Экологический налог: Экологический налог / КонсультантПлюс

Содержание

В правительстве предложили экологический налог для «грязных» предприятий — РБК

Новый экологический налог может заменить сбор с предприятий за сброс неочищенных вод. Таким образом кабмин может стимулировать неэкологичные компании и организации к установке очистного оборудования

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

В России может появиться новый экологический налог, который заменит платежи за сброс неочищенных вод. Об этом в интервью «Российской газете» сообщил глава Росводресурсов Дмитрий Кириллов.

«Сейчас финансовым блоком правительства обсуждается идея заменить платежи для предприятий за сбросы неочищенных стоков в водные объекты на экологический налог. Такой налог может быть дополнительным стимулом для «грязных» промышленных и коммунальных предприятий использовать современные технологии очистки», — рассказал Кириллов.

В настоящее время плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты определяется в соответствии с постановлением правительства и зависит как от объемов загрязняющих веществ, так и от их видов, а также от региона, где находится предприятие.

При этом власти признают, что недостаточная очистка стоков приводит к тому, что крупнейшие реки Европейской части России (Волга, Дон, Урал) остаются сильно загрязненными. Ранее предлагались различные варианты исправления ситуации. Так, например, в 2016 году глава Минприроды Сергей Донской предлагал создать специальный фонд из средств, поступающих от загрязняющих воду предприятий.

Предполагалось, что деньги из него пошли бы как на строительство и модернизацию очистных сооружений, так и на оздоровление водоемов.

Ранее Минфин подготовил включение в Налоговый кодекс шести неналоговых платежей — утилизационного, экологического и гостиничного сборов, а также платы за негативное воздействие на окружающую среду, сборов с большегрузов и с операторов связи. Изначально их планировалось ввести в 2020 году, однако после консультаций с бизнесом Минфин отложил вступление в силу поправок в кодекс на 2021 год.

кого и когда обяжут платить — СКБ Контур

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

Комментарии Минфина об экологическом налоге

В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.

Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

Кто налогоплательщик  

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что считается объектом налогообложения

Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.

Объект налогообложенияНе объект налогообложения
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источникаминегативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных водразмещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасностинакопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
  • в отношении каждого загрязняющего вещества;
  • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

Налоговая декларация: сроки и особенности представления 

Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.

Узнать больше

Реакция бизнес-сообщества

Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».

Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.

Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.

Направлять экологический налог на сбор органического мусора через канализацию и утилизацию его на очистных сооружениях

Экологический сбор должен идти в первую очередь на предотвращение попадания мусора на свалки, согласно нашему законодательству. А сейчас он расходуется на строительство мусоросжигательных заводов, выбросы которых вредят окружающей среде. Чтобы мусор можно было сортировать и чтобы он не попадал на свалки, нужно чтобы он не был загрязнен органикой. Поэтому одна из основных задач для предотвращения попадания мусора на свалки — создать систему сбора органического мусора. Система должна быть удобной и недорогой для людей, и недорогой в обслуживании для государства.
Один из лучших вариантов, который применяется в некоторых странах и так же в Москве на Курьяновских очистных сооружениях — сбор органики через канализацию. Для этого под раковину в квартире устанавливается измельчитель органических отходов, он перемалывает органику в кашицу. Далее измельченные отходы попадают через канализацию в очистные сооружения, там с помощью бактерий преобразуются в метан. Метан сразу же сжигается.
Преобразование органики в газ уже оттестировано в России (в Москве) и в других странах. Его нужно только скопировать и применить по всей стране.Также, измельчители дорогие, нужно сделать их установку выгодной, например, за счет частичной компенсации счетов за мусор.
Чем хорош такой метод:
— людям не нужно копить органический плохо пахнущий мусор в квартире, он сразу же уходит в канализацию;
— не нужно относить органику в контейнеры для сбора органики (так практикуют в некоторых странах). Тоже малоприятный процесс;
— не нужно платить посредникам по сбору органики, т.к. отходы собираются централизованно и под напором воды сами двигаются к очистным сооружениям;
— централизованная утилизация органики скорее всего дешевле;
— полигоны с новым мусором перестанут пахнуть, даже если мусор будет поступать не отсортированным;
— у людей будет прививаться привычка заботится об экологии, т.к. устанавливая измельчитель, они будут чувствовать, что участвуют в общем деле по предотвращению свалок.
Минусы:
— есть единоразовые затраты на переоборудование очистных сооружений — на строительство метантенков для сбраживания органики;
— есть единоразовые затраты на расширение некоторых (основных) канализационных труб;
— есть регулярные или единоразовые затраты на стимулирование населения устанавливать измельчители под раковину.


Практический результат

— органика практически перестанет попадать на свалки;
— качество сортировки остального мусора улучшится, т.к. такой мусор станет менее загрязненным органикой.

Разработать стандарты ширины труб с учетом усиления нагрузки на канализацию, т.е. с учетом того, что 100% населения будет пользоваться сбросом органики в канализацию.
Направить доходы с экологического сбора на переоборудование очистных сооружений и канализации в некоторых пилотных городах. Лучше всего в тех, в которых требуется плановая замена канализационных труб на новые.
В этих же городах ввести налоговые послабления для тех, кто установит измельчители под раковину. Например, тем у кого уже есть измельчители, компенсировать 50% затрат на вывоз мусора на регулярной основе. Тем у кого нет измельчителей — установить их условно бесплатно и оставить плату за вывоз мусора в 100%, 50% забирать в счет погашения стоимости измельчителя, а после того, как сумма будет погашена снизить плату за вывоз мусора до 50%.
Проводить раз в несколько лет проверки наличия измельчителя под раковиной у тех, у кого он установлен и кто получает льготу 50%. Проводить анкетирование о том, довольны ли люди работой этой системы сбора органики, спрашивать их мнение по улучшению работы системы и в целом по сбору любых видов мусора.
Если пилотные проекты будут признаны успешными для предотвращения попадания на свалки органического мусора и неорганического (за счет снижения загрязнения его органикой), можно распространить этот метод сбора органики на другие города.

Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 664 голоса

Против решения: 95 голосов

Как заставить экологический налог действовать — Мнения — GMK Center

В 2017 году из более чем 4 млрд грн эконалога лишь около 25% было направлено на природоохранные проекты

16 мая 2019 в рамках круглого стола «Бизнес-Государство-Окружающая среда: экологический налог и возможности в Украине» народный депутат Валерия Заружко рассказала, как используются 45% от собранных в рамках экологического налогообложения средств и почему эту практику нужно менять. GMK Center публикует ключевые тезисы ее выступления.

Проблемы экологии окружающей среды, отметила народный депутат, долгое время откровенно игнорировались. Бурное развитие промышленности, между тем, привело к катастрофическому обострению экологической ситуации в стране.

В 2011 году в Украине был введен экологический налог. Сначала средства от него зачислялись в специальный фонд бюджета и имели целевое назначение. Но впоследствии, в 2014 году, ситуация в корне изменилась: экологический налог начал поступать в общий фонд государственного бюджета и потерял свое целевое назначение. Соответствующие средства начали распыляться и никоим образом не использовались на улучшение экологической ситуации в стране.

Поэтому одной из целей пакета законопроектов по реформированию экологического налога в Украине (№10146 и №10147), который мы предлагаем, является возвращение специального фонда и целевого назначения для средств, собранных в форме эконалога.

Сравнение действующих норм и предлагаемых изменений

Действующее законодательствоПредлагаемые изменения (законопроект №10147)
Направляется в общий фонд Государственного бюджетаНаправляется в специальный фонд Государственного бюджета
Экологический налог, по сути, не является целевым и не выполняет свою функцию – решение экологических проблем в странеПредлагается вернуть экологическому налогу статус исключительно целевого
Поступления от эконалога не направляются непосредственно на решение экологических проблем и расходуются не на природоохранные мероприятияЭкологический налог в размере 45%, который сейчас засчитывается в общий фонд Государственного бюджета, будет направляться в специальный фонд для финансового обеспечения исключительно целевых природоохранных мероприятий
Поступления от эконалога не направляются непосредственно на решение экологических проблем и расходуются не на природоохранные мероприятияБлагодаря возвращению экологическому налогу статуса целевого и увеличению поступлений в специальные фонды расширятся возможности государства, а именно Министерства экологии и природных ресурсов Украины, по осуществлению функций по охране окружающей среды

Также предлагается внести изменения в механизм взимания налога (законопроект №10146), чтобы создать предприятиям стимулы для инвестирования в природоохранные мероприятия. Предлагается снижать предприятиям сумму экологического налога (до 70%), если те уже вложили капитальные инвестиции и понесли текущие расходы на экологическую модернизацию (природоохранные мероприятия).

Это будет касаться:

  • экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • экологического налога за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • экологического налога за размещение отходов (кроме размещения вторичного сырья на собственных территориях).

Соответствие конкретного мероприятия критериям экологичности и природоохранности предлагается осуществлять Министерству экологии и природных ресурсов Украины в рамках проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Преимущества предлагаемого подхода к реформированию эконалогу:

  1. Предприятия, осуществляющие инвестиции в природоохранные мероприятия и сокращающие свои выбросы, получат возможность компенсировать часть уплаченного экологического налога. Появятся стимулы для инвестирования в экологическую модернизацию и внедрения высокотехнологичных производственных мощностей в Украине.
  2. Внедрение действенного инструмента экологической модернизации Украины – стимула как для государства, так и для бизнеса (за счет участия в природоохранных мероприятиях на принципах софинансирования).
  3. Развитие законодательства по принципу «загрязнитель платит». Возможность компенсировать часть средств экологического налога получат предприятия, которые осуществляют капинвестиции в природоохранные мероприятия и сокращают свои выбросы. В то же время загрязнители, которые не инвестируют в экопроекты и не сокращают выбросы, будут платить налог в полном объеме. Такой подход способствует сближению государства и бизнеса в вопросе пересмотра ставок эконалога.
  4. Министерство экологии и природных ресурсов Украины получит возможность осуществлять свои функции по охране окружающей среды за счет возврата эконалогу статуса целевого платежа и увеличение поступлений в специальные фонды бюджетов разных уровней.
  5. Минимизация бюджетных расходов на финансирование природоохранных мероприятий с прогнозируемым общим ростом капинвестиций в экопроекты.

Мы, как государство, должны стать партнером для бизнеса. Ведь государство, к сожалению, не имеет достаточных средств для инвестирования в экологическое оборудование. Бизнес, тем временем, имеет средства, но он должен быть уверен, что, инвестируя в экопроекты, получит определенные налоговые льготы от государства.

Украинские предприятия нуждаются в глобальной модернизации, и мы должны делать все, чтобы идти в ногу со временем.

Экологический налог | Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»

  • Сегодня рассмотрим нюансы бухгалтерского и налогового учета таких специфических автозапчастей, как аккумуляторы и шины. А именно — как провести в учете их оприходование, ввод в эксплуатацию, списание и утилизацию…

  • В комментарии рассматриваются основные изменения, которых претерпела обновленная форма отчетности по экологическому налогу, утвержденная приказом Минфина от 17.08.2015 г. № 715…

  • Торговое предприятие сменило на автомобилях шины, аккумуляторы и заменило масло. Нужно ли рассчитывать и уплачивать экологический налог? Обязательно ли заключать договор на вывоз данных отходов? Можно ли их просто выбросить как бытовые отходы?…

  • Предприятие арендует склад вместе с дизельным генератором. Кто должен подавать декларацию по эконалогу и уплачивать налог: арендодатель или арендатор?…

  • Нужно ли уплачивать эконалог, если предприятие арендует бензогенератор? Если да, как рассчитать сумму налога? Как заполнить декларацию? Куда уплачивать налог?…

  • На предприятии в связи с частым отключением электроэнергии принято решение приобрести бензиновый генератор. Вправе ли предприятие рассчитывать на налоговые расходы? Как списывать топливо и какие отчеты следует сдавать?…

  • С 18 апреля 2014 года утилизационного налога больше не существует. Депутаты ВРУ приняли закон, который отменяет все нормы НКУ, касающиеся данного налога….

  • Меры по предотвращению финансового кризиса затронули и экологический налог (Закон № 1166). В частности изменения коснулись ставок налога. Что же нового в экологическом налоге с 01.04.2014 г.?…

  • По каким ставкам уплачивать экологический налог в 2014 году….

  • Каким образом производители и импортеры транспортных средств отражают в бухучете уплату утилизационного сбора — позиция Минфина….

  • Предприятие установило газовый котел. С какого момента нужно подавать декларацию по экологическому налогу в связи с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения?…

  • Являются ли плательщиками экологического налога субъекты хозяйствования, которые осуществляют временное размещение на своей территории отходов, в том числе опасных (аккумуляторы, люминесцентные лампы и т.п.)?…

  • Чиновники подправили техническую ошибку, которая обязывала уплачивать утилизационный налог лиц, не являющихся его плательщиками …

  • До вступления в силу новой формы декларации по эконалогу налоговики порекомендовали временно подавать форму декларации по экологическому налогу на утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств. Как же отчитаться плательщикам эконалога за утилизацию?…

  • 1 октября 2013

    Материал в открытом доступе

    Начиная с 01.09.2013 г. предприятия-импортеры и производители автомобилей начали уплачивать утилизационный сбор, поэтому сразу возникли вопросы, как его отражать в бухгалтерском и налоговом учете. Об этом и поговорим в нашем материале….

  • С 2011 г. грязный сбор вывели из перечня обязательных платежей. Однако ошибки в его расчете могут выплыть и сейчас. Какой формой отчетности воспользоваться, чтобы исправить ошибку в расчете сбора за загрязнение окружающей природной среды? …

  • Нужно ли уплачивать экологический налог за бытовые отходы, образующиеся на предприятии? А если есть газовый котел (на предприятии или у физлица)? Ответы на эти и другие вопросы читайте в нашей подборке, посвященной уплате экологического налога….

  • 14 августа 2013

    Материал в открытом доступе

    В последнее время одна из самых любимых тем украинских СМИ — повышение стоимости автомобилей. Не так давно речь шла о спецпошлине на импорт в Украину транспортных средств. На этом законодатели решили не останавливаться — и вот имеем Закон № 422, благодаря которому с 1 сентября 2013 года вводится экологический налог за утилизацию транспортных средств. В резул…

  • Для начала напомним, что с 01.01.2013 г. в Налоговом кодексе Украины (далее — НКУ) изменено определение термина «размещение отходов». Данные изменения внесены Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм» от 24.05.2012 г. № 4834-VI. Так, в предыдущей редакции НКУ «размещение отхо…

  • Вероника ОРЛОВА, налоговый консультант газеты «Интерактивная бухгалтерия»…

  • Законом № 5503 внесено немало изменений в Налоговый кодекс. Изменения коснулись практически всех налогов и сборов. Каковы эти изменения? Что существенно изменилось?…

  • Игорь БЕЛОВ, бухгалтер-эксперт газеты «Интерактивная бухгалтерия»…

  • Новая методика нормативной денежной оценки земли…

  • Классическое и Современное Понимание Сущности (Environmental Taxes: Classical and Contemporary Concepts of the Essence) by Vladimir Gromov :: SSRN

    Economics, Statistics and Informatics. UMO bulletin, 4. Moscow, 2014, pp. 41-45

    12 Pages Posted: 31 Mar 2015

    Date Written: April 7, 2014

    Abstract

    Russian Abstract: Современная практика налогообложения не обходится без обращения к экологическим налогам, которые в экономике развитых стран служат одним из основных инструментов повышения качества экологии. Россия тоже стремится задействовать налоговую систему для реализации своей природоохранной политики. На этом фоне особо важное значение приобретает понимание того, что такое экологический налог, и каковы были и остаются представления о его сущности.

    English Abstract: Modern practice of taxation necessarily concerns environmental taxes that are one of the basic instruments for environmental quality improvement in developed countries. Russia also tries to use its tax system to promote environmental protection policy. Against this background, understanding of what environmental tax is, and past and present notion of its nature, is very essential.

    Note: Downloadable document is in Russian.

    Keywords: налогообложение, экологические налоги, taxation, environmental taxes

    JEL Classification: h3

    Suggested Citation: Suggested Citation

    Gromov, Vladimir, Экологические Налоги: Классическое и Современное Понимание Сущности (Environmental Taxes: Classical and Contemporary Concepts of the Essence) (April 7, 2014). Economics, Statistics and Informatics. UMO bulletin, 4. Moscow, 2014, pp. 41-45, Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2581359