Долг россии 2019 – Внешний долг России на 2019 год

Госдолг России – 2019. Из чего состоит?

Многие рейтинговые агентства неоднократно, подчеркивали, что госдолг России находится на крайне низком уровне. И они считали этот факт большим плюсом, который обеспечивает стабильность всей экономики. Сегодня расскажем, сколько мы должны по внешним долгам и из чего состоит структура российского госдолга.

СМИ регулярно сравнивают уровни госдолга в разных странах мира. Так, под пристальным вниманием прессы находятся США, где госдолг сегодня составляет 22 трлн долларов. По прогнозам экспертов, к 2023 году он приблизится к отметке в 117% ВВП. На этом фоне Россия выгодно выделяется, ведь у нас практически на государственном уровне объявлен курс на макроэкономическую стабильностью, поэтому показателям госдолга отводится особое значение. Благодаря такой политике сегодня уровень госдолга России не превышает 15% ВВП.

Это очень скромный уровень, который характеризует Россию, как надежного заемщика. С таким уровнем кредитной нагрузки страна может в любое время взять деньги в долг на международных рынках капитала. При этом с числом желающих предоставить стране денежный займ не будет никаких проблем, что и подтверждают последние размещения облигаций федерального займа, когда спрос на бумаги со стороны иностранных инвесторов в несколько раз превышал предложение.

По данным Минфина, в 2019 году общий размер госдолга России, куда входят в том числе и обязательства бывшего СССР, находится в районе 54 млрд долларов. Если смотреть структуру долга, то заметно, что наибольшая часть приходится на займы по облигациям.

Структура госдолга на 1 июля 2019 года (Данные Минфина)

Категория долгаОбъем долга, долларов
Задолженность по внешним облигационным займам41,1 млрд
Госгарантии РФ в иностранной валюте11,9 млрд
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами
0,5 млрд
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами0,4 млрд
ИТОГО: Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ)53,9 млрд

При этом надо отметить, что сегодня у страны особой нужды во внешних заимствованиях нет. Страна имеет профицитный бюджет, отлично приспособилась жить в условиях санкционного давления и даже адаптировалась к низким ценам на нефть. Поэтому внешние займы сегодня – это не столько необходимость в деньгах, сколько попытка поддерживать связи с международными рынками капитала. Такая политика частично помогает и частным компаниям из России, когда они пытаются получить финансирование за рубежом. К ним повышается доверие со стороны международных инвесторов.

А теперь давайте взглянем на внешний долг России немного шире. Если ранее мы принимали во внимание только долг органов государственного управления, то теперь мы учтем общий внешний долг страны, куда входят не только госдолги, но и задолженность банков, прочих секторов.

С этой точки зрения размер внешнего долга РФ составляет на 1 апреля 2019 года 468 млрд долларов. Как видно из таблицы, итоговая задолженность неуклонно снижается в последние годы. Например, еще в 2014 году показатель превышал 700 млрд долларов. Однако санкционное давление сыграло свою роль. Занимать за рубежом российским компаниям становится все сложнее. Поэтому они все чаще погашают свои старые задолженности, а за новыми долгами обращаться не спешат.

Внешний долг РФ по годам (Данные ЦБ)

Дата проведения оценкиОбъем долга, долларов
01.04.2019468,8 млрд
01.04.2018520,2 млрд
01.04.2017521,5 млрд
01.04.2016520,1 млрд
01.04.2015557,2 млрд
01.04.2014715,8 млрд
01.04.2013691,6 млрд

Самое интересное, что золотовалютные резервы России так велики, что позволяют оплатить в случае необходимости даже весь внешний долг, куда входит не только государственный долг, но и задолженность частных компаний.

Объем международных резервов страны на начало августа 2019 года превышал 516 млрд долларов. Их динамика также поражает воображение. Например, в 2008 году резервы приближались к отметке в 600 млрд долларов. На фоне кризиса они немного просели, но затем снова стали набирать обороты. К началу 2014 года мы подошли с показателем в 500 млрд долларов, после чего на фоне падения цен на нефть и санкций резервы сократились до отметки в 350 млрд долларов.

Сегодня, как видим, резервы практически восстановились и продолжают расти. По прогнозу Bloomberg, Россия может опередить Саудовскую Аравию по золотовалютным резервам и выйти на 4 место в мире по данному показателю, уступая только Китаю, Японии и Швейцарии.

Санкции против госдолга РФ

Недавно стало известно о новой партии санкций, которая затронула госдолг России. С 26 августа 2019 года санкции США вступят в силу. В частности, они требуют от международных организаций не давать Москве в долг. Это условие относится, например, к Всемирному банку и Международному валютному фонду.

Кроме того, санкции запрещают американским банкам принимать участие в первичном размещении госдолга РФ, если он номинирован не в рублях. Кредиты властям России также запрещены, если они передаются не в рублях.

Надо отметить, что разговоры о возможных санкциях в отношении российского госдолга шли давно. Предполагалось, что ограничения могут пойти по двум направлениям. Первое – это полный запрет на владение российским госдолгом. Эксперты и аналитики называли его наиболее опасным, поскольку участникам рынка пришлось бы спешно продавать все бумаги, которые у них сегодня есть на руках, несмотря на убытки. От такого сценария всем было бы плохо, поэтому считалось, что до такого экстремального сценария дело все же не дойдет. Второй вариант предполагал, что запретят покупку только новых выпусков госдолга России.

На деле получилось, что США применили третий вариант с различными исключениями и лазейками. В теории те же американские банки могут не принимать участие в первичном размещении бумаг российского правительства, но санкции им не запрещают покупать те же самые бумаги уже на вторичном рынке.

Правда, есть риск, что инвесторы не станут искушать судьбу, чтобы не попасть на штраф за обход санкций. К американским санкциям прислушиваются даже иностранные компании, хотя соблюдать ограничения должны только бизнес-структуры США. При этом, как показывает практика, порой к ответственности за нарушение санкционного режима привлекают даже иностранных лиц, если они имеют какие-либо активы на территории США. Именно поэтому часто инвесторы предпочитают перестраховаться в вопросе соблюдения санкций только ради того, чтобы не попадать в поле зрения чиновников.

Влияние госдолга на рубль

Новые санкции в отношении госдолга РФ постепенно оказывают свое влияние на отечественную валюту, которая в последние недели вновь стала слабеть после непродолжительного периода укрепления

Хотя надо отметить, что в целом для российской экономики новые санкции не являются чем-то опасным. Как уже отмечалось выше, острой необходимости во внешних деньгах у российского правительства нет. При желании власти быстро могут отказаться от займов. Огромные золотовалютные резервы на сумму в 0,5 трлн долларов легко могут покрыть краткосрочные потребности в деньгах.

В этом плане в большем проигрыше останутся международные инвесторы, которые лишатся возможности вкладывать средства в доходный и надежный инструмент.

zaimisrochno.ru

Госдолг России в 2019 году. Что такое внутренний и внешний государственный долг

Что такое государственный долг

Государственный долг — это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами, включая займы и начисленные по ним проценты.

Простыми словами, госдолг — это то, сколько денег государство взяло взаймы и теперь обязано вернуть собственным гражданам и иностранцам. Как и любые кредиты, государственный долг нужно обслуживать — выплачивать проценты и постепенно погашать основную сумму долга.

Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внешний госдолг России на июль 2019 года составил 53,9 миллиарда долларов, отчиталось Министерство финансов РФ. Госдолг США превышает 22 триллиона долларов, сообщает Министерство финансов США.

Однако абсолютный размер государственного долга не говорит о том, хороша или плоха экономическая ситуация в стране. Важнее его величина относительно ВВП, объема экспорта, величина на душу населения и расходы по обслуживанию долга.

У экономистов нет единой точки зрения на то, как госдолг влияет на экономический рост. Одни исследования указывают, что положительно — в странах с более высоким госдолгом активнее растет ВВП. Другие исследования показывают отрицательную связь госдолга с ВВП на душу населения.

Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

  • Внутренний долг — это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами внутри страны. К внутреннему долгу относятся:

    • Долг по государственным ценным бумагам (облигации федерального займа etc).

    • Гарантии государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами.

    • Кредиты, выданные государству банками и другими кредиторами.

    • Не выплаченные физическим и юридическим лицам компенсаций и т.д.

Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.

    • Рыночные обязательства — это обязательства по выпущенным облигациям.

    • Нерыночные обязательства возникают в результате исполнения государственного бюджета — к концу года долги бюджетных организаций переоформляются во внутренний долг.

  • Внешний долг — это задолженность по внешним займам, в иностранной валюте. Внешний долг — долг перед другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. К внешнему долгу относятся:

    • Долг по государственным ценным бумагам.

    • Кредиты, выданных государству внешними кредиторами.

    • Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами.

    • Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций.

Что такое реструктуризация госдолга

Когда страна не может выплачивать долг на заранее оговоренных условиях, ей необходима реструктуризация. Реструктуризация долга — это пересмотр условий обслуживания долга: процента, суммы, сроков выплаты. Условия реструктуризации обсуждаются на переговорах должника с кредиторами.

Госдолг России. Сумма Госдолга РФ в 2019 году

Государственный долг России — это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, говорится в Бюджетном кодексе РФ.

После распада СССР в 1991 году Российская Федерация взяла на себя обязательства по долгам Советского Союза взамен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов СССР. Длительное время советский долг — до 110 млрд долларов — составлял большую часть внешнего долга России.

В 1990-е годы в связи с тяжелой экономической ситуацией Россия стала набирать новые кредиты за границей. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год — он составил 146,4% ВВП (из сообщения МИД РФ).

На 1 января 2000 года внешний госдолг достиг 146 млрд долларов (суммарный внешний и внутренний госдолг — 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).

На 1 июля 2019 года государственный внешний долг России составляет 53,9 миллиарда долларов, сообщает Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг России находится в пределах 16-16,5% ВВП, это очень мало, признают аналитики. Для сравнения, у некоторых стран еврозоны он превышает 100% ВВП.

Общий внешний долг России (включая негосударственный) на 1 июля 2019 года составляет 482,4 млрд долларов, приводит данные ЦБ РФ. Он полностью покрыт золотовалютными резервами, а этим не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира.

Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния.

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию, февраль 2019 года

За первую половину 2019 года Россия нарастила внешний госдолг. При этом растет и профицит федерального бюджета. Строго говоря, никакой нужды занимать за рубежом у Минфина нет, отмечает telegram-канал Anews «Ясно Понятно».

Однако заимствования на внешнем рынке, во-первых, дешевы, во-вторых, носят «имиджевый» характер — позволяют заявить о себе на мировом рынке долга. Минфин РФ, судя по всему, решил воспользоваться благоприятными обстоятельствами и занимал по принципу «на черный день», указывает «Ясно Понятно».

Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят

Внешний госдолг России — это облигации, номинированные в основном в иностранной валюте. Чаще всего покупают такие облигации инвесторы-нерезиденты.

В США неоднократно говорили о возможности ввести санкции против госдолга России, то есть запретить иностранным инвесторам приобретать российские государственные ценные бумаги. Это предполагает один из пунктов законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act — DASKA). В очередной раз данный законопроект бурно обсуждали в феврале 2019 года, однако пока разговоры так и остались разговорами.

Угроза санкций может оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объяснял экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти. Парадокс: чем сильнее санкции, тем меньше темпы роста госдолга.

Важно понимать, что резкий роста внешнего госдолга в 2019 году создает риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке становятся главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.

В августе 2019-го президент США Дональд Трамп все-таки ввел санкции против российского госдолга, но очень ограниченные. Американским финансовым организациям запретили покупать долговые бумаги Минфина РФ, номинированные в валюте. Да и то только первичные выпуски — вторичный рынок не закрыт.

Это означает, что ключевого сегмента рынка русского долга — рублевых облигаций федерального займа — санкции не коснулись, объясняет аналический блог Anews «Ясно Понятно». К тому же, никто не запрещает выпускать бонды в других валютах — евро, британском фунте, швейцарском франке, йенах — и продавать их неамериканцам.

Кроме того, в указе Трампа никак не упомянуты крупные корпорации и банки — их долги американцам покупать по-прежнему можно.

www.anews.com

Государственный внешний долг Российской Федерации (2011-2019 гг.)

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2011-2019 гг.)*
млн. долл. США
По состоянию на  Всего,  в т.ч. по государственным гарантиям
Российской Федерации
в иностранной валюте:
1 2 3
2019-01-01 49 156.5 11 567.4
2019-02-01 47 683.7 11 597.5
2019-03-01 47 557.7 11 493.9
2019-04-01 51 067.2 11 539.2
2019-05-01 51 145.8 11 587.5
2019-06-01 51 261.4 11 732.3
2019-07-01 53 954.6 11 915.4
2019-08-01 53 828.0 11 851.2
2018-01-01 49 827.3 10 357.2
2018-02-01 50 519.5 11 023.5
2018-03-01 50 571.8 11 089.3
2018-04-01 51 393.2 10 936.5
2018-05-01 51 359.7 10 934.6
2018-06-01 51 114.7 10 759.3
2018-07-01 50 960.2 10 653.6
2018-08-01 47 331.5 10 492.7
2018-09-01 47 133.9 10 301.1
2018-10-01 47 084.2 10 528.2
2018-11-01 47 195.0 10 673.4
2018-12-01 47 148.1 10 651.0
2017-01-01 51 211.8 11 730.5
2017-02-01 51 217.2 11 726.3
2017-03-01 51 190.4 11 720.6
2017-04-01 50 558.6 11 720.6
2017-05-01 48 556.4 11 720.6
2017-06-01 48 552.6 11 720.4
2017-07-01 51 471.4 11 680.4
2017-08-01 51 286.0 11 673.4
2017-09-01 51 094.2 11 667.8
2017-10-01 51 230.0 11 667.8
2017-11-01 51 202.3 11 667.8
2017-12-01 51 172.4 11 667.8
2016-01-01 50 002.3 11 875.9
2016-02-01 49 995.5 11 875.9
2016-03-01 49 987.4 11 870.1
2016-04-01 49 363.2 11 870.1
2016-05-01 49 253.4 11 870.1
2016-06-01 50 946.5 11 868.5
2016-07-01 50 882.5 11 868.5
2016-08-01 50 871.5 11 861.6
2016-09-01 50 864.6 11 855.9
2016-10-01 51 475.7 11 855.9
2016-11-01 51 442.1 11 855.9
2016-12-01 51 271.3 11 733.3
2015-01-01 54 355.4 12 083.2
2015-02-01 54 305.5 12 070.3
2015-03-01 54 268.0 12 064.3
2015-04-01 53 481.4 12 064.2
2015-05-01 51 480.4 12 064.3
2015-06-01 51 453.7 12 062.8
2015-07-01 51 324.3 11 989.1
2015-08-01 51 289.8 11 983.7
2015-09-01 51 300.0 11 977.8
2015-10-01 50 226.4 11 977.8
2015-11-01 50 189.3 11 977.8
2015-12-01 50 128.6 11 976.3
2014-01-01 55 794.2 11 399.1
2014-02-01 55 750.9 11 399.0
2014-03-01 55 666.9 11 322.6
2014-04-01 54 881.5 11 322.6
2014-05-01 54 875.4 11 315.5
2014-06-01 54 810.3 11 313.9
2014-07-01 54 672.5 11 313.9
2014-08-01 54 604.6 11 310.4
2014-09-01 54 553.5 11 304.2
2014-10-01 53 746.4 11 304.0
2014-11-01 53 704.6 11 285.7
2014-12-01 53 972.2 11 604.1
2013-01-01 50 769.2 11 389.8
2013-02-01 50 644.6 11 308.8
2013-03-01 50 616.5 11 301.7
2013-04-01 49 803.9 11 301.1
2013-05-01 49 837.4 11 384.1
2013-06-01 49 645.5 11 269.5
2013-07-01 49 568.1 11 266.5
2013-08-01 49 550.6 11 270.5
2013-09-01 49 539.4 11 264.2
2013-10-01 55 778.8 11 264.7
2013-11-01 55 890.7 11 395.0
2013-12-01 55 834.6 11 394.9
2012-01-01 35 801.4 1 008.9
2012-02-01 35 776.5 1 004.7
2012-03-01 35 728.9 998.5
2012-04-01 34 819.9 1 017.0
2012-05-01 41 734.7 1 016.9
2012-06-01 41 639.3 1 015.8
2012-07-01 41 540.1 1 012.6
2012-08-01 41 323.2 980.5
2012-09-01 41 317.5 974.2
2012-10-01 40 544.8 970.7
2012-11-01 40 916.6 1 400.7
2012-12-01 40 872.9 1 400.7
2011-01-01 39 956.9 913.3
2011-02-01 39 798.6 824.2
2011-03-01 39 771.2 817.6
2011-04-01 38 836.9 816.1
2011-05-01 38 832.8 817.9
2011-06-01 37 010.0 816.5
2011-07-01 36 845.2 813.5
2011-08-01 36 777.8 795.8
2011-09-01 36 880.6 969.4
2011-10-01 36 002.0 966.0
2011-11-01 35 964.4 966.8
2011-12-01 35 838.1 965.6
* включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией

www.minfin.ru

Банк России назвал размер внешнего долга страны

Центробанк сообщил об актуальном размере госдолга Российской Федерации. Информация об этом стала доступна на сайте ведомства.

Внешний долг России на 1 июля 2019 года составляет 482,4 миллиарда долларов. По оценке Банка России, долг с начала года вырос на 6% — это 27,7 миллиарда. В первую очередь рост госдолга обусловлен новой политикой ведомства по приобретению ценных бумаг. Также увеличение долга носит сезонный характер.

Внешним долгом принято считать все обязательства Российской Федерации, которые подсчитываются в иностранной валюте. В него входят не только государственные задолженности, но и коммерческие, представляемые российскими резидентами.

Ранее стало известно, что американскую экономику ждет беспрецедентный рост госдолга – в американском Конгрессе подсчитали, что тенденция роста внешнего долга может привести к показателю в 144% ВВП к 2049 году. В связи с этим эксперты вновь отмечают возможную нестабильность американской валюты. Ряд стран, в том числе и Россия, активизировали программы закупки золота с целью снижения зависимости от доллара США – это станет амортизирующей подушкой на случай коллапса западной экономики.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Михаил Щелкачов

rueconomics.ru

Внешний долг РФ во 2 квартале 2019 вырос на 2,9%, до $482,4 млрд

Внешний долг РФ во втором квартале 2019 года увеличился на $13,513 млрд, или на 2,9%, до $482,362 млрд, сообщается в информации, размещенной на сайте ЦБ РФ.

В комментарии ЦБ говорится, что значимую роль сыграло приобретение нерезидентами суверенных ценных бумаг, номинированных как в российских рублях, так и в иностранных валютах, и увеличение задолженности по начисленным, но не выплаченным дивидендам, носящее сезонный характер.

Внешний долг органов госуправления вырос во втором квартале на $11,012 млрд, или на 20,6%, до $64,341 млрд. Это максимальный уровень внешнего госдолга РФ за последние 13 лет, с 1 июля 2006 года, когда он составлял $66,412 млрд. В том числе обязательства перед нерезидентами по валютным облигациям увеличились на $2,192 млрд, или на 10,8%, до $22,412 млрд, по рублевым госбумагам в долларовом эквиваленте — на $8,921 млрд, или на 28,2%, до $40,530 млрд.

Банки РФ снизили за квартал внешний долг на $4,083 млрд, или на 4,8%, до $80,405 млрд. Это минимальный уровень задолженности с 1 октября 2006 года она составляла $78,4 млрд).

Внешняя задолженность небанковских секторов экономики выросла за второй квартал на $8,896 млрд, или на 2,8%, до $326,082 млрд.

Задолженность компаний перед прямыми инвесторами увеличилась на $1,2 млрд, или на 0,8%, до $143,163 млрд, задолженность по кредитам — на $1,807 млрд, или 1,1%, до $159,200 млрд, прочая задолженность компаний увеличилась на $5,855 млрд, или в 2,8 раза, до $9,085 млрд.

Задолженность ЦБ РФ уменьшилась за квартал на $2,312 млрд, или на 16,7%, до $11,534 млрд.

Внешняя задолженность РФ в первом полугодии 2019 года выросла на $27,682 млрд, или на 6,1%, с $454,680 млрд, в первом квартале она увеличилась на $14,169 млрд.

Внешний долг РФ в 2018 году уменьшился на $63,533 млрд, или на 12,4% — до $454,680 млрд с $518,213 млрд.

Статья прочитана 10 раз(a).

www.cash-trading.ru

Внешний долг России на 2019 год

Согласно прогнозу Минфина РФ, внешний долг России по состоянию на 1 января 2019 года составит менее 36,839 млрд. дол. (без учета госгарантий), если не будет принято решение досрочно выполнить кредитные требования отдельных кредиторов. При этом в июле 2018 года правительству удалось сократить совокупную сумму задолженности на 3,629 млрд. дол. (т. е. на 7,1%), оплатив выпущенные в 1998 году облигации, ставка по которым составляла 11% годовых. Эксперты отмечают, что на данный момент объем внешнего государственного долга РФ в абсолютных цифрах достиг минимума с конца 2012 года, что обусловлено не ростом экономики страны, а санкциями, перекрывшими доступ к зарубежным кредитным ресурсам. Впрочем, по факту задолженность РФ только растет и в ближайшее время может достигнуть рекордного значения.

За счет чего формируется долг

Когда расходная часть бюджета превышает доходную, государство может воспользоваться единственной доступной ему возможностью и покрыть дефицит за счет кредитных средств. Аналогичную практику используют частные финансовые институты (в первую очередь это касается коммерческих банков), которые используют заемные ресурсы для покрытия долгов или инвестирования в новые проекты.

Совокупная задолженность государства и отдельных его субъектов формирует внешний государственный долг, но РФ также взяла на себя обязательства по выплате советских кредитов, которые были получены до развала СССР.

На текущий момент Россия должна выполнить обязательства:

  • перед странами, которые не являются участниками Парижского клуба;
  • перед государствами, которые являются бывшими членами Совета экономического взаимодействия;
  • перед многосторонними партнерами-кредиторами;
  • по облигациям, предназначенным для получения внутреннего займа;
  • по гарантиям в иностранной валюте и т. д.

Текущая тенденция

В течение последних 4-х лет размер государственного долга постепенно снижался. На первый взгляд это позитивная тенденция, которая указывает на окончание кризисного периода и адаптацию российской экономики к текущим рыночным реалиям. Но на самом деле это не связано с тем, что Россия отказалась от использования средств кредиторов, стала быстрее погашать внешние долги и полностью перекрывать дефицит бюджета поступающими доходами. В 2014 году, когда из-за ситуации в Украине РФ практически лишили возможности использовать заемные ресурсы, ее госдолг резко сократился, вследствие чего частный бизнес понес колоссальные убытки, что для некоторых участников рынка даже обернулось банкротством.

Несмотря на то, что в абсолютных цифрах внешний государственный долг действительно стал меньше, если проанализировать относительные показатели, станет очевидно, что ситуация только ухудшается. Как поясняют аналитики Высшей школы экономики, это связано с сокращением ВВП, существенным падением стоимости рубля, нестабильностью сырьевых рынков, значительным уменьшением экспорта и снижением стоимости энергоносителей. Таким образом, если чистый объем внешних займов (за вычетом погашения) в 2016 году составлял 0,6% ВВП, то в 2019 году он вырастет до 1,1% ВВП. И к концу трехлетнего бюджетного цикла объем задолженности превысит 100% доходов госбюджета, что недопустимо с точки зрения программы управления государственными финансами.

В течение первых трех месяцев 2019 года России придется заплатить около 15,269 млрд. дол. по внешним обязательствам, и если ей не удастся выполнить свои обязательства, это может привести к серьезным последствиям.

Прогнозы экспертов и аналитиков

На данный момент сложно спрогнозировать, какой будет внешний долг России на 2019 год и сколько придется платить по текущим обязательствам. Но эксперты считают, что за три ближайших года его объем достигнет рекордного значения за всю новейшую историю страны. Более того, в 2018 году размер государственного долга превысит критический порог, предусмотренный утвержденной программой долговой политики РФ, а в следующем году даже может превысить это значение.

Ресурсы Резервного фонда практически исчерпаны, в связи с чем внешние займы становятся единственным источником покрытия дефицита федерального бюджета. И в 2019 году эксперты прогнозируют существенное недополучение доходов, и превышение расходной части. При этом правительство уже использовало все возможности для сокращения расходов (например, сократив финансирование целого ряда социальных программ), что все равно не принесло ощутимого результата.

В экономической политике РФ четко прослеживается тенденция накопления больших бюджетных рисков. Как поясняют представители Минфина, в какой-то момент государство может столкнуться с отсутствием возможности привлечь заемные ресурсы в достаточном объеме и на приемлемых условиях. Ключевой вопрос состоит в том, кто захочет кредитовать РФ в таких объемах, тем более что рынок российского внешнего государственного долга теперь напрямую зависит от настроений иностранных игроков.

 

zakony2017.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *