Долговая политика – —

Управление государственным внешним долгом. Долговая политика государства

Государство может выступать заемщиком, кредитором или гарантом. В данном вопросе мы рассматриваем государство, как заемщика.

Государственный долг – результат финансовых займов государства для покрытия дефицита бюджета. Могут быть внутренние и внешние займы.

Государственный внешний долг – это обязательства федерального и субфедерального правительства перед иностранными государствами, частными банками и другими иностранными юридическими лицами, международными финансовыми организациями.

Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в нынешнем году, и общий государственный внешний долг (накопленный), который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы.

Формы внешнего долга России как государства:

· займы правительства у международных финансовых организаций,

· кредиты и займы российских банков,

· кредиты и займы российских компаний,

· валютные облигации внутреннего займа (в части покупки их нерезидентами),

· еврооблигации,

· субфедеральные внешние займы и кредиты.

Долг государства: долг правительства, долг СФ, долг коммерческих банков.

Международные финансовые организации — межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утвержденными странами-членами:

· Международный банк реконструкции и развития – кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях, обязательное условие кредитования – наличие правительственных гарантий. Россия является членом.

· Международный валютный фонд — предоставляет кредиты в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов стран-членов МВФ. Погашение происходит путем обратной операции.

· Европейский банк реконструкции и развития — предоставляет кредиты заемщикам разных стран под инвестиционные проекты и не обязательно наличие гарантий государства, в котором находится заемщик.

· Парижский клуб — неофициальная межправительственная организация развитых стран-кредиторов, созданная для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Россия является членом.



· Лондонский клуб — неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Объединяет около 600 банков.

 

В настоящее время еврооблигации являются основной составляющей внешнего долга правительства Российской Федерации.

Долговая политикаУправление государственным долгом — это деятельность государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта, включает в себя централизованные действия но подготовке, выпуску и размещению долговых обязательств, регулированию рынка ценных бумаг, своевременному обслуживанию и погашению долга, предоставлению гарантий.

Факторы долговой политики:

• Дефицит федерального бюджета

• Уровень государственного долга

• Состояние мирового рынка капиталов

Принципами современной долговой политики Российской Федерации являются:

· замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;

· развитие рынка государственных ценных бумаг;

· использование государственных гарантий для стимулирования экономического роста;

· использование инструментов долговой политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

Цели долговой политики:

· обеспечить долговую устойчивость государства,

· обеспечить высокий кредитный рейтинг государства,

· развитие рынка государственных ценных бумаг,

· минимизация стоимости заимствований,

· обеспечить тенденции безопасности в сфере внешнего долга корпоративного долга.

Основными задачами управления государственным долгом являются:

· Минимизация стоимости долга.

· Стабильность на рынке обязательств государства.

· Эффективное использование привлеченных средств.

· Контроль за использованием полученных кредитных ресурсов.

· Обеспечение своевременного и полного возврата заемных средств и процентов по ним.

Управление долгом включает в себя три составляющих:

1. мониторинг и прогнозирование долга;

2. операции по управлению долгом;

3. формирование благоприятного имиджа заемщика.

Задача мониторинга возложена на Минфин. Прогнозирование долга связано с оценкой вероятной величины обязательств и вероятного исполнения по ним. Формирование благоприятного имиджа включает в себя: сохранение хорошей кредитной истории, получение кредитного рейтинга и обеспечение информационной прозрачности долговой и бюджетной политики. Операции по управлению долгом могут включать в себя: операции на открытом рынке, выбор форм и сроков новых заимствований.

Операции на открытом рынке — это текущие действия по выпуску новых и выкупу старых обязательств, они позволяют оперативно регулировать размеры долга

 

Управлением государственным долгом занимаются Министерство финансов и Центральный банк. Министерство финансов разрабатывает программы государственных заимствований и их реализацию от имени РФ. Внешэкономбанк выполняет функцию агента Правительства России по обслуживанию внешнего долга и внешнеэкономических операций РФ. Центральный банк осуществляет управление внутренним долгом.

С 1 февраля 2008 г. на базе Стабилизационного фонда было создано два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Роль Резервного фонда — страховать расходы бюджета на погашение внешнего долга в будущем при любом снижении цен на нефть. Фонд национального благосостояния предполагается использовать на решение задач, связанных с социально-экономическим развитием России.

Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на:

· обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях,

· обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств,

· поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны,

· формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков,

· будет решаться задача по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора,

· создание механизма оперативного влияния на заемную политику российских корпораций и банков с крупной долей государственного участия.

Дюрация — это эластичность цены облигации по процентной ставке (ставке дисконтирования). Чем больше дюрация ценной бумаги, тем значительнее изменения ее рыночной стоимости при изменении процентной ставки (ставки дисконтирования). Следовательно, чем больше дюрация, тем выше риск процентной ставки.

 

Основной источник покрытия дефицита гос бюджета – гос займствования. Основной источник гос займов – внутренние средства. Планируемый дефицит бюджета снижается.

Выгодно заимствовать у развивающихся стран, с высоким темпом развития, так как ставки по кредитам ниже чем в других странах.

megaobuchalka.ru

Государственная долговая политика рф

Государственная долговая политика Российской Федерации на 2007-2009 годы предусматривает снижение объемов государственного внешнего долга и постепенное замещение его внутренними заимствованиями.

Принципы государственной долговой политики РФ:

  • замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;

  • развитие рынка государственных ценных бумаг;

  • использование государственных гарантий для ускорения экономического роста;

  • использование инструментов долговой политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

В соответствии с принципами долговой политики в 2005 и 2006 гг. Российская Федерация осуществляла досрочное погашение государственных внешних долговых обязательств.

В январе 2005 г. досрочно в полном объеме был погашен остаток долговых обязательств перед Международным валютным фондом. В июне 2006 г. Российская Федерация полностью погасила задолженность по долгу бывшего СССР перед официальными кредиторами Парижского клуба кредиторов.

Досрочное погашение внешнего долга также будет способствовать укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося конкретными мерами политики улучшить инвестиционный климат в стране.

В области внутренних заимствований проведение долговой политики в 2007-2009 гг. будет исходить из целей развития рынка государственных ценных бумаг. Ключевыми задачами станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг.

В 2007-2009 гг. планируется положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке, не приводящее к увеличению процентных ставок.

Рис. 10. Государственный долг Российской Федерации на конец года, % от ВВП

В результате к концу 2007 г. объем внутреннего долга превысит размер внешних обязательств, а совокупный объем государственного долга сократится с 9% ВВП на конец 2006 г. до 8,3% ВВП на конец 2007 г. и 7,5% на конец 2009 г., при этом в уже в 2008 г. объем внутреннего долга превысит размер внешних обязательств.

В 2007 г. реальные (с учетом инфляции) возможности бюджетной системы страны и федерального бюджета по финансовому обеспечению социальных гарантий, предоставлению бюджетных услуг, упрочению национальной безопасности, поддержке экономического роста и других функций государства и местного самоуправления возрастут по сравнению с текущим годом соответственно на 15 и 17%, а к 2009 г. – на 25%.

Основная задача бюджетной политики на 2007 г. и среднесрочную перспективу – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование этих средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства.

Таким образом, взвешенная и ответственная бюджетная политика, бюджетные правила и процедуры, обеспечивающие прозрачность, подотчетность и результативность бюджетных расходов, – необходимое условие устойчивого экономического развития и, следовательно, реализации стратегических приоритетов развития страны.

Исходя из этого и с учетом опыта бюджетных реформ последних лет, в 2006 г. в рамках председательства Российской Федерации в «Группе восьми» Минфином России была выдвинута инициатива по выработке и применению общепризнанных принципов, критериев и стандартов эффективного и ответственного управления общественными финансами. Эта инициатива была поддержана на расширенной встрече министров финансов стран «группы восьми» в июне 2006 г. в г. Санкт-Петербурге.

Для обсуждения были предложены следующие принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами:

  • финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность;

  • долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетов;

  • эффективная и справедливая система межбюджетных отношений;

  • консолидация бюджета и бюджетного процесса;

  • среднесрочное финансовое планирование;

  • бюджетирование, ориентированное на результаты;

  • эффективный финансовый контроль и мониторинг.

studfiles.net

Долговая политика РФ на 2016-2018 годы

Приоритетная цель реализации экономики любого государства – обеспечение качественного способа управления госдолгом. Главная задача долговой политики РФ на 2016 – 2018 годы – получение оптимального результата от инвестированных средств.
Под управлением госдолгом следует понимать комплекс мероприятий по формированию критериев привлечения денег, их расположение и компенсация, а также приведение государства в платежеспособное состояние. Такие мероприятия требуют подготовить и выпустить ценные бумаги, отрегулировать рынок ценных бумаг, обслужить и погасить государственный долг, грамотно направить одолженные деньги.

Принципы управления государственным долгом Российской Федерации

Управление госдолгом основано на таких постулатах:

  • открытая информация о привлечении, возврате и использовании одолженных денег;
  • краткосрочные займы меняют на долгосрочные во избежание кризисных долговых выплат;
  • минимизация цены обслуживания госдолга при последующих займах;
  • продуманная структура долга;
  • выполнение обязательств перед кредиторами.

Что включает в себя долговая политика РФ на 2016-2018 годы?

Руководство госдолгом обязано осуществляться при учете долговой политики РФ на 2016–2018 годы. Под долговой политикой следует понимать вектор работы властей, реализуемый комплекс мер, направленный на эффективное распределение, рациональное использование и возврат одолженных государством средств.

Долговая политика объединяет проектирование и осуществление взаимосвязанных компонентов, среди которых:

  • выявление длительности долгового цикла с учетом разумного управления внешним и внутренним государственным долгом;
  • установка предельного объема долга;
  • выбор самых комфортных способов погасить заимствования, а также концентрация долговых обязательств по определенным кредиторам с учетом распределения инвестиционных рисков;
  • соотношение суммы государственного долга к ВВП (критический уровень: 60 — 100%)
  • определение соотношение суммы госзайма и ВВП;
  • выявление возможности капитализации части суммы;
  • меры по уменьшению госзаимстований, а также снижение расходов на обслуживание.


Чтобы определить ликвидность экономики, часто применяется соотношение планированных платежей по обслуживанию к экспорту. Данный показатель оценивает платежеспособность на ближайшую перспективу.

С целью оценки платежеспособности на длительный период времени нередко используется показатель дисконтированной цены долга к экспорту.

Рефинансирование и реструктуризация как методики отсрочки платежей

Чтобы обеспечить государственный долг, используют процедуру рефинансирования и реструктуризации.

Под рефинансированием следует понимать возмещение основной суммы долга и средств по процентной ставке за счет денег, полученных в другом долге. Рефинансирование эффективно, если у заемщика хорошая кредитная история на финансовом рынке.

Реструктуризацией называют отсрочкой компенсации полной или частичной суммы долга заемщиком. В таком случае можно обменять часть суммы на акции либо особые облигации с целью инвестиций их в национальную экономику.

Методики управления государственным долгом. Конверсия

Также имеет место быть конверсия долговых обязательств. Конверсией называют перемены в показателях доходности ссуды, когда кредитор уменьшает размер суммы, необходимой для погашения долга.

Используют такие виды конверсии:

  • обмен долга одного государства на долг других стран;
  • обмен обязательств на экспорт готовых товаров;
  • обмен долга на недвижимость, предприятие, иных капитальных объектов;
  • обмен на национальную валюту, эта конверсия фактически является добровольной помощью заемщику развить его экономику.

Консолидация позволяет продлить срок займа. Унификация – это обмен нескольких обязательств на одно новое. Таким образом все кредиты объединяются одним, за ним проще следить. В случае финансовой несостоятельности государства погасить полученные займы, происходит аннулирование. Такая неспособность обычно вызвана экономическими либо политическими кризисами.

Решение долговых проблем

Если долговая политика на 2016 – 2018 год заходит в стадию кризиса, и страна накапливает чересчур много кредитов, решить долговую проблему можно несколькими путями:

  • В том случае, если общая сумма зарубежных кредитов не превышает уплаченной в счет погашения суммы, заемщику разрешат своевременно погашать задолженность по процентной ставке, а сумму надолго заморозят до лучших времен.
  • Если должник достиг профицита государственного бюджета, он может постепенно погашать основную сумму долга и процент. Этот вариант может работать только в случае, если экономика страны признана здоровой, а сальдо государства – устойчиво положительное.
  • Государственный долг разрешается погашать путем привлечения других зарубежных займов. Суммы внешних долгов в такой ситуации будет регулярно накапливаться, а кредитор может прибегнуть к частичному или полному списанию займа. Альтернативой может служить отказ заемщика выплачивать долги, что повлияет на появление потерь из-за минимизации прибыли от международной торговли или арест активов.

Читайте также:

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

2018god.net

Долговая политика бюджета региона и ее изменения Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА БЮДЖЕТА РЕГИОНА И ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

КАДЗАЕВА И.Т.,

соискатель,

Северо-Осетинский государственный университет, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются актуальные вопросы заимствования бюджетных ресурсов и особенности формирования бюджетных долгов в регионах во взаимосвязи с проводимой бюджетной политикой. Автором анализируется проблематика долговой устойчивости в регионах и дана оценка методов обслуживания и погашения накопленных долгов.

Ключевые слова: бюджет; расширенный бюджет; бюджетная политика; долг; накопление долгов; долговая устойчивость; погашение долгов; финансово-бюджетная ответственность.

The article considers the actual borrowings of budget recourses and peculiarities of budget debt formation in the interconnection with budget policy in the regions. The author analyzes the problems and gives estimation of service methods and settlement of accumulated debts.

Keywords: budget; expanded budget; budget policy; debt accumulation; debt stability; debts settlement; fincial budget liability.

Коды классификатора JEL: R51.

Известно, что при достаточности собственных бюджетных доходов в регионе можно обходиться без их заимствований. Однако это редкий случай в российской региональной практике и не всегда отвечает рыночным запросам экономического развития. Реализация перспективных планов регионального экономического развития, как правило, в определенной степени диктует необходимость бюджетных заимствований, если бюджет ориентируется на обеспечение экономического развития. Бюджет, ориентированный только на исполнение расходов, диктуемых состоянием экономики в разрезе необходимости удовлетворения текущих (годовых) потребностей, позволяет оценивать долговую проблему иначе. Объективно долг, обеспечивающий только текущие потребности, может иметь место, но вопрос о его целесообразности будет возникать именно с этих позиций, но не в плоскости экономического развития.

В целях недопущения долга — регионам надо выходить на соответствующую уровню их потребностей доходность экономики. Важно учитывать, что систематическое заимствование средств под бюджетные потребности неминуемо приводит не только к образованию (ежегодному) бюджетного дефицита, но и его устойчивости. Такая практика становится основой возникновения бюджетных долгов и их накопления. Накапливаемые регионами бюджетные долги со временем начинают самодавлеть на текущее состояние бюджетов, одновременно существенно увеличивая необходимость дальнейших заимствований бюджетных средств. Такой «замкнутый круг», разумеется, не соответствует улучшению практики экономического развития и рано или поздно требует изменения долговой политики. В принципиальном варианте возникает задача переоценки проблематики бюджетного дефицита и его самого в рамках конкретных бюджетов.

В сущности проводимая реально долговая политика исходит из объективности долговых заимствований. Другими словами, долги бюджетные возникают в целях обеспечения дефицита бюджета. Если не образуется дефицит бюджета, то нет проблемы долгов. В то же время следует учитывать, что дефицит бюджета принимается (такова должна быть бюджетная практика) в целях дополнительной мобилизации (привлечения) ресурсов в бюджеты в конкретных условиях. Уровень принимаемого дефицита каждый раз должен быть обоснован по критерию целесообразности, в рамках которого (критерия) возникают сложные задачи обоснования эффективности использования привлекаемых в бюджет ресурсов. При этом задача окупаемости долга чрезвычайно важная и она не может быть воспринимаема без экономической оценки.

За привлекаемые в бюджет регионов в форме заимствований ресурсы надо платить. При этом параметры заимствований ресурсов, естественно, могут колебаться, в том числе и по причине изменяющегося характера платности за ресурсы. Здесь важно отметить, что долговой рынок — реальность, которая складывается годами, и его состояние надо каждый раз хорошо знать по факторам формирования и влияния. Для регионов, например, определяющими в принятии решений о заимствованиях ресурсов в бюджеты являются: состояние рынка банковского кредитного капитала; рынка ценных бумаг и их ликвидности; ориентиры инвесторов; развитие конкретных экономических условий

© И.Т. Кадзаева, 2012

долговая политика бюджета региона и ее изменения

159

и т.д. Увеличение стоимости заимствований в бюджеты дополнительных ресурсов (под дефицит) может осложнять проблематику экономического роста и развития.

Безусловно, на реализацию долговой политики в регионах существенное влияние оказывают основные факторы макроэкономического развития: темпы роста экономики, динамика показателей инфляции, рост или снижение цен на энергоносители, стабильность или нестабильность курса рубля. Улучшение или ухудшение макроэкономической ситуации сказывается с разной степенью интенсивности на состояние долгов бюджетов регионов, но высока вероятность ее воздействия на показателях долговой устойчивости. На наш взгляд, формируемую в регионах долговую неустойчивость, определяемую под влиянием макроэкономической ситуации, следует рассматривать как закономерность, проявляемую как позитив или негатив бюджетной практики. В негативе макроэкономическое влияние на формирование региональных бюджетных долгов может доходить до исключения возможностей заимствований ресурсов в бюджеты даже на приемлемых условиях. Кроме того, долговая устойчивость, определяемая макроэкономической ситуацией, в значительной степени может влиять на показатели обслуживания долгов бюджетов регионов с чем, как правило, не справляется большинство регионов РФ.

Учитывая высокую значимость формирования заимствований и образования бюджетных долгов, разумеется, следует проводить более гибкую долговую бюджетную политику в регионах. Гибкость при этом не означает постоянную приспособленность к образованию (накоплению) долгов. Смысл гибкой долговой бюджетной политики регионов должен заключаться в следующих слагаемых. Во-первых, необходимо проводить систематический анализ объема и структуры региональных бюджетных заимствований. Во-вторых, возрастает значимость своевременного и достоверного определения объема неэффективных бюджетных расходов. В.В. Путин на встрече с работниками Минфина РФ (17.04.12 г.) по этой проблеме высказался следующим образом: «Рост ассигнований далеко не всегда дает адекватный результат, к сожалению. Люди порой не видят прямой связи между ростом бюджетных расходов и повышением качества жизни, изменением в содержании работы социальной и других ключевых отраслей и сфер. Уже не раз подчеркивал, что ресурсы должны идти в обмен на преобразования, на реформы, работать в интересах людей. Во главу угла государственных и муниципальных учреждений должен быть поставлен результат, удовлетворяющий потребителя, то есть конкретного гражданина» [1]. И далее: «Необходимо кардинально повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на развитие. Это касается всех инструментов — от федеральных целевых программ до межбюджетных отношений» [1].

В-третьих, гибкость долговой бюджетной политики в регионах может быть обеспечена на основе всесторонне продуманной стратегии социально-экономического развития регионов. Такая стратегия позволяет реализовывать относительно безопасную для регионов долговую бюджетную политику на период сохраняемой долговой устойчивости. Другими словами, стратегия социально-экономического развития региона, если она имеет высокую степень научной обоснованности, позволяет выбрать такие варианты заимствования ресурсов для региональных бюджетов, которые наименее болезненны и позволят эффективно регулировать в целом бюджетный процесс.

В-четвертых, существенными являются методы, которые выбирают регионы в погашении долгов, в их обслуживании. На наш взгляд, выбор указанных методов должен осуществляться на основе соблюдения принципа недопущения наращивания долгов за пределами соответствующего уровня безопасности как для бюджетных обязательств регионов (предельная долговая бюджетная нагрузка), так и для экономики региона. Научно обоснованным считается заимствование бюджетами ресурсов в пределах 25-30% к их доходам. Разумная, т.е. целесообразная практика долговой бюджетной нагрузки на экономику тоже должна быть соизмеряема пределами налогового бремени (налоговой нагрузки). Бюджетные «посягательства» на условия экономического роста и развития опасны и могут иметь долговременные последствия для формирования собственной доходной базы региональных бюджетов.

В-пятых, бюджетные заимствования имеют некоторый относительный характер, но необходимость погашения долгов рано или поздно превращается в конкретные абсолютные показатели по принципу: «долг платежом красен». Надежды на то, что бюджетные долги не надо будет платить, как правило, тщетны и бесперспективны. Относительный характер восприятия финансово-бюджетной ответственности за заимствования бюджетных средств, к сожалению, часто в регионах формирует неадекватное отношение к достижению преследуемых целей и задач. На указанной встрече с работниками Минфина РФ В.В. Путин эту проблематику сформулировал так: «Следует признать, что при сложившейся системе региональным управленческим командам порой гораздо проще получать дотации, чем заниматься собственным развитием, заниматься развитием собственной экономики и расширять собственную налоговую базу. Очевидно, что стимулирующая роль межбюджетных отношений должна быть усилена» [3]. В усиление этой позиции министр финансов РФ А.Г. Силуанов подчеркнул: «В прошлом году начата система поощрения регионов за наращивание собственного налогового потенциала, что очень важно, особенно когда мы видим, что идет рост иждивенческих настроений субъектов Российской Федерации. Были реализованы крупные решения в области налоговой политики, подготовлены и уже сегодня реализуются законопроекты о трансфертном ценообразовании, о консолидированной группе налогоплательщиков. Это позволило реализовать давно ставившуюся задачу, которая говорит о необходимости более равномерного распределения налогового потенциала между субъектами Российской Федерации и перевода налоговых баз из крупных финансовых центров в субъекты Российской Федерации» [3].

Государство в лице органов управленческой власти (власть государственная обладает силой, присущей только ей) призвано обеспечивать такое планирование и исполнение бюджетов всех уровней, которые будут сдерживать образование бюджетных дефицитов и наращивание долгов. Разовыми подходами к решаемым проблемам ситуация едва ли поменяется. Необходимы системные решения, которые бы кардинально поменяли характер и принципы использования бюджетных средств, в том числе привлекаемых в бюджеты регионов и муниципалитетов. Новые

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

160

и.т кадзаева

принципы и методы заимствования бюджетных средств необходимо разрабатывать и вписать в систему развития эффективных бюджетных отношений, в рамках которых не будет нецелевого использования и иждивенчества, процедур манипулирования бюджетными обязательствами через практику внесения множества изменений в механизм регулирования бюджетного процесса в регионах страны.

По данным Минфина РФ существует 96 субсидий в трансфертах между федеральным бюджетом и бюджетами регионов. В этой связи министром финансов РФ А.Г. Силуановым ставится задача: «Необходимо принять принцип: одна госпрограмма — одна, максимум две субсидии и определить перечень обязательств субъектов Российской Федерации при получении этих субсидий. В настоящее время основной объем субсидий распределяется нормативными актами Правительства Российской Федерации. На наш взгляд, для обеспечения прозрачности межбюджетных отношений необходимо это делать в рамках федерального закона о федеральном бюджете. Необходимо ограничить практику принятия решений о поддержке регионов вне бюджетных процедур… [3]. И далее министр усиливает эту постановку задач следующими положениями: «Принятие индивидуальных решений по поддержке того или иного региона зачастую стало стимулом деятельности руководителей субъектов Российской Федерации по выбиванию поручений по оказанию финансовой поддержки субъектам Российской Федерации — это наиболее эффективный способ получения дополнительных средств, нежели зарабатывание, нежели привлечение инвесторов к себе на территорию. Предлагаю в случае, когда администрация региона допускает невыполнение своих обязательств, увеличение своей кредиторской задолженности, ставить вопрос о доверии губернатору со стороны Президента Российской Федерации. По сути дела доведение региона до банкротства — это серьезное основание говорить о квалификации руководителя, который занимается организацией работы в субъекте Российской Федерации, бюджетными процессами, ставить вопрос о соответствии его занимаемой должности» [3].

Надо полагать, что меры административного воздействия на процессы реформирования бюджетного процесса и бюджетных отношений могут быть полезными и приемлемыми в той постановке, как это сделано министром финансов страны. Вместе с тем, высокой остается вероятность несистемных изменений в регулировании долговой политики в регионах. В данном контексте чрезвычайно важным считаем переход к новой программе бюджетных реформ на период до 2015 г., которая разрабатывается Минфином РФ и включает в себя приоритетные задачи: изменение сути госуправления бюджетным процессом на основе перехода к государственным программам; формулировки и постановки бюджетных целей на основе сбалансированных и четко сверенных его (бюджета) параметров, не приводящих к несбалансированности; перехода к системе эффективных контрактов. Госпрограммный подход к решаемым задачам позволяет поднять на новый уровень как бюджетные возможности, так и кардинально поменять механизмы контроля расходования средств.

Разумеется, бюджет и госпрограммы должны находиться в определенном соответствии. Ряд авторов в использовании программных методов расходования бюджетных средств видят преимущества. В частности, В.В. Сидоренко подчеркивает: «Преимущество не в программах, преимущество в том, что бюджет сформирован (имеется в виду бюджет г. Москвы — К.И.) по программному принципу. Программный бюджет — это отражение финансового обеспечения программ, это не распределение по ведомствам, а распределение именно по программам. Соответственно, управление бюджетом, управление деятельностью органов власти идет в проектном ключе. Если до этого программы существовали отдельно от бюджета, осуществлялось управление портфелем ведомства, то сейчас будет осуществляться управление госпрограммами» [2]. Поясним здесь, что госпрограммная ориентированность бюджетов действительно поднимает на новый уровень необходимость оценки как вопросов формирования бюджетных показателей, так и непосредственного финансового обеспечения исполнения различных проектов и задач. Возникают определенные преимущества как в регулировании, так и управлении бюджетами. Тем самым контроль результатов исполнения госпрограмм поднимается на качественно новый уровень и решает в том числе и целый ряд дополнительных задач в проведении эффективной долговой политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании коллегии Министерства финансов Российской Федерации 17 апреля 2012 г. (стенограмма заседания) // www.minfin.ru.

2. Сидоренко В.В. // www.mos.ru.

3. Силуанов А.Г. Материалы доклада на расширенном заседании коллегии Министерства финансов Российской Федерации (стенограмма заседания) // www.minfin.ru.

cyberleninka.ru

Управление государственным внешним долгом. Долговая политика государства.


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Государство может выступать заемщиком, кредитором или гарантом. В данном вопросе мы рассматриваем государство, как заемщика.

Государственный долг – результат финансовых займов государства для покрытия дефицита бюджета. Могут быть внутренние и внешние займы.

Государственный внешний долг – это обязательства федерального и субфедерального правительства перед иностранными государствами, частными банками и другими иностранными юридическими лицами, международными финансовыми организациями.

Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в нынешнем году, и общий государственный внешний долг (накопленный), который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы.

Формы внешнего долга России как государства:

· займы правительства у международных финансовых организаций,

· кредиты и займы российских банков,

· кредиты и займы российских компаний,

· валютные облигации внутреннего займа (в части покупки их нерезидентами),

· еврооблигации,

· субфедеральные внешние займы и кредиты.

Долг государства: долг правительства, долг СФ, долг коммерческих банков.

Международные финансовые организации — межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утвержденными странами-членами:

· Международный банк реконструкции и развития – кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях, обязательное условие кредитования – наличие правительственных гарантий. Россия является членом.

· Международный валютный фонд — предоставляет кредиты в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов стран-членов МВФ. Погашение происходит путем обратной операции.

· Европейский банк реконструкции и развития — предоставляет кредиты заемщикам разных стран под инвестиционные проекты и не обязательно наличие гарантий государства, в котором находится заемщик.

· Парижский клуб — неофициальная межправительственная организация развитых стран-кредиторов, созданная для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Россия является членом.

· Лондонский клуб — неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Объединяет около 600 банков.

 

В настоящее время еврооблигации являются основной составляющей внешнего долга правительства Российской Федерации.

Долговая политикаУправление государственным долгом — это деятельность государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта, включает в себя централизованные действия но подготовке, выпуску и размещению долговых обязательств, регулированию рынка ценных бумаг, своевременному обслуживанию и погашению долга, предоставлению гарантий.

Факторы долговой политики:

• Дефицит федерального бюджета

• Уровень государственного долга

• Состояние мирового рынка капиталов

Принципами современной долговой политики Российской Федерации являются:

· замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;

· развитие рынка государственных ценных бумаг;

· использование государственных гарантий для стимулирования экономического роста;

· использование инструментов долговой политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

Цели долговой политики:

· обеспечить долговую устойчивость государства,

· обеспечить высокий кредитный рейтинг государства,

· развитие рынка государственных ценных бумаг,

· минимизация стоимости заимствований,

· обеспечить тенденции безопасности в сфере внешнего долга корпоративного долга.

Основными задачами управления государственным долгом являются:

· Минимизация стоимости долга.

· Стабильность на рынке обязательств государства.

· Эффективное использование привлеченных средств.

· Контроль за использованием полученных кредитных ресурсов.

· Обеспечение своевременного и полного возврата заемных средств и процентов по ним.

Управление долгом включает в себя три составляющих:

1. мониторинг и прогнозирование долга;

2. операции по управлению долгом;

3. формирование благоприятного имиджа заемщика.

Задача мониторинга возложена на Минфин. Прогнозирование долга связано с оценкой вероятной величины обязательств и вероятного исполнения по ним. Формирование благоприятного имиджа включает в себя: сохранение хорошей кредитной истории, получение кредитного рейтинга и обеспечение информационной прозрачности долговой и бюджетной политики. Операции по управлению долгом могут включать в себя: операции на открытом рынке, выбор форм и сроков новых заимствований.

Операции на открытом рынке — это текущие действия по выпуску новых и выкупу старых обязательств, они позволяют оперативно регулировать размеры долга

 

Управлением государственным долгом занимаются Министерство финансов и Центральный банк. Министерство финансов разрабатывает программы государственных заимствований и их реализацию от имени РФ. Внешэкономбанк выполняет функцию агента Правительства России по обслуживанию внешнего долга и внешнеэкономических операций РФ. Центральный банк осуществляет управление внутренним долгом.

С 1 февраля 2008 г. на базе Стабилизационного фонда было создано два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Роль Резервного фонда — страховать расходы бюджета на погашение внешнего долга в будущем при любом снижении цен на нефть. Фонд национального благосостояния предполагается использовать на решение задач, связанных с социально-экономическим развитием России.

Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на:

· обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях,

· обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств,

· поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны,

· формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков,

· будет решаться задача по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора,

· создание механизма оперативного влияния на заемную политику российских корпораций и банков с крупной долей государственного участия.

Дюрация — это эластичность цены облигации по процентной ставке (ставке дисконтирования). Чем больше дюрация ценной бумаги, тем значительнее изменения ее рыночной стоимости при изменении процентной ставки (ставки дисконтирования). Следовательно, чем больше дюрация, тем выше риск процентной ставки.

 

Основной источник покрытия дефицита гос бюджета – гос займствования. Основной источник гос займов – внутренние средства. Планируемый дефицит бюджета снижается.

Выгодно заимствовать у развивающихся стран, с высоким темпом развития, так как ставки по кредитам ниже чем в других странах.

12) Управление внутренним долгом: цели, формы, методы, состояние федерального и регионального долга.

Внутренний долг – это долговое обязательство федерального и субфедерального правительства перед юридическими и физическими лицами – резидентами страны.

Цели:

— покрытие бюджетного дефицита

— финансирование инвестиционных проектов.

Формы (структура):

— обязательства по кредитам, полученным от бюджетов и финансовых организаций других уровней бюджетной системы;
— обязательства, по государственным ценным бумагам (основная часть)

— государственные гарантии предоставляемые РФ

Аргументы в пользу внутреннего долга:

— стимулирование внутреннего финансового рынка

— нет валютного риска для федерального бюджета

Мероприятия на будущее (методы):

— осуществление эмиссии долгосрочных обязательств (5, 10, 30 лет)

— введение платных гарантий

— отмена бонусов, дивидендов для предприятий, которые пользуются государственной поддержкой

— создание российского финансового агентства: будет заниматься государственными ценными бумагами (погашение, эмиссия), размещение временно-свободных средств федерального бюджета.

 

В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:

· государственные краткосрочные облигации ГКО;

· государственные долгосрочные облигации;

· облигации государственного сберегательного займа;

· облигации внутреннего государственного валютного займа;

· казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ. Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним долгом государства.

 

Состояние:

— объем долга субъектов РФ – увеличился на 48%, муниципальных образований на 27%.


⇐ Предыдущая12

Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *