Что такое впр в школе 4 класс – «Что такое впр в 4 классе?» – Яндекс.Знатоки

Содержание

Что такое ВПР в школе? Всероссийские проверочные работы в начальной школе

В недалеком прошлом каждый современный родитель учился в школе, писал контрольные работы и сдавал экзамены. Время идет, и в системе образования появляются новшества. ЕГЭ, ОГЭ, ВПР – звонкие аббревиатуры, которые сегодняшние школьники слышат каждый день. Если ваш ребенок учится в начальных классах, то вам обязательно предстоит узнать, что такое ВПР в школе, с этого начнутся государственные испытания уже в четвертом классе. ОГЭ сдают ученики девятых классов, а по окончании среднего образовательного учреждения всех ожидает ЕГЭ. Но обо всем по порядку, разберемся, что ожидает выпускников начальной школы.

Что такое ВПР в школе

Российские школьники впервые написали ВПР по русскому языку в 2015 году, а в последующие годы добавились контрольные по математике и окружающему миру. Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные работы по разным предметам. ВПР ввели для систематизированной оценки уровня школьного образования по всей стране. Данные работы разработаны с учетом требований ФГОС и оценивают не только учеников, но и качество обучения разных школ.

Если сравнивать ВПР с ЕГЭ, то можно увидеть и общие черты, и разницу. Оба вида испытаний оценивают уровень знаний ученика, но ВПР не является государственной итоговой аттестацией, и все ученики переходят в следующий класс независимо от итогов.

Школьники пишут ВПР впервые в конце четвертого класса, а затем каждый учебный год до окончания школы. И это является хорошей репетицией перед сдачей единого государственного экзамена в конце обучения.

Зачем нужны ВПР

Что такое ВПР в школе, мы разобрались. Второй вопрос, на который стоит ответить: «Для чего и кому это нужно?»

Конечно, результаты проверочных работ являются показательными для учеников и их родителей. Они определяют уровень подготовки ребенка и качество предоставляемых образовательных услуг конкретной школы.

Результаты важны педагогам для оценки качества своей работы и сравнения с показателями всей страны. Анализ результатов ВПР в школе дает возможность оценивать и корректировать методы обучения и преподнесения информации.

Сложно придумать более объективный метод оценки учителей со стороны администрации образовательных учреждений. ВПР дают возможность сделать это непредвзято.

Кроме того, «слабые» школы поступают на особый контроль департаментов образования муниципального, регионального и федерального уровней, для них разрабатываются меры поддержки.

Таким образом, ВПР дают возможность привести образование по всей стране к единому стандарту и максимально повысить уровень обучения в каждой школе.

Как проводятся ВПР в начальных классах

Для проведения ВПР издается школьный приказ, где регламентируется порядок проведения работы. В этом документе определяются основные параметры процедуры:

  • участники организации ВПР;
  • ответственные лица и проверяющие;
  • определение сроков, сколько должны храниться ВПР в школе, и лиц, ответственных за сохранность;
  • порядок проведения и оценивания и другие важные пункты;

Главная обязанность родителей – обеспечить присутствие ребенка на контрольной работе. В рамках проведения ВПР в начальной школе родителей и учеников знакомят с общими требованиями к контрольным работам и с итоговыми результатами.

ВПР для четвертых классов проводятся в одни даты по всей стране. Задания разработаны специалистами федерального уровня и являются идентичными для всех школ.

Критерии оценки работ также являются едиными:

  • готовность продолжать обучение;
  • готовность использовать знания на практике.

Выполняются всероссийские проверочные работы на специальных бланках, где вместо фамилии и имени ученика указан четырехзначный код. Данная мера позволяет исключить предвзятое отношение к конкретному ученику со стороны педагога во время проверки. Оценка работ производится по заданным критериям, полученным вместе с заданием.

Перед началом работы проводится инструктаж, затем ученики приступают непосредственно к выполнению контрольной, на что им дается один урок — 45 минут времени. Использование дополнительных материалов (книги, атласы, словари, калькуляторы) во время работы не допускается. Можно пользоваться только черновиками, но записи на них при проверке не учитываются.

Что такое ВПР в школе и для чего их проводят, мы разобрались, теперь поговорим о ВПР по отдельным предметам.

По каким предметам проводят ВПР

По окончании четвертого класса каждый российский школьник должен написать ВПР по трем предметам:

  • русский язык;
  • математика;
  • окружающий мир.

В работах нет номеров ответов, как в тесте, все задания предусматривают самостоятельный ответ. В ВПР включены задания, затрагивающие самые важные темы подготовки детей начальной школы.

ВПР по русскому языку

Контрольная работа по русскому языку в четвертом классе состоит из двух частей, и на нее отводится два урока в разные дни. В первую часть входит диктант и два задания к нему, вторая часть состоит из двенадцати заданий, девять из них по предложенному тексту. Всего в контрольной получается пятнадцать заданий, два из которых повышенной сложности.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 38.

Баллы переводят в оценки в соответствии со следующей шкалой:

  • от 0 до 13 баллов – 2;
  • от 14 до 23 баллов – 3;
  • от 24 до 32 баллов – 4;
  • от 33 до 38 баллов – 5.

ВПР по математике

Контрольная работа по математике проводится за один урок и предлагает одиннадцать заданий. При выполнении часть заданий требует только ответ, часть подразумевает рисунок, в остальных требуются и решение, и ответ. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 18.

Баллы переводят в оценки в соответствии со следующей шкалой:

  • от 0 до 5 баллов – 2;
  • от 6 до 9 баллов – 3;
  • от 10 до 12 баллов – 4;
  • от 13 до 18 баллов – 5.

ВПР по окружающему миру

Контрольная работа по окружающему миру, так же как и работа по математике, проводится за один урок и подразумевает десять заданий, три из которых относятся к повышенному уровню. Часть заданий требует выбор правильного изображения, часть – краткий ответ, часть – развернутый ответ. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 31.

Баллы переводят в оценки в соответствии со следующей шкалой:

  • от 0 до 7 баллов – 2;
  • от 8 до 17 баллов – 3;
  • от 18 до 25 баллов – 4;
  • от 26 до 31 баллов – 5.

Как подготовить ребенка к ВПР

Специальная подготовка к ВПР в школе не требуется. Знаний, которые ребенок получал на протяжении четырех лет обучения, вполне достаточно. Оценка за ВПР не является итоговой за все годы и не играет роли в дальнейшей учебной деятельности ребенка.

Опытные учителя относятся к таким работам оптимистично, не стремятся «натаскать» учеников за месяц до назначенной даты, а планомерно, качественно и интересно обучают предмету, что позволяет достигать хороших результатов. Непрофессионально со стороны учителя создавать ауру высокой важности и нервозности вокруг ВПР, это действует негативно на психику учеников, и результаты могут оказаться ниже реального уровня знаний.

Чтобы ваш ребенок превосходно справился с ВПР по итогам обучения в начальной школе, можно следовать следующим советам опытных преподавателей:

  • Для хороших результатов диктанта по русскому языку полезным будет развитие навыка ребенка писать под диктовку разных людей. За четыре года ребенок привыкает к голосу своего преподавателя, его интонации и тембру.
  • Для подготовки к ВПР можно использовать банк заданий, который размещен на образовательных ресурсах, и дополнительно заниматься дома.
  • Необходимо повышать уровень общей эрудиции ребенка, читать книги и энциклопедии.
  • Не создавать дополнительный стресс для ребенка вокруг ВПР, быть спокойными, не предъявлять завышенных требований.
  • Не пытаться «впихнуть» в голову ребенка все знания за последний месяц, это приведет к перенапряжению.

Всех учеников, начиная с четвертого класса, ждут ежегодные ВПР в школе. Расшифровка этой звучной аббревиатуры не так уж страшна. Как и любая другая контрольная работа, она требует усвоения пройденного материала и умения его применять на практике. Относиться к таким испытаниям нужно спокойно и родителям, и ученикам, и педагогам. Мониторинг уровня знаний учеников и последующие корректирующие мероприятия позволяют поднимать общий уровень образования в стране.

fb.ru

ВПР в 2019 году, что такое Всероссийские проверочные работы

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – наиболее массовая процедура оценки школьников. Количество ее участников растет с каждым годом. В 2018 году их было более 4,7 млн. В 2019-м проверки еще предстоят детям в апреле. В чем смысл ВПР, как изменится процедура и повлияют ли итоги работ на оценки в аттестате?

ВПР-2019

ВПР – это, по сути, контрольные работы, результат которых не влияет на годовые оценки учеников по предметам. Главная цель – проконтролировать уровень знания школьников и выявить слабые места учебных программ. А старшеклассникам, которым предстоят ВПР, будет сложнее «забыть», как раньше, о предметах, которые они не собираются сдавать на ЕГЭ. Информацию по итогам работ занесут в индивидуальные карты детей. 

В целом, можно сказать, что ВПР — это экзамен не столько для детей, сколько для учителей. Рособрнадзор таким образом проверяет качество преподавания тех или иных предметов. Педагоги получат отчет о пробелах в знаниях учеников и поймут, на какие аспекты стоит обратить особое внимание.

Впервые ВПР запустили в 2015 году, а затем решили проводить регулярно. Пока сдача Всероссийских проверочных работ обязательна для учеников 4, 5 и 6 классов. Для 11-классников процедура добровольная. В 2019 году к числу участников в режиме апробации примкнут 7-классники, для которых ВПР также не будут обязательными. В 2020 году учащихся 7 и 8 классов обяжут выполнять работы.

Еще одно нововведение 2019 года – предоставление школам права выбора даты ВПР для учеников 4 класса.

График сдачи ВПР в 2019 году

4 класс:

  • русский язык – с 14 по 19 апреля;
  • окружающий мир – в любой день с 22 по 26 апреля

5 класс:

  • история – 16 апреля;
  • биология – 18 апреля;
  • математика – 23 апреля;
  • русский язык – 25 апреля.

6 класс:

  • география – 9 апреля;
  • история – 11 апреля;
  • биология – 16 апреля;
  • обществознание – 18 апреля;
  • русский язык – 23 апреля;
  • математика – 25 апреля.

7 класс:

  • иностранный язык – 2 апреля;
  • обществознание – 4 апреля;
  • русский язык – 9 апреля;
  • биология – 11 апреля;
  • география – 16 апреля;
  • математика – 18 апреля;
  • физика – 23 апреля;
  • история – 25 апреля.

Задания сформируют для каждой школы индивидуально. Уровень сложности базовый.

Демоверсии работ доступны на официальном сайте ВПР. Результаты будут объявлены после сдачи всех экзаменов в течение пары недель.

ВПР: 11 класс

В 11 классе школьникам предложат написать работы только по тем предметам, которые они не выбрали для сдачи в форме ЕГЭ. Полный список дисциплин: 

  • история — 2 апреля; 
  • биология — 4 апреля;
  • физика — 9 апреля;
  • география — 11 апреля; 
  • иностранные языки — 16 апреля;
  • химия — 18 апреля.
Наиболее частый вопрос, который задают родители и выпускники: «Влияет ли оценка ВПР на годовую в 11 классе и не отразится ли она в итоге на аттестате?» Ответ: нет, не влияет. ВПР — это просто проверка знаний школьника. Более того, как уже упоминалось, сдача ВПР в 2019 году — дело добровольное. Ученик может отказаться от его сдачи, если ему не хватает времени на подготовку к другим, более важным экзаменам.

Возможно, в будущем результаты ВПР будут учитываться при поступлении в вуз. Однако сейчас это тоже не актуально.

ВПР в 2019 году: особенности

По мнению экспертов в сфере образования, Всероссийские проверочные работы помогут подросткам психологически настроиться на госэкзамены. Правда, общего между ВПР и ЕГЭ мало – разве что наличие заданий, подразумевающих как краткий, так и развернутый ответ, предоставление специальных бланков и большое количество времени (на ВПР по некоторым предметам дают 90 минут). Дополнительными материалами: учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, калькуляторами – пользоваться нельзя.

Зато, в отличие от ЕГЭ, ученики сдают ВПР в своих школах, не проходят через рамки металлоискателей и не предъявляют документы на входе. А вот видеонаблюдение в некоторых школах вводили уже в прошлые годы. Там, где на ВПР использовали подобные меры контроля, в 2018 году результаты работ оказались более объективными. Но признаки необъективности обнаружились в целых 2705 школах России, причем в 775 из них – второй год подряд. В некоторых образовательных учреждениях результаты были значительно выше средних по региону, хотя предметы, по которым большинство учеников показали отличные знания, в этих школах углубленно не изучались. Да и баллы выпускников на ЕГЭ оказались совсем не такими высокими. Подозрения у экспертов вызвали школы, где ученики справились со сложными заданиями лучше, чем с простыми. Это могло означать, что детям помогали.

В Рособрнадзоре собираются бороться с проблемой комплексно: усиливать контроль за оказавшимися в «черном списке» школами и работать над общим климатом в системе образования. Вероятно, учителя не будут так активно вмешиваться в выполнение ВПР детьми, если перестать наказывать директоров за плохие результаты (такая практика есть по крайней мере в одном из муниципалитетов), а вместо этого помогать «отстающим» школам. Для образовательных учреждений планируют открыть курсы по анализу и использованию результатов ВПР для повышения качества обучения.

ВПР по русскому языку в 6 классе

Разберем демоверсию задания по русскому языку для 6 классов.

ВПР включает в себя 14 заданий. На выполнение проверочной работы выделяют 90 минут.

Задание №1 проверяет правописание, знание орфографических и пунктуационных норм. Детям предлагают переписать текст, вставив пропущенные буквы (дач..ный п..селок ра..пол..жился на песча..ой горе).

В задании №2 требуется выполнить разбор:

  • Морфемный и словообразовательный. Нужно разобрать слово по составу и указать способ словообразования.

  • Морфологический. Следует указать часть речи и уточнить, каким членом предложения выступает слово. Далее разбор идет в зависимости от части речи: например, для глагола нужно указать вид, возвратность, спряжение.

  • Синтаксический. Надо охарактеризовать указанное предложение (например: повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными подлежащими), указать грамматическую основу и назвать второстепенные члены предложения

Задание №3 – на знание букв и звуков. Нужно выписать слово, в котором количество букв и звуков не совпадает, и объяснить причину (например: буква «ё» обозначает сразу два звука).

Задание №4 проверяет знание ударений (жалюзИ, кУхонный), пятое и шестое – знание частей речи и форм слова соответственно. 

В задании №7 школьник должен определить, где поставить тире, и объяснить свой выбор (например: и подлежащее, и сказуемое выражены существительным в именительном падеже). Далее ученику предлагают такое же упражнение с запятыми.

Задания №9, 10 и 11 напрямую связаны с предложенным текстом. От ребенка требуется сформулировать основную мысль и составить примерный план текста, а также ответить на вопрос по нему. 

Задание №12 проверяет, понимает ли ученик значение отдельных слов, а также их стилистическую окраску (издревле – книжное). Последнее упражнение ВПР – объяснить значение фразеологизма, описать, в какой ситуации его употребление уместно и включить его в предложение.

kedu.ru

Статья (4 класс) на тему: Что такое ВПР. Актуально. Информация для родителей.

Большой привет родителям маленьких школьников! Ваш ребенок учится в четвертом классе? Значит уже совсем скоро вам придется столкнуться с таким «школьным явлением» как ВПР. И лучше бы узнать, что это такое, до того как это случится. Для родителей первоклашек, второклашек и третьеклассников информация также будет полезна. Ведь у вас все это впереди.

Итак, начинаем разбираться, что такое ВПР?

Выпускная Проверочная Работа

Согласитесь, звучит гордо! И немного волнительно…  И еще немного страшно… Годовая контрольная и то как-то проще будет. А все почему? А все потому, что контрольная для нас, родителей, понятие знакомое. А вот ВПР – это что-то новое и неизвестное.

Но сейчас мы рассмотрим это явление подробнее и уже не будет так неуютно.

Итак, в первый раз ВПР школьники пишут в конце 4 класса. В мае месяце. То есть в самом конце обучения в начальной школе. А потом и в 5-м классе будут писать, и в 6-м и в 7-м и так до конца школьного обучения.

Проводится ВПР по разным предметам. Отдельная работа по каждому из предметов, а не все сразу. Проведение этой работы позволяет оценить уровень знаний учеников по предмету. А также оценить работу учителя и общий уровень подготовки детей, который может предложить школа. И сравнить этот уровень с другими школами.

По результатам можно сделать выводы о том, нужна ли определенному учебному заведению помощь. Например, в виде дополнительных курсов повышения квалификации для педагогов.

Ну а ВПР в четвертом классе позволяет также понять, готовы ли детки к учебе в средней школе и соответствуют ли их знания и умения требованиям ФГОС НОО.

Причем, Рособрнадзор не рекомендует учитывать результаты ВПР при выставлении итоговых годовых оценок.

ыполняется ВПР на специальных бланках заданий, которые выдаются перед началом испытаний. Также дети могут использовать черновики, только все, что написано в черновиках при оценивании работы не учитывается.

Интересно, что имена и фамилии учеников в работах не указываются. А указывается специальный четырехзначный код, который присваивается ученику. Этот код пишется в специально отведенном месте на бланке с заданиями. Для чего нужны эти коды? Не проще ли было подписывать работы по-человечески? Может и проще. Но в этом есть смысл.

Дело в том, что использование кодов позволяет учителям при проверке работ не быть предвзятыми. Ведь они не знают, кто конкретно работу выполнял, так что любимчики и нелюбимчики отменяются. Педагог видит только ошибки и правильные ответы, а не конкретного ученика, который работу выполнял.

Оценивают работы в соответствии с критериями оценивания, которые школа получает вместе с вариантами работ. А вариантов много. Не так как раньше, первый и второй. Так что, списать не получится.

Перед началом работы, педагог проводит обязательный инструктаж. В 4 классе он длится 5 минут. На инструктаже ребятам объясняют:

  • что они сейчас будут писать проверочную работу;
  • говорят, сколько в ней заданий, о том, что выполнять эти задания можно в любом порядке, главное решить как можно больше;
  • показывают листки с заданиями с двух сторон;
  • предупреждают, что если вдруг ученик поймет, что он ошибся в ответе, то можно зачеркнуть неправильный вариант и написать правильный.

Затем все вместе дети записывают свои коды в нужное место.  Им обязательно желают удачи, и они начинают работать.

Никакими дополнительными материалами, книгами, учебниками, рабочими тетрадками, словарями, калькуляторами, атласами пользоваться нельзя. Все должно быть уже у школьника в голове.

На проведение ВПР отводится 45 минут. По каким же предметам проводят ВПР в 4 классе? Узнаем из следующей главы.

По каким предметам?

Итак, в 4 классе проводятся Всероссийские проверочные работы по трем предметам, а именно:

  1. русский язык;
  2. математика;
  3. окружающий мир.

ВПР по русскому языку

Работа по данной дисциплине проводится в два этапа. За два дня. На каждую часть отводится 45 минут.

В первой части ВПР по русскому ребятам предлагают написать диктант и выполнить два задания, которые с этим диктантом связаны. Вот примерный текст диктанта, который предлагался четвероклассникам в 2016 году.

И к этому диктанту  предлагаются вопросы.

  1. Нужно найти в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выписать это предложение и эти сказуемые подчеркнуть.
  2. Выписать из текста 6-е предложение. А затем подчеркнуть в нем главные члены. И над каждым словом написать, какой частью речи оно является.

На этом 1 часть заканчивается.

Во второй части нет никаких диктантов, изложений, сочинений. А есть 13 вопросов, на которые необходимо ответить. Есть вопросы общего характера, по темам, которые изучаются в курсе начальной школы.

Например, нужно правильно поставить ударения в словах: алфавит, брала, занята, квартал.

Или найти в предлагаемом предложении слово, в котором все согласные звуки звонкие.

Ну а большинство вопросов связаны с работой с текстом. Ребятам предлагают прочитать текст и потом по этому тексту задают разные вопросы. Например:

  • определить и записать основную мысль текста;
  • составить его план;
  • объяснить значение того или иного слова;
  • найти в тексте слово соответствующее определенной схеме;
  • выписать местоимения, указать их лицо и число.

Также имеются задания творческой направленности с представленным текстом не связанные. Например, нужно записать свой отказ от приглашения на День Рождения одноклассника.

ВПР по математике

Математическая работа проводится в один заход. На все отводится 45 минут. Что предлагают нашим деткам? А предлагают им выполнить 11 заданий. То есть, получается, что примерно 4 минуты на один вопросик. А вопросы могут быть разными и попроще, и посложнее.

Так как это математика, то естественно, придется решать примеры и разные задачи. Придется чертить разные геометрические фигуры, определять их площади и периметры тоже. Имеются задания на логическое и пространственное мышление.

В общем, нормальная такая математика. На бланках имеются места для ответов. А также в некоторых задачках необходимо указать не только ответ, но и показать решение, для записи которого отведено специальное поле.

ВПР по окружающему миру

Нужно сказать, что это самая интересная работа из всех, которые предлагают ученикам 4-х классов. Скажу честно, на некоторые вопросы я бы не ответила. Вот, например. Можете ли вы сказать, что означает знак, представленный на рисунке ниже?

Детям предлагается написать, какое правило этот знак подразумевает. Я бы написала «Не раздави лягушку». А правильно это или нет, даже и не знаю.

Без заданий географической направленности работа также не обходится. Как и без заданий касающихся животного мира, личной безопасности, строения тела человека.

Имеются вопросы-размышления. Вот, например, такой: «Как ты думаешь, почему важно уважительно относиться к традициям разных народов?» Нужно написать не менее пяти предложений. Школьники как-то справляются с этим. А вам, родители, не слабо?

Также имеется вопрос по краеведению.

В принципе, если ученик все четыре года старательно учился, а не ваньку валял на уроках, то справиться с ВПР-ом будет не сложно. Главное в этом деле спокойствие и уверенность в себе, ну и знания конечно. Ну а если со знаниями как-то не очень, то еще не поздно все исправить.

Нужно брать себя в руки и стараться, стараться, стараться. И учителя слушать внимательно, и если что-то непонятно совсем, то либо родителям объяснить, не полениться, либо к педагогу обратиться. До мая время еще есть. Можно многое наверстать. Главное этого захотеть.

Информация shkolala.ru/zakonodatelstvo-o-shkole/chto-takoe-vpr/

nsportal.ru

Материал (4 класс) по теме: Анализ ВПР в 4 классе

В 2015 году российские ученики четвёртых классов впервые написали ВПР (Всероссийскую проверочную работу) по русскому языку и математике, в 2016 к ним прибавилась ВПР по окружающему миру.

Что же такое ВПР?

Чем они отличаются от ЕГЭ и зачем они нужны?

Что такое ВПР?

ВПР применяется для оценки качества школьного образования.

ВПР по своей сути — это итоговые контрольные работы по самым важным предметам начальной школы. Придумали их для того, чтобы трезво оценить уровень подготовки выпускников начальной школы всех образовательных учреждений России. Проверить, соответствуют ли знания школьников требованиям ФГОС.

ВПР принципиально меняет отношение к учебе. Важно понять и усвоить каждую тему с 1 класса. Раньше в школе было только повторение и воспроизведение, теперь система меняется в другую сторону: необходимо собственное рассуждение, размышление, поиск способа действий.

Многие сравнивают ВПР и ЕГЭ. Безусловно, они похожи, ведь и то и другое — это проверка знаний школьников. Но всё же они принципиально отличаются. ЕГЭ влияет на дальнейшую судьбу выпускника школы, на его шансы поступить в то или иное учебное заведение. ВПР не является государственной итоговой аттестацией и на судьбу школьника никак не влияет, все выпускники 4 класса переходят в среднюю школу, независимо от результатов ВПР.

Форма проведения ВПР.

ВПР проводятся в форме контрольных работ. Выполняя задания ВПР, школьники не могут пользоваться никакими вспомогательными материалами. Задания ВПР разрабатываются на федеральном уровне, поэтому используются единые материалы для проверки и единые критерии оценки учебных достижений по всей стране.

На что влияют результаты ВПР?

С одной стороны, ВПР ни на что не влияет. Это просто контрольные работы, нужные для оценки уровня подготовки конкретного ученика и устранения имеющихся пробелов в знаниях. Ни на дальнейшее обучение ребёнка, ни на его итоговую аттестацию в конце года, ни на поступление его в ВУЗ результаты ВПР не влияют. Даже Рособрнадзор не рекомендует использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок учащимся. ВПР в 4 классах – это не «ЕГЭ для начальной школы», поскольку по результатам ВПР не принимаются никакие обязательные решения, важные для определения дальнейшей судьбы или образовательной траектории школьника.

С другой стороны, результаты ВПР в 4 и в других классах могут быть частью портфолио ученика.

Зачем нужны ВПР?

Ежегодное тестирование учеников позволит:

  • выявить недостатки учебной программы по разным предметам;
  • проверить качество и уровень знаний, даваемых конкретной школой, в сравнении с результатами других школ России;
  • развить единые образовательные стандарты для всех школ;
  • дать ученикам возможность подготовиться психологически к ЕГЭ (т.к. способы проведения ВПР похожи на ЕГЭ, а значит, ребёнок будет чувствовать себя спокойнее, выполняя похожую работу не в первый раз).

Как подготовить ребенка к ВПР?

Специально готовить ребёнка к ВПР не нужно. Самое главное — настроиться на положительный лад, не создавать нервозную ситуацию, успокоить ребенка и объяснить, что это всего лишь часть учебного процесса. Пусть пишет то, что знает.
 

Какие пособия выбрать для подготовки к ВПР?

Рабочих тетрадей и методических пособий для подготовки к ВПР в 4 классе сейчас выпускают много. В основном это издания, представляющие собой  шаблонные задания по Демоверсии. Их особенность в том, что они направлены на осознанное обобщение и систематизацию усвоенных ребёнком знаний, умений, способов действий.

Проверочная работа по русскому языку

Проверочная работа по русскому языку состоит из двух частей. К первой части относятся 3 задания – диктант и два грамматических задания.

Умение писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы, отрабатывается с младшими школьниками в течение всего периода обучения в начальной школе, начиная с первого класса.

Успешное выполнение данного задания предусматривает:

  • сформированный навык адекватного восприятия звучащей речи,
  • понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,
  • соблюдение при письме изученных орфографических и пунктуационных правил.

Задания 2 и 3 проверяют умения обучающихся распознавать, главные и однородные члены предложения, указывать, какими частями речи выражены слова в предложении. Подобные задания неоднократно встречаются в учебниках по русскому языку и не вызывают затруднения у четвероклассников.

Вторая часть ВПР по русскому языку содержит 12 заданий.

Задание 4 направлено на проверку орфоэпического умения правильно ставить ударение в словах.

Задание 5 проверяет умение дифференцировать согласные звуки по звонкости/глухости. Подобного рода задания редко вызывают затруднения у обучающихся.

В задании 6 проверяется умение формулировать и записывать главную (основную) мысль предложенного текста, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 7 проверяет умение составлять план прочитанного текста, т.е. адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости.

Задание 8 выявляет способность строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме.

 Задание 9 выявляет уровень учебно-языкового умения распознавать по контексту значение конкретного слова, и уровень умения адекватно объяснять значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Задания подобного рода довольно часто встречаются в учебниках по русскому языку и литературному чтению и могут вызвать затруднение у обучающихся только в том случае, если учитель предлагал их выполнение в большей степени в устной форме во фронтальной работе с классом.

В задании 10 проверяется лексическое умение подбирать слова, близкие по значению (синонимы). Следует отметить, что в силу возрастных особенностей младшие школьники лучше понимают и умеют работать со словами, противоположными по значению (антонимами). Поэтому к выполнению задания подобного рода следует детей подготовить дополнительно.

Сформированность умения анализировать слова по составу, определять корень, приставку, суффикс, окончание проверяет задание 11. Задания 12, 13, 14 проверяют умения определять части речи и указывать грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола.

В задании 15 обучающимся предлагается на основе собственного жизненного опыта и понимания смысла пословицы сформулировать письменное высказывание, когда в речи уместно ее определение. По результатам анализа выполнения прошлогодней ВПР данное задание вызывает наибольшее затруднение у четвероклассников. Одной из возможных причин затруднения может быть преобладание работы с подобными заданиями только в устной форме во фронтальной работе.

Проверочная работа по математике

ВПР по математике состоит из 11 заданий. В проверочной работе уделяется значительное внимание выявления сформированности вычислительных навыков (задания 1, 2, 7).

Задание 1 проверяет умение выполнять сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1).

Задание 2 проверяет умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий.

В задании 3 предложена задача, связанная с повседневной жизнью (покупкой продуктов). Выполнение подобного рода заданий чаще всего не вызывают затруднений у обучающихся.

Задание 4 выявляет умение читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Данное задание также связано с повседневной жизнью. Детям предлагается определить по времени начало мероприятия, зная его продолжительность и время окончания.

Задание 5 состоит из двух пунктов. Пункт 1 проверяет умение вычислять периметр, площадь прямоугольника и квадрата. Пункт 2 задания связан с построением геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник).

В задании 6 проверяется умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать и интерпретировать данные. Задание предполагает чтение и анализ несложных готовых таблиц.

Заданием 7 контролируется умение выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000).

Задание 8 проверяет умение решать задачи в 3-4 действия, работать с единицами измерения (длина, вес). Задание связано с повседневной жизнью.

Заданием 9 проверяются умения, связанные с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Для выполнения задания необходимы умения вдумчивого и внимательного чтения информации, умение рассуждать и делать выводы.

Задание 10 предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости, владение основами пространственного воображения. Обучающимся предлагается нарисовать как будет выглядеть отражение слова в зеркале.

В задании 11 четвероклассникам предлагается решить логическую задачу. Для выполнения этого задания необходимо овладение основами логического и алгоритмического мышления. Следует отметить, что задания типа 10 и 11 практически не встречаются в учебниках по математике. Именно поэтому разработчики ВПР рекомендуют построение индивидуальных образовательных траекторий в целях дальнейшего развития математических способностей для тех обучающихся, которые успешно выполнили задания 10, 11 и продемонстрировали высокий результат по остальным заданиям.

Проверочная работа по окружающему миру

На момент написания статьи демонстрационная версия ВПР по окружающему миру на информационном портале еще не размещена. Проанализируем проверочную работу за 2016-2017 учебный год. Она содержит 10 заданий и состоит из двух частей, различающихся по содержанию и количеству заданий. Часть 1 содержит 6 заданий: 2 задания, предполагающие выделение определенных элементов на приведенных изображениях; 3 задания с кратким ответом (в виде набора цифр, слова или сочетания слов) и 1 задание с развернутым ответом. Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом. 

Задание 1 проверяет умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства. Для правильного выполнения данного задания обучающимся нужно повторить (знать) тему «Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ». 

Основой задания 2 является таблица с прогнозом погоды на 3 дня, содержащая часто употребляемые на информационных ресурсах и в СМИ условные обозначения. Задание 2 проверяет умение понимать информацию, представленную разными способами (словесно, знаково-символическими средствами и т.п.). Для правильного выполнения данного задания обучающимся нужно повторить (знать) тему «Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер)». 

Основой задания 3 является карта материков Земли / карта природных зон России и изображения животных и растений. Требуется назвать отмеченные буквами материки и определить, какие из приведенных в задании животных и растений обитают в естественной среде на каждом из этих материков. Для правильного выполнения данного задания обучающимся нужно повторить (знать) темы «Природные зоны России (климат, растительный и животный мир)», «Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте». 

Задание 4 направлено на проверку освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Обучающимся было предложено составить два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз. 

В задании 5 на основе предложенной для анализа модели проверяется овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы). 

Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы – его основой является описание реального эксперимента. Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы. Вторая часть задания требует сделать вывод на основе проведенного опыта. Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения. Вторая и третья части задания предполагают развернутый ответ обучающегося. Выполнение задания 6 (пункт 3) оказалось одним из самых сложных. К объективной причине затруднений следует отнести тот факт, что в учебниках по окружающему миру подобные задания не встречаются. Даже демонстрируя опыт, проводя в классе экспериментальную работу, учитель не предлагал детям описать опыт в тетради. При письменном оформлении опыта обучающиеся должны знать алгоритм его описания.

Задания второй части направлены на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях социальных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах нравственного, здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Все задания этой части требуют развернутого ответа.

Задание 7 проверяет способность на основе приведенных знаково-символических изображений сформулировать правило поведения.

Задание 8 выявляет уровень сформированности представлений, обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных профессий, или изображений труда людей определенных профессий. Детям предлагается назвать одну из предложенных профессий и ответить на вопросы Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?

Задание 9 выявляет понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры. Обучающимся предлагается дать ответ на вопрос, чем важен для нашей страны тот или иной праздник (объем ответа до пяти предложений).

 

В задании 10 проверяются знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы.

Разработчики КИМов отмечают, что понимание социальных объектов, явлений и процессов, проверяемое заданиями части 2, является основой социализации обучающихся, освоения ими свойственных возрасту базовых социальных ролей, формирования основ гражданской идентичности.


Анализ результатов ВПР обучающихся 4 классов 2016-2017 учебного года

Русский язык

Всего

уч-ся

Участвовали

в ВПР

«5»

«4»

«3»

«2»

%

качества знаний

%

успеваемости

Количество (чел)

%

подтвердили оценку за промежуточную аттестацию

улучшили результат в ходе ВПР

ухудшили результат в ходе ВПР

Анализ результатов ВПР обучающихся 4 классов 2016-2017 учебного года

Математика

Всего

уч-ся

Участвовали

в ВПР

«5»

«4»

«3»

«2»

%

качества знаний

%

успеваемости

Количество (чел)

%

подтвердили оценку за промежуточную аттестацию

улучшили результат в ходе ВПР

ухудшили результат в ходе ВПР

Анализ результатов ВПР обучающихся 4 классов 2016-2017 учебного года

Окружающий мир

Всего

уч-ся

Участвовали

в ВПР

«5»

«4»

«3»

«2»

%

качества знаний

%

успеваемости

Количество (чел)

%

подтвердили оценку за промежуточную аттестацию

улучшили результат в ходе ВПР

ухудшили результат в ходе ВПР

В соответствии с требованиями ФГОС НОО повторение изученного материала должно быть направлено на осознанное применение освоенных в курсе начальной школы знаний, умений и способов действий в знакомых и незнакомых ситуациях.

В процессе повторения важно сформировать у четвероклассников умения самоконтроля и самооценки полученных результатов, понимания причин выявленных затруднений и ошибок, что в дальнейшем поможет им продемонстрировать свои достижения в процессе выполнения Всероссийской проверочной работы.

nsportal.ru

Учащиеся 4 классов напишут обязательные ВПР-2018 в апреле

Всероссийские проверочные работы (ВПР) в 4 классах, начиная с 2017 года, проводятся в штатном режиме, т.е. являются обязательными во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации, и  проводятся с целью получения объективной оценки уровня подготовки выпускников начальной школы всех общеобразовательных учреждений России на соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам.
Согласно приказу Минобрнауки России от 20 октября 2017 года №1025 ВПР в 4 классах в 2018 году проводятся:

по русскому языку17 и 19 апреля,
по математике 24 апреля,
по предмету «Окружающий мир»26 апреля.
С образцами и описаниями ВПР 2018 года можно ознакомиться на портале ВПР — https://vpr.statgrad.org/

Как проводятся ВПР
ВПР – это итоговые контрольные работы по отдельным учебным предметам, которые проводятся по единому расписанию, единым текстам заданий, разработанным на федеральном уровне, непосредственно в образовательных организациях и оцениваются по единым критериям оценивания.
Учащиеся пишут ВПР в своих школах на втором-третьем уроке. Продолжительность работы 45-90 минут. Работы проверяются в день проведения учителями школы. Результаты вносятся в единую информационную систему, с данными которой могут работать эксперты.

ВПР выполняется на специальных бланках. Имена и фамилии учеников в них не вносятся, а пишется специальный четырехзначный код, который присваивается ученику.
При выполнении работы ученики могут использовать черновики, записи в которых при оценивании работы не учитывается.
Перед началом работы учитель в течение 5 минут объясняет детям, что они сейчас будут писать проверочную работу и сколько в ней заданий; что выполнять эти задания можно в любом порядке, главное- решить как можно больше; показывает бланки с заданиями с двух сторон; разъясняет, что если вдруг ученик поймет, что он ошибся в ответе, то можно зачеркнуть неправильный вариант и написать правильный; что никакими дополнительными материалами, книгами, учебниками, рабочими тетрадками, словарями, калькуляторами, пользоваться нельзя.
Что дают ВПР
Школьникам и их родителям — оценить насколько качественное образование даёт школа, выявить пробелы в знаниях своих детей.
Педагогам — определить насколько качественно усвоен материал учащимися, какие пробелы есть в их знаниях и как организовать индивидуальную работу с учащимися по устранению имеющихся пробелов, а также как совершенствовать методики преподавания предмета.
Руководителям общеобразовательных организаций — объективно оценить работу учителей начальных классов.
Органам управления образованием — увидеть слабые школы, для которых предстоит разрабатывать специальные меры поддержки.
Рособрнадзору — получить объективную оценку уровня подготовки выпускников начальной школы всех общеобразовательных учреждений России, выявить недостатки учебной программы по разным предметам; совершенствовать единые образовательные стандарты,   систему повышения квалификации педагогов; увидеть результаты каждой школы на фоне общей картины по стране при условии, что полученные результаты были объективными. Рособрнадзор планирует опубликовать перечень школ, которые необъективно будут оценивать ВПР.
Рособрнадзор неоднократно подчеркивал, что результаты ВПР не влияют на перевод учащихся в следующий класс, а в отношении учителей ни какие административные решения не принимаются.
Вместе с тем, результаты ВПР могут быть частью портфолио ученика, учитываемого по его желанию наряду с другими сведениями при переходе из класса в класс или из школы в школу при условии, что имеются основания считать эти результаты объективными.
Совет
Специально готовить ребёнка к ВПР не следует. Самое главное — настроить его на положительный лад, не создавать нервозную ситуацию, успокоить ребенка и объяснить, что это всего лишь контрольная работа, которых он за 4 года обучения написал предостаточно. Пусть пишет то, что знает.

Нормативные материалы по ВПР
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 02.02.2017 № 05-41 «Всероссийские проверочные работы»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования»

Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2017 года №1025

Распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 30 августа 2016 года
О внесении изменений в распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 30 августа 2016 года N 2322-05 N 3167-05 от 06.12.2016 года

Шкалы перевода баллов за ВПР в 4 классе в отметки
Математика — отметка «два» выставляется за 0-5 баллов, «три» – за 6-9 баллов, «четыре» – за 10-12 баллов, «пять» – за 13-18 баллов; Максимальный балл за выполнение работы 18.
Русский язык — отметка «два» ставится за 0-13 баллов, «три» – за 14-23 балла, «четыре» – за 24-32 балла, «пять» – за 33-38 баллов; Максимальный балл за выполнение работы 38.
Окружающий мир — отметка «два» ставится за 0-7 баллов, «три» – за 8-17 баллов, «четыре» – за 18-25 баллов, «пять» – за 26-31 балл. Максимальный балл за выполнение работы − 32.

Источник
http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=6601
https://vpr.statgrad.org/

Также в блоге
Какие Всероссийские проверочные работы будут писать школьники в 2018 году

eduinspector.ru

Порядок проведения ВПР в 4-х классах

Приложение № 1

к приказу и.о. директора ГБОУ СШ № 7

им. М.К. Янгеля

от 06.04.2017 № 01-31/05

Порядок проведения Всероссийских проверочных работ в 4-х классах

  1. Участниками Всероссийских проверочных работ (далее — ВПР) являются все обучающиеся 4-х классов ГБОУ СШ № 7 им. М.К. Янгеля.

  2. ГБОУ СШ № 7 им. М.К. Янгеля распечатывает, проводит и проверяет работы обучающихся и направляет обработанные материалы в Управление образованием города Байконур, в котором технический специалист заносит результаты в электронный протокол и загружает в информационно-телекоммуникационный сеть «Интернет» www:vpr.statgrad.org.

  3. ГБОУ СШ № 7 им. М.К. Янгеля обеспечивает порядок и дисциплину в классах при проведении всероссийских проверочных работ. Рекомендуется рассадка по одному участнику за партой и проведение работы не менее чем двумя организаторами в классе.

  4. ВПР в аудитории проводит учитель из педагогических работников образовательной организации.

  5. Классные руководители 4-х классов в классном журнале делают запись «Всероссийская проверочная работа», оценки по предметам за ВПР выставляются по окончании и проверке проверочных работ.

  6. Обучающиеся 4-х классов выполняют задания согласно инструкции и записывают краткие и развёрнутые ответы на листах с заданиями КИМ.

8. На листах с заданиями отведено достаточно места для записи ответов. Для записи решения задания или иного развернутого ответа выделено специальное поле, выдаются дополнительные листы под черновики.

9. При проведении ВПР, проверке работ и обработке результатов используется код участника. Коды выдаются участникам один раз до проведения проверочных работ. Коды представляют собой четырехзначные числа, идущие подряд, начиная с 4001 (4002, 4003 и т.д.). При выдаче кодов рекомендуется воспользоваться каким-либо правилом, например, выдавать коды по классам в порядке следования номеров обучающихся в списке и т.п.

10. По окончании проведения работы организатор в аудитории собирает все комплекты, получает от технического специалиста критерии оценивания ответов. Предметная комиссия проверяет ответы участников с помощью критериев в течение не более 2-х рабочих дней с момента окончания ВПР.

11. В целях соблюдения сроков внесения данных в единую информационную систему по итогам Всероссийских проверочных работ по учебным предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир» выполнять следующий регламент работы:

1. Русский язык. Часть 1 (диктант):

  • проведение – 18.04.2017 г.;

  • проверка работ обучающихся – 18, 19.04.2017 г.;

  • внесение результатов в личные кабинеты – 20.04.2017 г.

2. Русский язык. Часть 2 (грамматические задания):

  • проведение — 20.04.2017 г.;

  • проверка работ обучающихся – 20, 21.04.2017 г.;

  • внесение результатов в личные кабинеты – 22.04.2017 г.

3. Математика:

  • проведение – 25.04.2017 г.;

  • проверка работ обучающихся – 25, 26.04.2017 г.;

внесение результатов в личные кабинеты — 27.04.2017 г.
4. Окружающий мир:

  • проведение – 27.04.2017 г.;

  • проверка работ обучающихся – 27, 28.04.2017 г.;

  • внесение результатов в личные кабинеты — 29.04.2017 г.

12. Во время проведения ВПР обучающимся 4-х классов нельзя использовать словарь и справочные материала. Задания выполняются черной гелевой ручкой.

infourok.ru

Всероссийские проверочные работы в начальной школе

Всероссийские проверочные работы в начальной школе

Всероссийские проверочные работы (далее – ВПР) вошли в школьную практику с 2015 -2016 учебного года.

В соответствии с нормативно-правовой базой[1], целью проведения ВПР является обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержка реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС). Для этого образовательным организациям предоставляются единые проверочные материалы и единые критерии оценивания учебных достижений по математике, русскому языку, окружающему миру.

Уже отлаженная за два года процедура организации и проведения ВПР выглядит так:

  • На информационном портале ВПР задолго до их проведения размещается приказ с указанием сроков и демоверсии проверочных работ.
  • Обучающиеся выполняют проверочные работы по месту их обучения.
  • В четвертом классе в целях исключения конфликта интересов организатором в аудитории назначается учитель, не преподающий в данном классе. Во втором классе младшие школьники выполняют проверочную работу с педагогами, работающими в данном классе.
  • Контролирует проведение ВПР администрация школы.
  • По решению региона возможна организация общественного наблюдения.
  • На выполнение ВПР отводится 1 урок (45 минут).
  • Контрольно-измерительные материалы, спецификация с подробным описанием проверочной работы размещаются на информационном портале ВПР, куда через личный кабинет имеет доступ ответственный за проведение проверочных работ по школе.
  • Проверка работы проходит в школе в течение суток после ее выполнения, результаты отправляются муниципальному координатору, причем в электронной форме передаются только коды участников, их персональные данные не указываются. Соответствие ФИО и кода остается в школе в виде бумажного протокола.

ВПР для учащихся 2 класса

12 октября 2017 г. второклассники выполняли ВПР по русскому языку. Контрольная работа состояла из 7 заданий.

В задании 1 проверялось умение списать текст. (Следует отметить, что в силу возрастных особенностей контрольное списывание является для младших школьников более трудным заданием, чем диктант.)

В задании 2 проверялось знание алфавита и умение применять его на практике.

Задания 3, 4 выявляли умение дифференцировать согласные звуки по звонкости/глухости и твердости/мягкости.

Задания 5, 6 были нацелены на выявление умений делить слова на слоги, применять правило переноса слов с одной строки на другую.

В задании 7 обучающимся предлагалось составить и записать предложение из набора слов.

В целом, подобные задания часто встречаются в учебниках по русскому языку и, судя по результатам, не вызвали у второклассников особых затруднений.

 

ВПР для учащихся 4 класса

В данном учебном году в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации четвероклассники будут выполнять ВПР в следующие сроки:

Русский язык — 15-19 апреля 2019 года (в любые дни недели)
Математика — 22-26 апреля 2019 года (в любой день недели.
Окружающий мир — 22-26 апреля 2019 года (в любой день недели)

Примечание. Для 4 классов в расписании ВПР на 2019 год в порядке эксперимента предусмотрено, что школа сама выбирает удобную для обучающихся дату и время в течение отведенной недели.

На информационном портале ВПР находятся и демонстрационные версии проверочных по русскому языку и математике. Рассмотрим их содержание.

 

Проверочная работа по русскому языку

Проверочная работа по русскому языку состоит из двух частей. К первой части относятся 3 задания – диктант и два грамматических задания.

Умение писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы, отрабатывается с младшими школьниками в течение всего периода обучения в начальной школе, начиная с первого класса.

Успешное выполнение данного задания предусматривает:

Затруднение при написании диктанта ВПР может вызвать то, что его читать будет педагог, не работавший в данном классе, а за четыре года обучения дети привыкли к голосу, произношению, мимике своего учителя. Для избегания стрессовой ситуации в этом случае учителям начальных классов стоит провести несколько диктантов с привлечением к аудированию своих коллег.

Задания 2 и 3 проверяют умения обучающихся распознавать, главные и однородные члены предложения, указывать, какими частями речи выражены слова в предложении. Подобные задания неоднократно встречаются в учебниках по русскому языку и не вызывают затруднения у четвероклассников. Максимальное количество баллов за выполнение первой части проверочной работы по русскому языку – 14 (за диктант – от 0 до 7 баллов).

Вторая часть ВПР по русскому языку содержит 12 заданий.

Задание 4 направлено на проверку орфоэпического умения правильно ставить ударение в словах.

Задание 5 проверяет умение дифференцировать согласные звуки по звонкости/глухости. Подобного рода задания редко вызывают затруднения у обучающихся.

В задании 6 проверяется умение формулировать и записывать главную (основную) мысль предложенного текста, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 7 проверяет умение составлять план прочитанного текста, т.е. адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости.

Задание 8 выявляет способность строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме.

 Задание 9 выявляет уровень учебно-языкового умения распознавать по контексту значение конкретного слова, и уровень умения адекватно объяснять значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Задания подобного рода довольно часто встречаются в учебниках по русскому языку и литературному чтению и могут вызвать затруднение у обучающихся только в том случае, если учитель предлагал их выполнение в большей степени в устной форме во фронтальной работе с классом.

В задании 10 проверяется лексическое умение подбирать слова, близкие по значению (синонимы). Следует отметить, что в силу возрастных особенностей младшие школьники лучше понимают и умеют работать со словами, противоположными по значению (антонимами). Поэтому к выполнению задания подобного рода следует детей подготовить дополнительно.

Сформированность умения анализировать слова по составу, определять корень, приставку, суффикс, окончание проверяет задание 11. Задания 12, 13, 14 проверяют умения определять части речи и указывать грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола.

В задании 15 обучающимся предлагается на основе собственного жизненного опыта и понимания смысла пословицы сформулировать письменное высказывание, когда в речи уместно ее определение. По результатам анализа выполнения прошлогодней ВПР данное задание вызывает наибольшее затруднение у четвероклассников. Одной из возможных причин затруднения может быть преобладание работы с подобными заданиями только в устной форме во фронтальной работе.

 

Проверочная работа по математике

ВПР по математике состоит из 11 заданий. В проверочной работе уделяется значительное внимание выявления сформированности вычислительных навыков (задания 1, 2, 7).

Задание 1 проверяет умение выполнять сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1).

Задание 2 проверяет умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий.

В задании 3 предложена задача, связанная с повседневной жизнью (покупкой продуктов). Выполнение подобного рода заданий чаще всего не вызывают затруднений у обучающихся.

Задание 4 выявляет умение читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Данное задание также связано с повседневной жизнью. Детям предлагается определить по времени начало мероприятия, зная его продолжительность и время окончания.

Задание 5 состоит из двух пунктов. Пункт 1 проверяет умение вычислять периметр, площадь прямоугольника и квадрата. Пункт 2 задания связан с построением геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник).

В задании 6 проверяется умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать и интерпретировать данные. Задание предполагает чтение и анализ несложных готовых таблиц.

Заданием 7 контролируется умение выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000).

Задание 8 проверяет умение решать задачи в 3-4 действия, работать с единицами измерения (длина, вес). Задание связано с повседневной жизнью.

Заданием 9 проверяются умения, связанные с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Для выполнения задания необходимы умения вдумчивого и внимательного чтения информации, умение рассуждать и делать выводы.

Задание 10 предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости, владение основами пространственного воображения. Обучающимся предлагается нарисовать как будет выглядеть отражение слова в зеркале.

В задании 11 четвероклассникам предлагается решить логическую задачу. Для выполнения этого задания необходимо овладение основами логического и алгоритмического мышления. Следует отметить, что задания типа 10 и 11 практически не встречаются в учебниках по математике. Именно поэтому разработчики ВПР рекомендуют построение индивидуальных образовательных траекторий в целях дальнейшего развития математических способностей для тех обучающихся, которые успешно выполнили задания 10, 11 и продемонстрировали высокий результат по остальным заданиям.

 

Проверочная работа по окружающему миру

На момент написания статьи демонстрационная версия ВПР по окружающему миру на информационном портале еще не размещена. Проанализируем проверочную работу за 2016-2017 учебный год. Она содержит 10 заданий и состоит из двух частей, различающихся по содержанию и количеству заданий. Часть 1 содержит 6 заданий: 2 задания, предполагающие выделение определенных элементов на приведенных изображениях; 3 задания с кратким ответом (в виде набора цифр, слова или сочетания слов) и 1 задание с развернутым ответом. Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом. 

Задание 1 проверяет умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства. Для правильного выполнения данного задания обучающимся нужно повторить (знать) тему «Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ». 

Основой задания 2 является таблица с прогнозом погоды на 3 дня, содержащая часто употребляемые на информационных ресурсах и в СМИ условные обозначения. Задание 2 проверяет умение понимать информацию, представленную разными способами (словесно, знаково-символическими средствами и т.п.). Для правильного выполнения данного задания обучающимся нужно повторить (знать) тему «Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер)». 

Основой задания 3 является карта материков Земли / карта природных зон России и изображения животных и растений. Требуется назвать отмеченные буквами материки и определить, какие из приведенных в задании животных и растений обитают в естественной среде на каждом из этих материков. Для правильного выполнения данного задания обучающимся нужно повторить (знать) темы «Природные зоны России (климат, растительный и животный мир)», «Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте». 

Задание 4 направлено на проверку освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Обучающимся было предложено составить два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз. 

В задании 5 на основе предложенной для анализа модели проверяется овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы). 

Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы – его основой является описание реального эксперимента. Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы. Вторая часть задания требует сделать вывод на основе проведенного опыта. Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения. Вторая и третья части задания предполагают развернутый ответ обучающегося. Выполнение задания 6 (пункт 3) оказалось одним из самых сложных. К объективной причине затруднений следует отнести тот факт, что в учебниках по окружающему миру подобные задания не встречаются. Даже демонстрируя опыт, проводя в классе экспериментальную работу, учитель не предлагал детям описать опыт в тетради. При письменном оформлении опыта обучающиеся должны знать алгоритм его описания.

Задания второй части направлены на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях социальных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах нравственного, здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Все задания этой части требуют развернутого ответа.

Задание 7 проверяет способность на основе приведенных знаково-символических изображений сформулировать правило поведения.

Задание 8 выявляет уровень сформированности представлений, обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных профессий, или изображений труда людей определенных профессий. Детям предлагается назвать одну из предложенных профессий и ответить на вопросы Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?

Задание 9 выявляет понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры. Обучающимся предлагается дать ответ на вопрос, чем важен для нашей страны тот или иной праздник (объем ответа до пяти предложений).

В задании 10 проверяются знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы.

Разработчики КИМов отмечают, что понимание социальных объектов, явлений и процессов, проверяемое заданиями части 2, является основой социализации обучающихся, освоения ими свойственных возрасту базовых социальных ролей, формирования основ гражданской идентичности.

Сложность в организации повторения при подготовке к ВПР заключается в том, что во втором полугодии 4 класса у обучающихся на руках имеется только вторая часть учебника по окружающему миру (все остальные сданы в библиотеку). В соответствии с требованиями ФГОС НОО повторение изученного материала должно быть направлено на осознанное применение освоенных в курсе начальной школы знаний, умений и способов действий в знакомых и незнакомых ситуациях.

В процессе повторения важно сформировать у четвероклассников умения самоконтроля и самооценки полученных результатов, понимания причин выявленных затруднений и ошибок, что в дальнейшем поможет им продемонстрировать свои достижения в процессе выполнения Всероссийской проверочной работы. В этих целях мы можем рекомендовать воспользоваться рабочими тетрадями и методическими рекомендациями по организации подготовки к ВПР «Издательства Ольги Кузнецовой», «Бином», «Просвещение» и др.

         В заключение предлагаем некоторые рекомендации родителям четвероклассников:

  • Не нагнетайте обстановку. Старайтесь не обсуждать с детьми и в их присутствии трудности проверочных работ. Лишнее волнение вызывает у детей страх, способствующий совершению ошибок. Помните, что целью ВПР не является дискриминация отдельно взятого ученика за допущенные ошибки.
  • Соблюдение режима дня, достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.
  • Распределение времени при выполнении ВПР очень важно. Поэтому при выполнении домашних заданий у ребенка должны быть перед собой часы, чтобы контролировать время.
  • В алгоритме выполнения домашних заданий у ребенка должно войти в привычку, что задание, которое вызывает затруднение, откладывается. К нему нужно вернуться, когда все остальное уже сделано.
  • Не спешите сразу проверять у ребенка выполненную домашнюю работу. Первым контролирует свою работу он сам. Проверка написанного к четвертому классу должно стать у него привычкой.
  • Чрезмерные занятия за месяц и ближе к ВПР могут привести к обратному результату.
  • Авторитарный стиль общения может привести к дополнительному стрессу. Необходимо, чтобы ребенок мог сам осознать, в чем испытывает затруднение и не боялся обратиться за помощью к родителям.

 

Разагатова Н.А.,

доцент кафедры педагогики

СФ ГАОУ ВО МГПУ, к.п.н.

 

kuznetsova-books.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *