мы поинтересовались у людей, имеющих к медицине и обучению будущих докторов самое непосредственное отношение.

Татьяна Чернышева, проректор по учебной работе Оренбургского государственного медицинского университета:

– Я считаю, что резкая отмена интернатуры не очень хорошее начинание, так как медицинские вузы не совсем к этому готовы. У нас есть федеральные государственные образовательные стандарты, по которым мы готовим студентов. Пришлось пересмотреть учебный план, заново вводить практику, заменить 5, 6 курсы такой подготовкой, чтобы она могла соответствовать интернатуре, ведь мы выпускаем специалистов, которые пойдут в первичное звено. В интернатуре полгода занимались теорией и полгода – практикой. На последних курсах мы не сможем отправить студентов на такую длительную практику. К тому же в ординатуре, особенно в первые годы после таких преобразований, будет больше теоретической подготовки.

Владимир Коган, депутат горсовета,главврач ГБ № 4:

– Отношение резко отрицательное. Обучение в интернатуре студент проходил на рабочем месте, будущий врач чему-то мог научиться. В ординатуре же обучение проводится на кафедре, в группах человек по 15, это теория и подглядывание. Толку не будет, а время обучения увеличивается. За счет этого больницы в течение какого-то периода не получат молодых специалистов, а у нас и без того кадровый голод, следовательно, ситуация только усугубится. Полагаю, все это – лоббирование интересов тех, кто хочет заработать, а к реальной медицине все это отношения не имеет. Чисто перераспределение финансов – в Москве, не на местах.

Василий Лещенко, главврач ГБ № 2:

– Я считаю, что и интернатуру не нужно было вводить. Людям, которые прошли шестилетнее обучение, она ничего не давала. Самым оптимальным вариантом была трехлетняя отработка по окончании института. За это время человек мог осознать, хочет ли дальше работать по своей специальности, набраться опыта. Когда отменили интернатуру и ввели ординатуру, стало еще сложнее. Медики должны еще два года отучиться практически по всем специальностям, а это дорого. Да, в ОМС запланированы средства на обучение врачей, но не в таких объемах. Сейчас из 5 целевиков к нам вернулось только 2. Остальных придется ждать еще пару лет. Вариант с ординатурой я считаю непродуманным.

Ергалий Желенов, депутат горсовета,психотерапевт:

– Правильна ли замена интернатуры ординатурой, сказать сложно, это покажет время. Но, на мой взгляд, старая советская система, при которой учился я и мои сверстники, была самой правильной. Человек приходил в больницу, имея хороший багаж теоретических знаний, которых было достаточно. А уже на работе, после 6 лет института, под руководством старших наставников молодой врач получал бесценный практический опыт.

Лилия Грачева, врач скорой помощи:

– Чисто теоретически ординатура лучше интернатуры. Но многое зависит от того, как все будет организовано, какую практическую подготовку студенты будут получать в ординатуре. Очевидно, что Россия хочет соблюдать мировые медицинские стандарты, а потому и дальше можно ждать каких-нибудь нововведений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите слово или словосочетание и нажмите Ctrl+Enter.

ria56.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *