Эссе по обществознанию 11 класс план – План и структура эссе по обществознанию 2019

Учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) на тему: Как написать ЭССЕ по обществознанию.

Учебно –  методическое пособие Чернышевой О.А. – это помощник тому, кто будет писать эссе по обществознанию.

Что такое эссе по обществознанию?

Обратимся к словарю: слово «эссе» произошло от латинского ехagium (взвешивание). К нам пришло из французского языка. Буквально еззаi переводится как опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

 Эссе по обществознанию — это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний.

Организация работы по написанию обществоведческого эссе

Во-первых, для работы необходим черновик.

Образец черновика

1. Цитата

Следует выбрать одно из пяти предложенных высказываний

2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность

Автор поднимает проблему…,которая является актуальной…

3. Смысл высказывания

Смысл данного высказывания в том. что…

4. Собственная точка зрения

«Я согласен с автором в том, что… »

«На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»

«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»

5. Аргументация на теоретическом уровне

Понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей

6. Примеры

а) использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;

б) обращение к личному опыту

7. Вывод

«Таким образом, можно сделать вывод…»

Во-вторых, следует выбрать одно из пяти предложенных высказываний.

В-третьих, сформулированную проблему (тему) высказывания  запишите  в графу 2.

Проблема (тема) будет для вас своеобразным условием задачи, к которому нужно периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе.

В-четвертых, в этом же пункте 2 укажите актуальность проблемы (темы) в современных условиях.

Для этого можно использовать фразы-клише:

Данная проблема (темы) является актуальной в условиях…(примеры прилагаются)

В-пятых, запишите основную мысль автора в раздел 3. Не стоит повторять дословно слова автора, главное — раскрыть смысл высказывания. Можно использовать клише:   

 «Смысл данного высказывания состоит в том, что…»

«Я думаю, что автор хотел сказать следующее…

В-шестых, необходимо определить свою позицию к высказыванию автора (согласие, несогласие, частичное согласие)

Сформулированное собственное мнение по проблеме запишите в графу 4 черновика. При этом можно воспользоваться фразами-клише:

«Я согласен с автором в том, что… »

«На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»

«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»

В-седьмых, следует обосновать собственное мнение по данной проблеме.

В графу 5 черновика в свободной форме выпишите понятия, противоречия, тезисы, обобщения.

Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (Понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).

2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:

а) использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;

б) обращение к личному опыту

В-восьмых, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования

Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:

 «Таким образом, можно сделать вывод…»

В-девятых, необходимо оформить полученный материал в виде эссе.

Образец черновика

1. Цитата

Следует выбрать одно из пяти предложенных высказываний

«Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого».

(М. Бакунин)

2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность

Автор поднимает проблему…,которая является актуальной…

Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.

3. Смысл высказывания

Смысл данного высказывания в том. что…

Автор утверждает, что абсолютной свободы в обществе быть не может.

4. Собственная точка зрения

«Я согласен с автором в том, что… »

«На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»

«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»

Согласие

5. Аргументация на теоретическом уровне

Понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей

Понятие свободы.

Границы свободы.

Свобода и ответственность.

Социальные гарантии свободы.

Закон как ограничитель свободы в правовом государстве.

6. Примеры

а) использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;

б) обращение к личному опыту

1.  Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 23.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей.

2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных норм, установленных законом.

7. Вывод

«Таким образом, можно сделать вывод…»

Свобода-это естественное право каждого человека, данное ему от рождения. Но она не безгранична. Выходя за эти границы, человек нарушает права другого. Это нужно осознавать

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Чернышева О. А.Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ (С8, С9). Эссе, сложный план развернутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / О. А. Чернышева. — Ростов н/Д: Легион, 2011. — 64 с. — (Готовимся к ЕГЭ.)

nsportal.ru

ЕГЭ по обществознанию — Обществознание

Философия

• Соотношение материи и сознания. 

• Пространство и время как формы бытия. 

• Движение и развитие как способы существования. 

• Проблема сущности сознания. 

• Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. 

• Бесконечность процесса познания. 

• Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. 

• Соотношение субъекта и объекта познания. 

• Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы. 

• Интуиция и ее роль в познании. 

• Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина. 

• Эмпирический и теоретический уровни научного знания. 

• Взаимодействие природы и общества. 

• Экологическая проблема и пути ее решения. 

• Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение. 

• Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности. 

• Культура как преобразовательная деятельность человека в целом. 

• Многовариантность общественного развития. 

• Сущность цивилизации. 

• Основные подходы к изучению общества. 

• Общественный прогресс, его критерии и основные этапы. 

• Духовная жизнь общества. 

• Общественное сознание, его структура и формы. 

• Наука как форма общественного сознания. 

• Эстетическое сознание. Философское понимание искусства. 

• Религия как форма культуры, тип мировоззрения. 

• Нравственное сознание. Философское понимание морали. 

• Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения. 

• Информационная революция как важнейшая составляющая НТР. 

• Роль народных масс и личности в истории. 

• Глобализация общественной жизни. 

Социальная психология

• Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. 

• Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. 

• Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. 

• Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. 

• Психологический климат коллектива. 

• Человек среди людей. 

• Сущностные характеристики малой группы. 

• Взаимоотношения индивида и группы. 

• Особенности формирования групп. 

• Роли, нормы и статус личности. 

• Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. 

• Самоопределение как выбор собственной позиции. 

• Рассогласование между притязаниями и возможностями людей. 

• Взаимосвязь основных сфер социализации личности. 

• Национальная идентичность. 

• Социальное взаимодействие. 

• Значение коммуникационного процесса. 

• Сущность социального конфликта. 

• Взаимоотношения личности и коллектива. 

• Источники социального прогресса. Социальное развитие. 

• Семейные взаимоотношения. 

• Конфликт «отцов и детей». 

• Сущность толпы и стадный инстинкт. 

• Социально-психологический портрет лидера. 

• Семейные взаимоотношения. 

• Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе. 

Экономика

• Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей. 

• Проблема экономического выбора. 

• Факторы производства и их значение в экономике. 

• Труд как вид деятельности и экономический ресурс. 

• Капитал как экономический ресурс. 

• Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности. 

• Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике. 

• Сущность и функции денег в экономике. 

• Эффективность использования ресурсов. 

• Значение общественного разделения труда. 

• Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация. 

• Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество. 

• Эффективность в распределении имеющихся ресурсов. 

• Роль торговли в развитии общества. 

• Стимулы и эффективность производства. 

• Справедливость в распределении социальных благ. 

• Сущность рыночных отношений. 

• Роль государства в регулировании экономики. 

Социология

• Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы. 

• Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей. 

• Социальные неравенство и борьба. 

• Сохранение стабильности общественной жизни. 

• Поступательное изменение (прогресс) организации общества. 

• Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. 

• Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин. 

• Специфические качества города. 

• Социальная природа знания, мышления, деятельности общества. 

• Процессы передачи информации между социальными группами. 

• Молодёжь как социальная общность. 

• Особенности социализации вступающих в жизнь поколений. 

• Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций. 

• Социальная мобильность. 

• Выполнение различных социальных ролей. 

• Наука как социальный институт. 

• Социальные функции науки. 

• Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. 

• Взаимодействие религии и общества. 

• Семья как социальный институт и малая группа. 

• Структура и функции семьи, образцы семейного поведения. 

• Отношение человека к труду, его социальная активность. 

• Влияние глобализации на локальную жизнь. 

• Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения. 

• Национальное самосознание. 

• Тенденции межнациональных отношений. 

• Межэтнические конфликты. 

• Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения. 

Политология

• Политическая система общества и ее роль в жизни общества. 

• Место и роль государства в политической системе общества. 

• Партии и общественные движения в политической системе общества. 

• Особенности современных политических отношений. 

• Субъекты политики. 

• Мировая политика и международные отношения. 

• Типы отношения человека к политике. 

• Регулирование политического поведения и политической деятельности. 

• Соотношение целей и средств в политике. 

• Политический прогресс и его критерии. 

• Соотношение экономики, политики и права. 

• Сущность и особенности политической власти. 

• Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы. 

• Политический режим: понятие и признаки. 

• Сущность демократического режима. 

• Авторитарный режим. 

• Тоталитарный режим. 

• Политическая система общества: понятие, функции и структура. 

• Происхождение государства. 

• Сущность и признаки государства. 

• Государственный суверенитет. 

• Государственная власть как особая разновидность социальной власти. 

• Форма государства и ее элементы. 

• Соотношение общества и государства. 

• Гражданское общество: понятие, структура, признаки. 

• Соотношение и взаимосвязь государства и права. 

• Правовое государство: понятие и принципы. 

• Разделение властей как принцип правового государства. 

• Государство и личность: взаимная ответственность. 

• Понятие, функции, виды и структура политических партий. 

• Партийные системы. 

• Общественно-политические движения, группы давления. 

• Политические отношения. 

• Политический плюрализм. 

• Сущность и структура политического процесса. 

• Революция и реформа как виды политических преобразований. 

• Политическая модернизация. 

• Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса. 

• Политические кампании: их стратегия и тактика. 

• Популизм: понятие и признаки. 

• Прямая и представительная демократия. 

• Политическое решение. 

• Сущность и функции политического лидерства. 

• Политическое сознание: понятие, структура, функции. 

• Роль идеологии в политике. 

• Политическая культура: понятие и структура, типы. 

• Взаимодействие личности, общества и государства. 

• Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам. 

• Взаимодействие института права с другими социальными институтами. 

Правоведение

• Право как регулятор общественной жизни. 

• Социальная ценность права. 

• Сущность и специфические признаки государства. 

• Политическая система и роль государства в ней. 

• Право и мораль: сходства и различия. 

• Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс. 

• Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности. 

• Государство и гражданское общество. 

• Понятие, признаки социального государства. 

• Правовой нигилизм и пути его преодоления. 

• Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений. 

• Сущность юридической ответственности. 

• Правовая культура. 

multiurok.ru

Элективный курс по обществознанию (11 класс) на тему: Рабочая программа элективного курса «Эссе по обществознанию»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюковенская средняя общеобразовательная школа» Навлинского района Брянской области

Одобрено методическим советом школы                     Утверждаю

Председатель методического совета                              Директор школы   /Утриванов В.В./                                                  

Профильная подготовка

Рабочая программа элективного курса

«Эссе по обществознанию»

для 11 класса

на 2013-2014 учебный год

Учитель  Макарова Н.И.

2013-2014 учебный года

Пояснительная записка

              Настоящая рабочая программа является авторской разработкой учителя обществознания МБОУ «Клюковенская СОШ»  Макаровой Н.И. и включает в себя  титульный лист, пояснительную записку, основное содержание, тематическое планирование, календарно-тематическое план, перечень используемой в изучении курса литературы. Данный элективный курс является практико-ориентированным. Анализ работы с десятиклассниками показал, что наибольшие затруднения возникают у учащихся при написании эссе. Частым недостатком эссе является неумение раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию. Обучающиеся не имеют навыка написания эссе по обществоведческому курсу. В связи с вышеперечисленным были определены следующие цели и задачи курса:

  • формировать навыки написания эссе;
  • развивать умение анализировать текст;
  •  учиться рецензировать высказывание;
  • развивать  критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию

с опорой на научное знание и на собственный опыт;

  • содействовать воспитанию толерантности.
  • формирование навыков аналитической работы с источником информации;
  • выработка единых критериев оценивания эссе;
  • повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
  •  формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.

В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п.

Формой итогового контроля является выполнения задания С (написание эссе) (демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2014 г.).

Основное содержание     

  Курс предназначен для изучения в 10 классе и рассчитан на 35 часов, из расчета 1час в неделю.

Раздел I. Знакомство с эссе(7ч.) Цели, задачи, содержание, структура курса. Его актуальность в выпускном классе. Составление алгоритма работы на учебный год. Происхождение термина «эссе». Особенности эссе. Требования к структуре эссе по обществознанию. Составления плана подготовки  к написанию эссе по обществознанию. Альтернативные варианты подготовки к написанию эссе. Сопоставление с алгоритмом, выделение достоинств и недостатков представленных образцов. Критерии оценивания эссе по обществознанию.

Раздел II. Технология написания эссе (5ч.)Темы для написания эссе по обществознанию. Автор и его позиция. Отражение главной идеи высказывания. Понятие «контекст».  Определение позиции автора высказывания(место, эпоха). Варианты написания  группового эссе. Представление вариантов группового эссе.

Раздел III. Написание эссе по заданиям КИМов (15ч.)Написание индивидуального  эссе. Представление вариантов эссе. Выявление достоинств и недостатков работ.

Раздел IV.Закрепление технологии написания эссе (6ч.) Создание в программе Power Point презентаций, которые будут отражать структуру эссе, правила написания и т.д.Представление и оценка презентаций учениками и учителем. Написание индивидуального эссе.Выявление и устранение ошибок и пробелов в знаниях и умениях обучающихся. Анализ структуры и содержания КИМ- ов ЕГЭ по обществознанию на 2014 в сравнении с КИМ-и прошлых лет.

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

В том числе

количество лекций (теоритических занятий)

количество практических

работ

количество контрольных работ

1

Знакомство с эссе

8

5

3

2

Технология написания эссе  

5

1,5

3,5

3

Написание эссе по заданиям КИМов

15

1

14

4

Закрепление технологии написания эссе

6

2

3

1

Календарно-тематический план

Тема

Количество часов

Вид занятия

план

факт

Раздел I. Знакомство с эссе (8ч.)

1)

Вводное занятие.

1

лекция с элементами беседы

2)

Что такое эссе?

1

лекция

3)

Эссе как форма творческого задания по обществознанию.

1

лекция

4)

Алгоритм подготовки к написанию эссе.

1

лекция

5)

Технология ПОПС- формулы в подготовке

к написанию эссе.

1

лекция, практическая работа

6)

Знакомство с образцами  эссе.

1

лабораторная работа

7)

Примерный план рецензии на эссе. Оценивание заданий  С в ЕГЭ.

1

лекция

Раздел II. Технология написания эссе  (5ч.)

8)

Как выбрать тему эссе?

1

лекция

9)

Как передать смысл высказывания?

1

лекция с элементами беседы

10)

Быть в контексте эссе

1

практическая работа

11)

Написание эссе в малых группах по предложенным темам

1

практическая работа

12)

Представление вариантов  работы.

1

семинар

Раздел III. Написание эссе по заданиям КИМов (15ч.)

13)

Эссе. Линия «Социология».

1

практическая работа

14)

Представление вариантов эссе линия  «Социология» и их анализ.

1

самоанализ, беседа

15)

Эссе.  Линия  «Социальная психология»

1

практическая работа

16)

Представление вариантов эссе линия «Социальная психология» и их анализ.

1

самоанализ, беседа

17)

Эссе.  Линия  «Экономика»

1

практическая работа

18)

Представление вариантов эссе линия «Экономика» и их анализ.

1

самоанализ, беседа

19)

Эссе.  Линия  «Политология»

1

практическая работа

20)

Представление вариантов эссе линия «Политология»и их анализ.

1

самоанализ, беседа

21)

Эссе.  Линия  «Правоведение»

1

практическая работа

22)

Представление вариантов эссе линия «Правоведение» и их анализ.

1

самоанализ, беседа

23)

Эссе. Линия «Философия»

1

практическая работа

24)

Представление вариантов эссе линия «Философия» и их анализ.

1

самоанализ, беседа

25-26)

Эссе по одной из тем

2

лабораторная работа

27)

Представление вариантов эссе и их анализ.

1

семинар

Раздел IV.Закрепление технологии написания эссе (6ч.)

28-29)

Создание презентации «Пишем эссе на отлично»

2

практическая работа

30)

Защита работ «Пишем эссе на отлично»

1

практическая работа

31)

Выполнение задания С 9 (Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2014 г.)

1

практическая работа

32)

Анализ выполнения задания  С9 (Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2014 г.)

1

самоанализ

33)

 КИМы по обществознанию 2014 г. нововведения и особенности.

1

лекция

34-35)

резерв

Перечень рекомендуемой литературы

  1. Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию// Преподавание истории и обществознания в школе, №1, 2004.
  2. Ворожейкина Т.Е.. Как написать хорошее эссе. Web: http: www.msses.ru/study/how-to-write-good-essay.html
  3. ЕГЭ. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов/ Сост. Е.Л.Рутковская, О.В. Кишенкова и др. – М.: Эксмо, 2010.
  4.  Зимин Ю. Сочинение — эссе по обществознанию: Первый опыт // История и обществознание для школьников. — 2003. —№ 3.
  5. Киприянова Е. В. Как научиться писать эссе на «отлично»? // Преподавание истории и обществознания в школе. —2003. — № 9.
  6. Клименко А.В., Румынина В.В.Обществознание: учеб. Пособие для школьников ст. классов и поступающих в вузы. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
  7. Корсаков Г.Г. Обществознание: тесты, задания, лучшие методики. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2009.
  8. Котова О.А., Лискова Т.И. Задания – задачи по обществознанию//Преподавание истории и обществознания в школе, №3, 2004.
  9. Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию на 2011 год — Усолье-Сибирское: МУ «ИМЦ», 2011
  10. Цитович Т. Г. Формирование навыка написания эссе на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. —2003. — № 7.
  11. Щенина О.Г. Элективный курс по подготовке к ЕГЭ по обществознанию// Преподавание истории в школе, №5, 2009.
  12.  http://www.lyceum130.ru/data/mk2.pdf-  методические рекомендации по написанию эссе

nsportal.ru

Рабочая программа (обществознание , 11 класс) по теме: Рабочая программа «Теория и практика написания эссе по обществознанию»

Рабочая программа

факультативного курса

11 класс

                                                 

        «Теория и практика написание эссе – по обществознанию »

Программа факультативного курса по «Теория и практика написания эссе по обществознанию»

Пояснительная записка

Обоснование актуальности, новизны и значимости программы

Актуальностьпрограммы на современном этапе определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.

Представленный курс поможет подготовить учащихся к эссе, предусмотренному экзаменом в форме ЕГЭ в 11 классе.

Новизна программы — в логике построения учебного материала, для формирования навыков  анализанестандартного подхода к раскрытию проблемы,в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация, необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

-в определенном планировании занятий, так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;

— в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно.Варианты заданий и занятий в целом позволяют использовать материал в зависимости от психолого- педагогических особенностей класса;

-в акцентировании внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов;

— в систематизировании занятий для постепенного накопления умений; осмысления авторского высказывания, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста;

Значимость программы — в углублении навыков знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Отбор обществоведческого материала соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию аугментации, научности и конкретизации, научно –фактического материала и письменной речи.

Разработанный материал можно использовать для проведения курса по выбору в 11 классе.

Цели данной программы:

— научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения и аргументации;

— подготовить учащихся к сдаче экзамена по обществознанию;

-оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;

— способствовать интеллектуальному развитию ученика;

— воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса:

теоретические:

  1. освоение знаний по обществознанию: аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни,  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,логики мышления;
  2. использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке.
  3. указывать точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения
  4. совершенствование коммуникативных умений;
  5.  овладение умением проводить аугментацию, убедительно обосновывать ,аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживатьсяанализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной моделизавершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;

воспитательные:

  1. воспитание сознательного отношения к истории и обществу как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  2. воспитание интереса и любви к истории и обществу;
  3. воспитание человека, владеющего искусством  общения, культурой устной и письменной речи;
  4. воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
  5. воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

 Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося.

 Доминирующей идеей курса «Теория и практика написание эссе по обществознанию» является формирование у учащихся высокой коммуникативной,эстетической и нравственной компетенции.

Теоретической основой данного курса являются:

-наличие конкретной темы

-характер восприятия проблемы и её осмысления

— свободная композиция, небольшой объём

-непринужденность повествования, открытость

-парадоксальность, внутреннее смысловое единство

— аргументирование своей позиции, высказывание собственной точки зрения по проблеме; факты общественной жизни  стилистический анализ текста;

— система соответствующих понятий;

— собственный опыт в качестве аргументов.

Принципы, на которых базируется программа:

— учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

-уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

-комплексный подход при разработке занятий;

-вариативность содержания и форм проведения занятий;

-преемственность;

-наглядность;

-систематичность полученных знаний;

— активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

-технологии исследовательской деятельности учащихся;

-технологии проблемного обучения.                                                                                            

Роль программыв образовательноммаршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

— овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

— способен работать над разнообразной информацией;

— может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;

— способен аргументировано доказать собственную точку зрения.

Программа рассчитана на 34 часа.

Учебный план

Перечень разделов

Всего часов

Количество лекционных занятий

Количество практических часов

Формы контроля

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе.

Основные аспекты анализа текста. Композиция сочинения.

Обучающее сочинение по тексту.

Рецензирование и редактирование творческой работы.

Самостоятельная работа с текстами при помощи рекомендации учителя.

Самостоятельная творческая работа с текстами

3

6

6

12

3

4

2

2

2

1

4

6

10

3

4

Творческая работа

Самостоятельная работа

Творческая работа

Творческая работа

Учебно-тематический план

Перечень разделов

Всего часов

Кол-во лекц. занятий

Кол-во практ. занятий

Формы контроля

Виды контроля

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

.

8.

9.

10

11

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе

Основные аспекты анализа текста

Композиция эссе

Обучающее эссе по тексту.

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

Рецензирование творческих работ на основе примеров (эссе, написанные на основе текста)

Анализ текста. Работа с одним текстом по разным проблемам

Рецензирование и редактирование творческих работ.
Самостоятельная работа над текстами  с использованием рекомендаций учителя.

Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста.

Самостоятельная творческая работа над текстами

Устное рецензирование творческих работ.

Подведение итогов курса  

3

3

3

3

3

3

2

3

3

4

3

2

1

1

1

1

1

2

2

3

2

3

2

2

3

4

3

Творческая работа

Творческая работа

Творческая работа

Творческая работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Творческая работа

Самостоятельная творческая работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная творческая работа

Тематический

Тематический

Тематический

Тематический. Текущий

Итоговый

Тематический.Текущий

Итоговый, Тематический. Текущий

Итоговый

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *