Билеты по литературе (9 класс)
Билеты по литературе для сдачи экзамена по выбору в 9 классе
Экзаменационные билеты составлены с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089) на
основе примерных билетов, опубликованных в «Вестнике образования» (№3-4 2007
).
Экзаменационный материал отражает новые подходы, зафиксированные в указанном документе. Вопросы билетов включают теоретико-литературные термины и понятия, которые входят в соответствующий раздел стандарта. Большая часть вопросов экзаменационных билетов базируется на литературном материале, который изучается в 9 классе, однако в ряде случаев задания опираются на произведения, традиционно изучаемые в 7–8 классах, например: «Повести Белкина» и повесть «Капитанская дочка» А.С. Пушкина; поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри» М.Ю. Лермонтова; комедия «Ревизор» и повесть «Шинель» Н.В. Гоголя; сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, рассказ «После бала» Л.Н. Толстого и др. В целях нормализации нагрузки выпускника в период сдачи экзамена в комплект включено 25 экзаменационных билетов. Экзаменационные билеты направлены не только на проверку знаний за курс основной школы, но и на выявление способности к практическому их применению, степени сформированности общих и специальных умений выпускников.
Билеты разработаны с учетом особенностей образовательной программы школы. Каждый экзаменационный билет включает три вопроса. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы в основной школе, а также спецификой образовательного стандарта для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Все экзаменационные билеты ориентированы на проверку выполнения Требований к уровню подготовки выпускников и опираются на художественные тексты, соответствующие Обязательному минимуму содержания литературного образования. Литературные произведения представлены в экзаменационном материале в определенных пропорциях с учетом времени, традиционно выделяемого на их изучение. Вопросы каждого экзаменационного билета подобраны таким образом, чтобы в нем были представлены художественные произведения разных писателей и эпох (при этом учитываются и родо-жанровый подход). Каждый билет сбалансирован по уровню сложности проверяемого учебного материала. Первые вопросы всех экзаменационных билетов в значительной мере традиционны: к ответам на эти вопросы поможет подготовиться материал учебников. Формулировки этих вопросов достаточно просты, не содержат избыточного объема терминов и понятий; они ставят проблему в обобщенном виде и предполагают ее раскрытие либо на материале конкретного художественного текста, либо с опорой на ряд произведений писателя. Эта часть экзамена выявляет прежде всего знание содержания изученных литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать художественный текст (ответ, связанный с анализом лирики, предполагает чтение наизусть стихотворения либо стихотворных фрагментов). Во втором задании выпускник должен проанализировать конкретное стихотворение или фрагмент произведения (для подготовки к ответу выпускнику предлагается художественный текст). На этом этапе осуществляется проверка знания содержания курса, а также умения самостоятельно работать с текстом, делать свои наблюдения и выводы в связи с поставленной проблемой. На этапе подготовки к этой части экзамена учебники и пособия могут помочь в меньшей степени, нежели при подготовке ответов на первый вопрос билетов. Важную роль в определении качества ответа будет играть степень сформированности умений непосредственной работы с текстом, способности анализировать его в одном из заданных аспектов. Второй вопрос экзаменационного билета основывается на том же принципе, что и первый. В обязательном порядке один из вопросов базируется на материале древнерусской литературы, литературы XVIII или XIX века, а другой – на материале литературы ХХ века. Третье задание в каждом билете нацелено на проверку различных компетенций и прежде всего способности учащихся самостоятельно интерпретировать художественный текст. Выпускникам предлагается ответить на частный проблемный вопрос интерпретационного характера по одному из произведений школьной программы. Ответ на него не требует привлечения значительного объема литературного материала, но позволяет проявить самостоятельность мышления, умение давать собственную оценку тому или иному литературному факту.
При ответе на вопросы билета следует придерживаться следующих правил: начинать ответ необходимо с раскрытия первого вопроса, право выбора последовательности ответа на второй и третий вопросы предоставляется выпускнику.
На подготовку выпускника к ответу следует отводить не менее 40 минут.
Рекомендации по оцениванию ответа выпускника по вопросам билетов
При оценке устного ответа по литературе учитывается глубина и прочность знаний, полученных в рамках литературного образования. В целях повышения объективности при выставлении отметки рекомендуется анализировать ответ выпускника по следующим позициям:
• понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
• привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;
• аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
• использование необходимых для ответа терминов и понятий;
• композиционная стройность ответа;
• умение выразительно читать наизусть;
• ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.
Предлагаемые рекомендации по оцениванию ответа выпускника не следует рассматривать как жесткий шаблон, позволяющий «автоматически» оценивать качество ответа: особое внимание должно быть уделено самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению творческого начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но и на выявление способностей к практическому применению полученных знаний и умений, а также на раскрытие творческого потенциала учащихся.
Отметка «5» ставится, если выпускник ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.
Отметка «4» ставится, если выпускник полноценно ответил на два из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на третий вопрос, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.
Отметка «3» ставится, если выпускник полноценно ответил на один из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на два других вопроса, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным предъявляемым требованиям.
Критерии оценивания ответа на первый вопрос билета
Критерии оценивания ответа на второй вопрос билета
Критерии оценивания ответа на третий вопрос билета
Билет № 1
1. «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы.
2. Столкновение тьмы и света в балладе В.А. Жуковского «Светлана».
3. С какой целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность» своего героя?
Билет № 2
1. Черты классицизма в поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого).
2. Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в повести Н.В. Гоголя «Шинель».
3. В чем смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?
Билет № 3
1. Тема маленького человека в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
2. «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
3. Почему мужики в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?
Билет № 4
1. Тематика и образы романтической поэзии В.А. Жуковского.
2. Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника».
Билет № 5
1. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2. Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
3. Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала».)
Билет № 6
1. Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Воробей»: художественное своеобразие и идейный смысл.
3. За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».)
Билет № 7
1. Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Трагическое и жизнеутверждающее в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
3. В чем прав и в чем заблуждается Самсон Вырин? (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».)
Билет № 8
1. Тема «дружества» и образы друзей в лирике А.С. Пушкина.
2. Монолог Липочки (начало I действия) в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» как средство характеристики героини.
3. Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Билет № 9
1. Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.С. Пушкина.
2. Образы генералов и мужика в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
3. Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
Билет № 10
1. Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.
2. Сцена бала и ее место в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».
3. Как характеризуют Софью, Митрофана и госпожу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Билет № 11
1. «Русский бунт» в изображении А.С. Пушкина. (По повести «Капитанская дочка».)
2. Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: художественное своеобразие и идейный смысл.
3. Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Билет № 12
1. Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2. Историческое и философское звучание басни И.А. Крылова «Волк на псарне».
3. Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».)
Билет № 13
1. Быт и нравы русского дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2. Тема человека и природы в стихотворении А.А. Фета «Заря прощается с землею…».
3. Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».)
Билет № 14
1. Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора. (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
2. Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в III действии как одна из кульминационных сцен комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
3. В чем ложность позиции премудрого пискаря? (По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».)
Билет № 15
1. Страдания одинокой души как ведущий мотив лирики М.Ю. Лермонтова.
2. Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш».
3. Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как это его характеризует? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)
Билет № 16
1. Мир природы и мир человека в поэзии М.Ю. Лермонтова.
2. Монолог Чацкого «А судьи кто?..» и его роль в развитии конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
3. Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Билет № 17
1. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.
2. Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
3. Почему рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» завершается упоминанием о гибели Павлуши?
Билет № 18
1. Смысл названия и своеобразие главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Тема родины в стихотворении А.А. Блока «Россия».
3. Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
Билет № 19
1. Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Философская тематика стихотворения С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».
3. Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?
Билет № 20
1. Тема судьбы и ее развитие в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Идея и образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».
3. Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это ее характеризует? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Билет № 21
1. Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
3. Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических образов русской литературы?
Билет № 22
1. Тема города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2. Эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
3. Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)
Билет № 23
1. Помещичья Русь и ее представители в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2. Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».
3. Что привлекает автора в Сильвио и над чем иронизирует писатель? (По повести А.С. Пушкина «Выстрел».)
Билет № 24
1. Образ Чичикова и тема живой и мертвой души в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2. Прославление воинского подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (глава «Поединок»).
3. Произошло ли духовное единение главных героев «Евгения Онегина» в финале романа? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
Билет № 25
1. Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И.А. Крылова.
2. Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
3. В чем смысл немой сцены в финале комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
infourok.ru
Экзамен по литературе в 9 классе. Демонстрационный вариант-2015 — ГИА — Готовимся к ГИА — Домашнее задание
Литература. 9 класс Демонстрационный вариант 2015 г. —
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей.
Часть 1 включает в себя два альтернативных варианта, содержащих текст художественного произведения и вопросы к нему. Вам необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов. Первый вариант ориентирован на анализ
фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения; второй – на анализ лирического стихотворения (или басни).
Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните три задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объёма. Выполняя первые два задания
(1.1.1, 1.1.2 или 1.2.1, 1.2.2), дайте ответ в примерном объёме 3–5 предложений с опорой на текст.
Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа – 5–8 предложений).
Выполняя задания части 1, постарайтесь сформулировать прямые связные ответы, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдая нормы речи.
Указание на объём ответов в части 1 условно, оценка ответа зависит от его содержательности.
Часть 2 содержит четыре темы сочинения, требующие развёрнутого письменного рассуждения. Выберите ОДНУ из предложенных Вам тем и напишите сочинение объёмом не менее 200 слов, аргументируя свои
рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Во время экзамена разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также борниками лирики.
На выполнение работы даётся 235 минут. Рекомендуем 2 часа выделить на выполнение заданий части 1, а оставшееся время отвести на написание сочинения (часть 2).
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Все ответы экзаменационной работы записывайте чётко и разборчиво.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Часть 1
Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1, и выберите вариант, который Вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1.
Вариант 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1–1.1.3.
Чичиков глядел очень внимательно на молоденькую незнакомку. Он пытался несколько раз с нею заговорить, но как-то не пришлось так. А между тем дамы уехали, хорошенькая головка с тоненькими чертами лица и тоненьким станом скрылась, как что-то похожее на виденье, и опять осталась дорога, бричка, тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь и пустота окрестных полей. Везде, где бы ни было в жизни, среди ли чёрствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов её, или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на всё то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нём чувство, не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь. Везде, поперёк каким бы ни было печалям, из которых плетётся жизнь наша, весело промчится блистающая радость, как иногда блестящий экипаж с золотой упряжью, картинными конями и сверкающим блеском стёкол вдруг неожиданно пронесётся мимо какой- нибудь заглохнувшей бедной деревушки, не видавшей ничего, кроме сельской телеги, и долго мужики стоят, зевая, с открытыми ртами, не надевая шапок, хотя давно уже унёсся и пропал из виду дивный экипаж.
Так и блондинка тоже вдруг совершенно неожиданным образом показалась в нашей повести и так же скрылась. Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он, или просто только что начавший жизненное поприще, – и Боже! чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нём! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи вдаль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире.
Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера. Он тоже задумался и думал, но положительнее, не так безотчётны и даже отчасти очень основательны были его мысли. «Славная бабёшка! – сказал он, открывши табакерку и понюхавши табаку. – Но ведь что, главное, в ней хорошо? Хорошо то, что она сейчас только, как видно, выпущена из какого-нибудь пансиона или института, что в ней, как говорится, нет ещё ничего бабьего, то есть именно того, что у них есть самого неприятного. Она теперь как дитя, всё в ней просто, она скажет, ей вздумается, засмеётся, где захочет засмеяться. Из нее всё можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выйдет дрянь! Вот пусть-ка только за неё примутся теперь маменьки и тётушки. В один год так её наполнят всяким бабьём, что сам родной отец не узнает. Откуда возьмётся и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько
нужно говорить, как на кого смотреть, всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать больше, чем нужно, запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выйдет просто чёрт знает что!» Здесь он несколько времени помолчал и потом прибавил: «А любопытно бы знать, чьих она? что, как её отец? богатый ли помещик почтенного нрава или просто благомыслящий человек с капиталом, приобретённым на службе?
Ведь если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из неё бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек. Это бы могло составить, так сказать, счастье порядочного человека». Двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове его, что он внутренно начал досадовать на самого себя, зачем в продолжение хлопотни около экипажей не разведал от форейтора или кучера, кто такие были проезжающие. Скоро, однако ж, показавшаяся деревня Собакевича рассеяла его мысли и заставила их обратиться к своему постоянному предмету.
(Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»)
Для выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.2 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3–5 предложений). Опирайтесь на авторскую
позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1.1.1 Какие черты натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?
1.1.2 С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?
Для выполнения задания 1.1.3 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа. Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты (допускается обращение к другим эпизодам произведений).
Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1.1.3 Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чём Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?
Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.
(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)
Вариант 2
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1–1.2.3.
***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф.И. Тютчев. 1857)
Для выполнения заданий 1.2.1 и 1.2.2 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3–5 предложений). Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст.
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1.2.1 Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной…»?
1.2.2 Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной…»?
Для выполнения задания 1.2.3 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа.
Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла.
Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты.
Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1.2.3 Чем различаются картины осенней природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и Н.А. Некрасова «Перед дождём»?
ПЕРЕД ДОЖДЁМ
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…
(Н.А. Некрасов. 1846)
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения.
Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
2.1 Сатирическое обличение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
2.2 Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих стихотворениях?
2.3 Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
2.4 Война в лирике русских поэтов второй половины ХХ в. (На примере стихотворений одного из поэтов по выбору учащегося.)
ruslit1908.ru
Тесты по Литературе для 9 класса
Тесты по «Литературе» для 9 класса
Тест на знание содержания романа «Евгений Онегин»
Литература 9 класс | Дата: 3.5.2019
Литература 9 класс | Дата: 3.5.2019
Литература 9 класс | Дата: 3.5.2019
Тест предназначен для проверки знаний учащихся по теме «Жизнь и творчество А. С. Пушкина». Тест состоит из 30 вопросов с выбором правильного ответа. Материалы теста взяты из книги Л.Ю. Алиевой, Т.В. Торкуновой «Тесты по литературе». Подготовка к экзамену.
Литература 9 класс | Дата: 19.4.2019
Вопросы на знание текста комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», истории создания произведения, литературоведческих терминов.
Литература 9 класс | Дата: 21.10.2017
В вопросе отметить один правильный ответ
Литература 9 класс | Дата: 2.12.2016
Вопросы предназаначены для учеников 9 класса, изучающих произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Литература 9 класс | Дата: 20.3.2016
Тест предполагает проверку знаний учащихся по теории литературы и по содержанию романа.
Литература 9 класс | Дата: 8.2.2016
Тест предназначен для проверки знаний учащихся
Литература 9 класс | Дата: 27.1.2016
Литература 9 класс | Дата: 6.12.2015
Страница 1 из 5
testedu.ru
Материал по литературе (9 класс) на тему: Элементы содержания, проверяемые в ходе экзамена по литературе в 9 классе в форме ГИА (по материалам демонстрационной версии 2013г.)
Элементы содержания, проверяемые в ходе экзамена (по материалам демонстрационной версии 2013г.)
1 Основные теоретико-литературные понятия
1.1 Художественная литература как искусство слова
1.2 Художественный образ
1.3 Фольклор. Жанры фольклора
1.4 Литературные роды и жанры
1.5 Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм
1.6 Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
1.7 Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория
1.8 Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа
Список произведений
2 Из русского фольклора
2.1 Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных – по одной сказке)
2.2 Одна былина по выбору
3 Из древнерусской литературы
3.1 «Слово о полку Игореве»
3.2 Три произведения разных жанров по выбору
4 Из русской литературы XVIII в.
4.1 М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»*
4.2 Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
4.3 Г.Р. Державин. Стихотворения: «Памятник»*, «Властителям и судиям»*
4.4 Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
5 Из русской литературы первой половины XIX в.
5.1 И.А. Крылов. Басни: «Листы и Корни»*, «Волк на псарне»*, «Квартет»*, «Осел и Соловей»*
5.2 В.А. Жуковский. Стихотворения: «Море»*, «Невыразимое»*
5.3 В.А. Жуковский. Баллады: «Светлана», «Лесной царь»*
5.4. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
5.5 А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.И. Пущину»*, «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Не пой, красавица, при мне…»*, «Вакхическая песня»*
5.6 А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы»*
5.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
5.8 А.С. Пушкин. «Повести Белкина»
5.9 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
5.10 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Тучи»*, «Листок»*, «Ангел»*
5.11 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
5.12 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
5.13 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
5.14 Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»
5.15 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
5.16 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
6 Из русской литературы второй половины XIX в.
6.1 А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору
6.2 И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору
6.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза»*, «Еще шумел веселый день…»*, «Чародейкою-зимою…»*
6.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Ласточки пропали…»*, «Еще весны душистой нега…»*, «На заре ты ее не буди…»*
6.5 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка»*, «Душно! Без счастья и воли…»*
6.6 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»*, «Дикий помещик»*, «Премудрый пискарь»*
6.7 Ф.М. Достоевский. Одна повесть по выбору
6.8 Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору
6.9 Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»*
6.10 А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска»*, «Толстый и тонкий»*
7 Из русской литературы ХХ в.
7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы»*, «Танька»*
7.2 А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю…»*, «О, я хочу безумно жить…»*, «О доблестях, о подвигах, о славе…»*
7.3. В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»*, «Хорошее отношение к лошадям»*, «Прозаседавшиеся»*
7.4 С.А. Есенин. Стихотворения: «Береза»*, «Пороша»*, «Край любимый! Сердцу снятся…»*
7.5 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
7.6 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы: «Переправа»*, «Два солдата»*, «Поединок»*)
7.7 В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал»*, «Чудик»*
7.8 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
7.9 Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер,
Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трех авторов, по выбору.)
7.10 Поэзия второй половины XX в. И.А. Бродский, А.А. Вознесенский,
В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трех авторов, по выбору.)
8 Из зарубежной литературы
8.1 Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты)
8.2 У. Шекспир. Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет»
8.3 Ж.-Б. Мольер. Одна комедия по выбору
8.4 И.-В. Гете. «Фауст» (фрагменты)
nsportal.ru