Егэ литература список произведений – Список литературы для ЕГЭ по литературе в 2019 году

ЕГЭ-2019 по литературе: список произведений

До основной волны ЕГЭ-2019 осталось меньше месяца. Для тех, кто усиленно готовится к экзамену по литературе, наступает горячая пора. Самое время освежить в памяти основные произведения и еще раз пройтись по «обязательному» списку. Он указан в «Кодификаторе элементов содержания» в демоверсии ЕГЭ на официальном сайте Федерального института педагогических измерений.

Итак, что точно может попасться школьнику на экзамене?

1. Из древнерусской литературы
— «Слово о полку Игореве»

2. Из литературы XVIII в.
— Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

— Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

3. Из литературы первой половины XIX в.
— В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»

— В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

— А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

— А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»

— А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»

— А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»

— А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

— М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»

— М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»

— М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

— М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

— Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

— Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»

— Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

4. Из литературы второй половины XIX в.:
— А.Н. Островский. Драма «Гроза»

— И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

— Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…»), «Природа — сфинкс. И тем она верней…»

— А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

— И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

— Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»

— Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

— М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

— М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)

— Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»

— Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

— Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

5. Из литературы конца XIX — начала XX в.:


— А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

— А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

6. Из литературы первой половины XX в.:
— И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

— М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

— М. Горький. Пьеса «На дне»

— А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»

— А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

— В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

— В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

— С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

— М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

— О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

— А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

— А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

— М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»

— М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

— М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)

— М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)

— А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»

— А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

— Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных — тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»

— Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)

— А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

— А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

— А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

7. Из литературы второй половины ХХ — начала XXI в.:
— Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

— Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

— Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

www.livelib.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе (11 класс) по теме: Список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Литература первой половины XIX века

А.С. Грибоедов пьеса «Горе от ума»

В.А. Жуковский стихотворение «Море», баллада «Светлана»

А.С. Пушкин романы: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», поэма «Медный всадник», стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»

М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени», «Песня про … купца Калашникова», стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пёстрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»

Н.В. Гоголь пьеса «Ревизор», поэма «Мертвые души», повесть «Шинель».

Литература второй половины XIX века 

А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки, роман «История одного города» (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

И.А. Гончаров роман «Обломов»

Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть «Левша»

А.Н. Островский пьеса «Гроза»

Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»),«Природа – сфинкс. И тем она верней…»

Литература конца XIX — начала XX века 

А.П. Чехов пьеса «Вишневый сад», рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

Из литературы первой половины XX века 

И.А. Бунин рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

А.А. Ахматова поэма «Реквием», стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Нес теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

М. Горький пьеса «На дне», рассказ «Старуха Изергиль»

С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Б.Л. Пастернак роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»

В.В. Маяковский поэма «Облако в штанах», стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

А.А. Блок поэма «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»

М.А. Шолохов роман «Тихий дон», рассказ «Судьба человека»

М.А. Булгаков романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (допускается выбор)

А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

А.И. Солженицын рассказ «Матренин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»

В. Распутин одно произведение (по выбору экзаменуемого), например, «Прощание с Матерой»

Из литературы второй половины XX века 

Проза второй половины XX века: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

nsportal.ru

Глава 2. Список литературы » Незнайка — ЕГЭ, ОГЭ, ВПР 2019 и Итоговое сочинение

Экзаменационные варианты составляются согласно тому перечню списка литературы, который дан в кодификаторе. ЕГЭ по литературе состоит из двух частей:

1. Даётся отрывок из эпического или лиро-эпического произведения, после которого следуют 7 заданий с коротким ответом и 2 задания части С. Затем выпускнику предлагается поработать с лирическим произведением. Выполнить 5 заданий с коротким ответом и 2 задания части С.

2. Последний этап работы заключается в том, что выпускнику даётся на выбор 3 темы сочинения. Объём сочинения должен быть не менее 150 слов.

Чтобы уверенно справиться с заданиями, необходимо в первую очередь прочитать произведения из предложенного Министерством Образования списка. Специально для вас мы подготовили 2 версии: один официальный, который доступен здесь, а второй – наш, мы его немного подсократили, он здесь.

Поэтому теперь нам необходимо разобраться с тем, какие произведения из списка мы помним и знаем хорошо, какие плохо, а какие вообще не читали. Как писал Стивен Р. Кови в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей», «признание собственной необразованности часто является первым шагом к образованию». Поэтому постарайтесь выполнить второе задание максимально честно, от этого будет зависеть практически вся наша подготовка.

 

1. Откройте список литературы и выделите зелёным те произведения, которые вы прочитали недавно и помните хорошо, те произведения, что читали, но уже подзабыли – выделите жёлтым, а то, что не читали – выделите красным.

2. Если вы сомневаетесь в том, насколько хорошо или плохо знаете то или иное произведение, мы подготовили для вас по каждому эпическому, драматическому и лиро-эпическому произведению 10 вопросов. Они доступны здесь: neznaika.pro/text-test/ (только для тех, кто приобрёл книгу).

neznaika.info

Список литературы для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Л.Н. Андреев «Иуда Искариот», «Красный смех», «Петька на даче»
В.П. Астафьев «Царь-рыба», «Домский собор», «Изба», «Конь с розовой гривой», «Людочка», «Постскриптум», «Последний поклон»
И. Бабель «Конармия»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
В. Бианки «Рассказы о животных»
Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
А. Блок «Двенадцать»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Роковые яйца»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Темные аллеи»
В. Быков «Облава», «Сотников», «Дожить до рассвета»
Б. Васильев «А зори здесь тихие…», «Капля за каплей»
Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой»
К. Воробьев «Немец в валенках»
Н. Галь «Слово живое и мертвое»
Е. Гинзбург «Крутой маршрут»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор», «Страшная месть»
И.А. Гончаров «Обломов»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне», «Детство», «Мать», «Сказки об Италии», «Мои университеты», «Коновалов», «Супруги Орловы»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
Ч. Диккенс «Дэвид Копперфилд»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Мальчик у Христа на ёлке»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
В. Дудинцев «Белые одежды»
С.А. Есенин «Песнь о собаке»
А. Железняков «Чучело»
А. Жигулин «Черные камни»
В. Закруткин «Матерь человеческая»
М. Замятин «Мы»
И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»
А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!»
В. Короленко «Дети подземелья»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Тапер», «Поединок»
Ю. Левитанский «Каждый выбирает для себя…»
М.Ю. Лермонтов «Бородино», «Герой нашего времени», «И вижу я себя ребёнком…», «Стансы», «Тучи», «Я не унижусь пред тобой»
Н.С. Лесков «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине»
Д. Лондон «Любовь к жизни», «Мартин Иден»
В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
М. Метерлинк «Синяя птица»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»
А. Никитин «Хождение за три моря»
Е. Носов «Трудный хлеб»
А.Н. Островский «Гроза», «Свои люди — сочтемся!»
К.Г. Паустовский «Телеграмма», «Старый повар», «Повесть о жизни»
А. Петров «Житие протопопа Аввакума»
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире», «Юшка»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
М. Пришвин «Кладовая солнца»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Няне», «Я Вас любил…», «19 октября», «Бог помочь вам, друзья мои», «Чем чаще празднует лицей», «Чаадаеву»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», «Уроки французского»
А. Рыбаков «Дети Арбата», «35-й и другие годы»
К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Семья Головлевых»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
А. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом»
В. Солоухин «Черные доски», «Письма из Русского музея»
А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Детство», «После бала»
Ю. Трифонов «Дом на набережной», «Исчезновение»
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Муму», «Русский язык», «Бирюк», «Записки охотника», «Природа», «Разговор», Мои деревья», «Морское плавание», «Ася»
Ф.И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…», «Последний катаклизм»
Л. Улицкая «Дочь Бухары»
Г.И. Успенский «Выпрямила»
А. Фадеев «Молодая гвардия»
А.А. Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «На стоге сена ночью южной», «Заря прощается с зарею», «Сосны»
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Э. Хемингуэй «Старик и море», «Там, где чисто, светло», «Непобежденный»
Н. Чернышевский «Что делать?»
А.П. Чехов «Вишневый сад», «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Крыжовник», «Палата №6», «Студент», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Ванька», «Степь», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Невеста»
Л. Чуковская «Софья Петровна»
К.И. Чуковский «Живой как жизнь»
В. Шаламов «Колымские рассказы»
Е. Шварц «Дракон»
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», «Бахчевник», «Родинка»

worksbase.ru

все, о чем вы хотели бы знать II часть — Абитуриент.про

Перейду сразу к детальной и эффективной схеме подготовки, которая довольно сильно мне помогла:

  1. Делайте таблицы с распределением стихотворений по темам и с выписками важных фраз для цитирования.

Например, я выписывала в один столбик названия стихотворений, а во второй выписывала настроение, самые важные строчки. Помимо этого, делила на блоки по темам (любовь, дружба, Родина и прочее). И так по отдельности для разных поэтов.


 

 

  1. Делайте таблицы по объемным произведениям с хронологией событий, важными моментами, персонажами и пр., так как это все очень легко забыть и перепутать.

По романам-эпопеям  “Война и мир” и “Тихий Дон”, например, я выписывала в столбик фамилии семей, в строчку сверху хронологию самых важных событий, и на пересечении строки со столбцом писала, кто из семьи появляется в ходе событий, как, зачем и что важное делает.

 

 

  1. Отмечайте стикерами важную информацию в книгах, чтобы потом легко ее находить.

Очень важно отмечать лирические отступления, например, про Русь-тройку в “Мертвых душах”, а также портреты персонажей, пейзаж и интерьер, если они влияют на сюжетные особенности (как комната Раскольникова в “Преступлении и наказании” или небо над Аустерлицем, дуб в “Войне и мире”). Также можно отмечать встречи персонажей, длинные монологи, например, кульминационный монолог Катерины из “Грозы”. Такая работа с текстом помогает гораздо лучше усваивать информацию, чем если каждый раз гуглить имя героя и прочие детали произведения.

 

  1. Выписывайте  имена персонажей из произведений.

В ЕГЭ по литературе часто встречаются задания с сопоставлением персонажей и произведений, либо персонажей и их социального статуса, поэтому очень важно помнить, кто есть кто. Часто бывает и так, что дают даже второстепенных персонажей, которые не запоминаются сразу после прочтения. А самое ужасное — когда дают сопоставление персонажа и реплики (обычно из пьес). Однако, если вы знаете, кем был этот персонаж и какой  хотя бы примерно имел характер, гораздо легче сопоставить все правильно.

 

  1. После прочтения большого произведения просматривайте его краткое содержание, чтобы последовательность событий лучше укладывалась в голове.

К тому же, важнее всего помнить просто сюжет произведения, а не все в деталях. Это значимо потому, что если начать расписывать какой-то мелкий момент, можно легко запутаться и переврать, а это уже фактическая ошибка. Запоминайте все основные моменты. Как ни странно, на моем опыте было довольно много случаев, когда те, кто прочитал лишь краткое содержание, сдают лучше тех, кто читал полное произведение.

 

  1. Перечитывайте свои письменные работы!

Ни для кого ни секрет, что наш мозг устроен так, что часто мы забываем написанное месяц/два назад.  А так как фразы в работах часто повторяются, очень высока вероятность найти ответ на новый вопрос в своих старых работах.

Помимо этого, я советую перечитывать свои работы сразу после написания — пробежаться глазами по ним не займет много времени, зато поможет найти ошибки. Проверяйте себя сами на фактические и речевые ошибки, ведь легко можно запутаться в словах, когда  пишешь в быстром темпе. Я бы посоветовала посмотреть в интернете самые распространенные речевые ошибки, это может помочь. Нужно постоянно держать в голове, на чем ты конкретно часто ошибаешься. Я вот, например, постоянно на автомате ставила запятую после “также” и “однако”, как после вводных слов, и отучилась только из-за того, что моя репетитор постоянно указывала мне на это, и через какое-то время я сама стала постоянно обращать на это внимание.

 

  1. Оттачивайте именно структуру написания работ

На первый взгляд это может и звучит очевидно, но те, кто любит литературу, валятся на этом, начиная расписывать свою мысль так, как им хочется. Как бы это печально не звучало, но никакого собственного мнения от вас не ждут.  Пишите только по делу, не нужно лить воду в текст. Экспертам все равно, как вас заинтересовал тот или иной роман. Поэтому критерии надо просматривать время от времени, и если заниматься с репетитором, то ориентироваться не только на его проверку, но и самому понимать, на чем легче всего ошибиться. Помимо этого,  важно разбавлять свои работы интересными оборотами вместо того, чтобы писать только “автор показал” и “автор описал”.

 

  1. Тренируйте время!

Для меня последние 30 минут до конца были такими же напряженными, как если бы я бежала марафон! Главной нашей с репетитором ошибкой было то, что мы ни разу не проводили полноценный пробник.

 

  1. Обязательно учите наизусть и повторяйте стихотворения!

Цитирование в работах по лирике очень ценится, поэтому будет очень полезным знать не только содержание, но и сами стихотворения наизусть. Но запомнить навсегда, выучив один раз могут очень немногие, так что повторенье — мать ученья! Я повторяла стихотворения, пока шла к метро или куда-то ехала, когда чего-то ждала и была свободна минута, ну и непосредственно тогда, когда писала работы — если вспоминала стихотворение, но плохо помнила его наизусть, перечитывала его, пыталась запомнить те фразы, которые цитировала (в лучшем случае — все стихотворение).

Также очень удобно слушать стихотворения, когда куда-то идешь, Вконтакте, например, я находила почти все произведения, которые мне были нужны.

 

 

Теперь важный момент, который я не могла не осветить — подготовка  с репетитором vs самостоятельная подготовка. В прошлом году я готовилась к экзамену с репетитором. Безусловно, репетитор вложила  большую лепту в то, что я вообще сдала экзамен, но сейчас я поняла, что, в принципе, реально готовиться к экзамену и самому.

Готовясь с репетитором я прогоняла весь материал и писала кучу письменных работ. Конечно, это все мне помогло, но сейчас я понимаю, что материал лучше откладывается не тогда, когда пишешь много похожих работ уже на автомате, а когда разбираешь произведения, читаешь сочинения и статьи по проблемным вопросам и выписываешь самое важное.

Даже когда человек занимается с репетитором, он должен понимать, что полностью полагаться лишь на эти занятия нельзя, нужно очень много работать самому. Репетитор, как по мне, нужен уже для того, чтобы систематизировать работу со всей информацией (которой очень много), а также показать, на что обращать внимания в работах и напоминать о том, какие ты постоянно совершаешь ошибки.

В целом, я считаю, что к ЕГЭ (как и к любому другому экзамену) можно готовиться самому, и вот, что для этого нужно:

 

  1. Составьте план работы на год.

Этот пункт подразумевает именно просмотр всего, что нужно прочитать, а также   здесь нужно расписать по порядку, какие произведения вы будете проходить. Определите, сколько времени примерно потребуется на каждое произведение/автора, чтобы все успеть.

 

  1. Найдите хорошие источники полезной информации.

Читайте про произведения не только в википедии, но и находите различные статьи, читайте готовые сочинения.

Вот список сайтов, на которыми я часто пользуюсь:

Также я читала книги некоторых серий, например, “Перечитывая классику”, книги Лотмана, Ивинского.

 

  1. Повторяйте

Как я уже и говорила, повторять и перечитывать то, что было написано до этого — очень важно. Конспекты — это очень удобно и полезно, если выписывать всю самую основную информацию и повторять ее. Тогда в голове все очень хорошо укладывается со временем.

 

  1. Работайте с теорией.

Очень важно не только читать и писать, но и знать все термины и уметь их применять. Выписывайте жанр, род у каждого произведения и стихотворения и  сами тренируйтесь с определением его размера и прочих характеристик.

 

  1. Выделите себе определенное время на подготовку.

То же самое занятие с репетитором, только репетитор — вы сами. Выделяйте себе какое-то время несколько раз в неделю, выключайте социальные сети, чтобы не отвлекаться, и занимайтесь. Главное — научиться себя организовывать!

 

  1. Решайте варианты.

Довольно очевидно, но прорешивать варианты все же надо. Можно вообще отдельно тренировать тест и письменные работы. Тесты можно составлять на сайте “Решу ЕГЭ” или находить на  “Незнайке”. Вообще, когда едешь в метро или просто подворачивается свободное время, которое нечем занять, можно прогонять себя быстро даже в телефоне. Ну и, как я уже писала, можно провести себе пару пробников (убирая телефон и другие отвлекающие вещи!).

 

Вот, в принципе, и все, что я считаю важным и полезным для подготовки. Надеюсь, мои советы будут вам полезны и вы успешно сдадите экзамен.  Список литературы, необходимый для успешной сдачи ЕГЭ, действительно очень большой, но если вовремя начать и добросовестно готовиться, то его вполне реально осилить даже за год!

Всегда помните — результат зависит только от вас, вашего желания и целеустремленности, так что готовьтесь, учите все заранее и повторяйте, чтобы за две недели до экзамена не хвататься за голову с криками о том, как много осталось непройденного. Удачи!

 

www.abitura.pro

ЕГЭ. Аргументы для сочинения по литературе.

Автор, название произведения.Основные темы
Д.И.Фонвизин « Недоросль»Воспитание человека и гражданина,формирование его личностироль знаний, образования

 

нравственные качества человека.

А.С.Грибоедов « Горе от ума»Цель и смысл жизнироль денег

 

чинопочитание

 

низкопоклонство

 

нравственные качества личности

 

смысл жизни

 

преклонение перед иностранным

 

тема ума

А.С.Пушкин « Евгений Онегин»Смысл жизнитема лишнего человека

 

тема любви,способности человека к настоящему чувству

 

тема счастья и долга

 

тема воспитания и образования

 

тема труда

А.С. Пушкин « Станционный смотритель»Тема маленького человека,бесправное его положение в обществеотношение детей к родителям

 

власть « сильных мира сего»

 

смысл жизни

 

нравственный выбор

Н.В.Гоголь « Мёртвые души»Нравственные ценности 

«омертвление души», духовная смерть человека

 

роль денег

 

чинопочитание и низкопоклонство

 

смысл жизни

 

иллюзорная и истинная мечта человека

 

тема настоящего и будущего России

 

тема родины

Н.В.Гоголь « Шинель»Тема маленького человека 

роль положения человека при оценке его как личности

 

нравственность и безнравственность

И.С. Тургенев « Отцы и дети»Взаимоотношения поколений 

тема любви

 

семейные ценности

 

человек и природа

 

роль искусства в жизни человека

 

тема дружбы

 

смысл жизни

Л.Н. Толстой « Война и мир»Патриотизм и героизм в годы войны,истинный и ложный героизм

 

человек и природа

 

тема любви

 

семейные ценности

 

проблема поиска смысла жизни

 

истинная красота человека

Гончаров « Обломов»Тема любвитема труда

 

тема поиска смысла жизни

 

творчество

 

истинное  искусство

 

дружба

 

роль книги в жизни человека

 

семейные ценности

 

нравственные ценности

А.П. Чехов « Вишнёвый сад»Тема будущего Россиитема долга,ответственности за судьбу России

 

нравственные ценности

 

смысл жизни

 

истинная любовь

 

тема счастья

И.Бунин « Господин из Сан-Франциско»Смысл жизни 

роль денег,богатства

 

взаимоотношения в семье

 

тема любви

Шолохов» Тихий Дон»Смысл жизнитема любви

 

выбор жизненного пути

 

семейные ценности

 

нравственные ценности

Шолохов « Судьба человека»Героизм и патриотизм в годы войныпредательство на войне

 

тема выбора

 

нравственные ценности

 

тема детства

 

тема любви, семейных ценностей

Булгаков «Мастер и Маргарита»Тема любвиистинные нравственные ценности

 

смысл жизни

 

власть денег

 

тема творчества

Булгаков « Собачье сердце»Тема труда,ответственности учёного за свои изобретения и открытиясмысл жизни

 

выбор пути

В.Распутин « Прощание с Матёрой»Нравственные ценностиотношение к прошлому

 

тема памяти

 

человек и природа

Ч.Айтматов «Плаха»Человек и природанравственные ценности

 

роль религии

В.Астафьев « Царь-рыба»Человек и природасмысл жизни

 

нравственные ценности

Б.Васильев «А зори здесь тихие»Героизм и патриотизм в годы войныженщина на войне

 

тема любви

В. Быков «Сотников»Героизм и патриотизм в годы войнынравственный выбор

 

героизм и предательство

 

нравственные ценности

К.Симонов « Живые и мёртвые»Массовый героизм в годы войныинтернационализм,тема единения людей разных национальностей перед лицом врага

 

нравственные ценности

literatura-ege.ru

Список произведений (книг) для ЕГЭ по русскому языку

Сочинение — важная часть экзамена по русскому языку. За идеально написанное сочинение можно получить 24 первичных балла из 57 возможных. Из них три балла ставится за аргументирование своей позиции с опорой на читательский или жизненный опыт. Аргументы второго типа подобрать несложно, а вот для приведения аргументов первого типа нужно читать. Причем не просто читать, а хорошо ориентироваться в содержании произведений.

 

Какие произведения идеальны для аргументации собственной позиции? Можно брать примеры из любых книг, в том числе и из произведений зарубежных авторов. Человеку с богатым читательским опытом очень просто аргументировать любую проблему. Но есть люди, которые не любят читать: кому-то это просто не нравится, кто-то предпочитает литературе точные науки. Мы не осуждаем таких учеников, а помогаем им хорошо подготовиться к экзамену.

 

На данной странице (ниже) вы найдете список книг для ЕГЭ по русскому языку. Они расположены в приоритетном порядке. В отличие от других порталов, посвященных ЕГЭ, мы стараемся как можно меньше обращаться к огромным произведениям, таким как «Война и мир». Маленькие рассказы бывают более показательными и легкими для восприятия. Ниже представлен совсем небольшой список — всего 5 книг. Но мы уверены, что человеку, прочитавшему их с интересом, хватит материала для аргументации. Хотите, чтобы мы подсказали еще что-то? Обращайтесь!

 

Список литературы для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку (5 книг)

М. Шолохов «Судьба человека»

Произведение — кладезь аргументов. Оно посвящено военному времени, поэтому читатель узнает о героизме русского солдата, незыблемых моральных принципах, огромнейшей силе духа, поступках по чести и совести, милосердии, сострадании. Книга полезна и для ЕГЭ, и просто для себя: она дает повод задуматься, восхититься. Начните читать — это очень интересно!


А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Петр Гринев — человек чести, верный Родине и своему слову. Он доказывает это на протяжении всего произведения. В книге великого писателя нашлось место любви, предательству, бесчестным поступкам, настоящим подвигам. Мы видим и исторический контекст. Произведение легко читается и по-настоящему захватывает. Чтение будет не только удовольствием, но и приятной подготовкой к экзамену. В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина можно найти аргумент почти к любой проблеме.


А.С. Пушкин «Дубровский»

В романе «Дубровский» мы видим любовь, дружбу, вражду, предательство, великодушие. Дружба Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского перерастает в ненависть из-за пустяка и заканчивается сумасшествием и смертью последнего. На этом противостояние не заканчивается: Троекурову мстит Владимир Дубровский, сын Андрея Гавриловича. Но молодой разбойник влюбляется в дочь врага своего отца. Книга полна загадок, которые открываются по мере чтения. Она совсем небольшая по объему, но очень полезная для подготовки к экзамену.


Вячеслав Кондратьев «Сашка»

Небольшое произведение о военном времени. Сашка — собирательный образ русского солдата. Герой проходит все страшные испытания. По его поступкам можно понять, что пережили люди в военное время, из чего состоят победы русского народа. Произведение «Сашка» максимально приближено к реальности, ведь его автор воевал сам. Книга читается на одном дыхании. Она не может не затронуть душу каждого из нас. А в плане содержания важных для ЕГЭ аргументов можно сказать, что с «Сашкой» может сравниться только «Война и мир».


К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Все произведения К.Г. Паустовского читаются на одном дыхании. Но один из наиболее важных рассказов — «Телеграмма», ведь именно из него можно взять аргументы для сочинения ЕГЭ по самым сложным проблемам. Здесь говорится и об одиночестве, и о сострадании, и о карьере, и о любви к своим близким. Небольшая, но невероятно сильная история девушки Насти и ее старой матери. Прочитайте это произведение, даже не для ЕГЭ, а просто для себя.

 

Список произведений для сочинения ЕГЭ по русскому языку у нас получился небольшой, но его достаточно, чтобы получить за аргументацию собственной позиции максимальный балл. Вы можете привести один литературный аргумент, но будет даже лучше, если и второй пример будет взят из книг. Читай не «для галочки», а для себя. Отмечайте то, что интересно. Тогда книги вам точно запомнятся. А значит, не будет проблем с экзаменом.

ege-soch.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о