Бензин подорожал сегодня – В регионах России снова резко выросли цены на бензин

Почему в России дорожает бензин | Мнения

Изменения на рынке автобензина влияют как на отношение населения к власти, так и на развитие экономики. Поэтому во всем мире эта сфера находится под постоянным надзором со стороны властей и средств массовой информации. Главные показатели, которые волнуют общество в России, — это цена на автобензин и его качество. Многие хотят знать, почему дорожает бензин и как долго может продолжаться рост цен. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Каждый раз, когда в России возникает экономический кризис, правительство страны переходит на ручное управление экономикой. В том числе вводятся административные ограничения максимального роста цен на автобензин и дизельное топливо. В острую фазу кризиса это необходимо, но потом наше правительство «забывает» восстановить рыночные механизмы, что приводит к возникновению кризиса уже на рынке автобензина. Так было в 1996, 2000 и 2008 годах, так происходит и сейчас.

В конце 2014 года, после резкого падения цен на нефть и введения санкций со стороны США и их сателлитов, в России начался очередной экономический кризис. Курс рубля по отношению к евро и доллару резко упал. В январе 2014 года курс был равен 33,8 рубля/доллар и 46,1 рубля/евро, а в декабре 2014 года он достиг значений 55,8 рубля/доллар и 68,8 рубля/евро, то есть евро подорожал на 49%. При этом розничная цена на бензин, например, АИ-92 выросла с 29,4 рубля за литр в январе 2014 года до 32,6 рубля за литр в декабре 2014 года, то есть на 11%.

Благодаря административному давлению правительства России и гражданской позиции таких компаний, как «Роснефть», «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз», удалось избежать катастрофического скачка цен на бензин, который привел бы к росту цен на все товары. При этом в евро цена на бензин АИ-92 в России снизилась с €0,64 за литр в январе 2014 года до €0,47 за литр в декабре 2014 года. Бензин в России стал самым дешевым в Европе.

В острую фазу экономического кризиса, которая пришлась на первую половину 2015 года, дешевый бензин был спасением. Однако административные ограничения цен на бензин действуют и по сей день, что приводит к развитию негативных тенденций на рынке. Во-первых, полностью прекратились поставки бензина в Россию из Белоруссии, Финляндии, государств Юго-Восточной Азии и других стран. Во-вторых, многие нефтяные компании стали сокращать производство бензина как нерентабельное. В-третьих, прекратились инвестиции в реконструкцию части нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и, следовательно, стала деградировать технология производства автобензинов.

Обычно в результате административного регулирования на рынке постепенно нарастает дефицит бензина, что приводит к неконтролируемому скачку цен. В 1996, 2000 и 2008 годах в некоторых регионах за сутки цены поднимались в два раза. Сейчас мы вновь готовимся повторить эту ошибку. Пока ситуацию спасает «Роснефть», которая стала мощным регулятором рынка бензина в России, так как производит более 35% автобензинов в стране.

Ведущая нефтяная компания не допускает появления дефицита, однако следует признать, что уже появились отчетливые признаки деградации рынка бензина. В 2005 году на бензин перерабатывалось 98,2% нефти, поставляемой на НПЗ страны, в 2017 году — только 80,8%. В 2016 году выход автобензинов достиг рекордного для нашей страны уровня — 17,7%, а в 2017 году он впервые с начала кризиса сократился. В результате в 2017 году производство автобензинов упало на 2%. Многие нефтяники перестали делать ставку на этот бизнес.

Традиционный импорт бензина в Ленинградскую область из Финляндии, в ЦФО из Белоруссии и на Дальний Восток из стран ЮВА полностью прекратился из-за низких цен на бензин в России. Например, 20 апреля 2018 года розничные цены на бензин на Украине были выше в 1,62 раза, чем в России, в Польше — в 2,07 раза, в Латвии — в 2,21 раза, в Швеции — в 2,64 раза. В Норвегии, которая является крупнейшим европейским экспортером нефти, бензин АИ-95 в три раза дороже, чем в России.

Потребление бензина после провала 2014 года понемногу растет и в 2017 году по сравнению с 2014 годом выросло на 3,2%. Сегодня рынок бензина нашей страны можем обеспечить только мы сами, однако частные компании сокращают темпы производства. Единственная возможность обеспечения внутреннего рынка — это снижение экспорта. Экспорт как минимум должен сокращаться настолько, насколько растет потребление. Однако следует понимать, что экспорт составляет всего 10% от производства бензина, а значит, и это не панацея. 

И, кстати, еще большой вопрос, удастся ли и в дальнейшем удерживать такие показатели. Ведь экспорт бензина контролируется у нас с помощью административных мер, через ФАС. Таможенная пошлина на вывоз бензина из России в марте 2018 года составляла $35,8 за тонну, тогда как в январе 2014 года она превышала $360 за тонну. То есть при нехватке бензина на внутреннем рынке фактически снят таможенный барьер. 

Потребление бензина на душу населения у нас в три раза ниже, чем в Канаде и Норвегии, то есть в странах с таким же климатом и большими расстояниями перевозок. Если мы хотим, чтобы наша экономика развивалась, то необходимо сделать бензин более доступным для россиян. Для этого надо или повысить доходы населения, или снизить цену бензина. Одновременно необходимо вернуться к рыночным механизмам ценообразования.

Снизить цену бензина можно только за счет сокращения налогов, так как доля нефтяников в ценообразовании — менее 2%. При этом доля налогов в розничной цене бензина достигла уже 70%, а еще пять лет назад она составляла 65%. С 1 января 2018 года на 10,7% вырос акциз на бензин пятого класса (или «Евро-5»). Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в январе 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года вырос на 23%. Для справки: акциз и НДПИ составляют вместе 75% всех налогов, входящих в розничную цену бензина, или половину розничной цены. Вы понимаете теперь, почему растут цены на бензин?

Чтобы вернуться к рыночным механизмам ценообразования на бензин, необходимо снизить налоги. Следовательно, правительству надо действовать против собственных интересов. Найти баланс между интересами госбюджета и населения России — сложная государственная задача, и будем надеяться, что новое правительство сможет с ней справиться.

Автор — член комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии и развитию ТЭКа 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

iz.ru

Что может подорожать вслед за бензином

Ситуация на топливном рынке пока не выравнялась, и власти предупреждают, что цены на бензин уже не будут как прежде. На пороге новые потрясения: не за горами подорожание продовольствия и перевозок, прогнозируют эксперты. Стоит ли ожидать скачка цен на товары и услуги из-за увеличения стоимости бензина?

Прошлое не вернуть

Цены на бензин продолжают брать новые высоты, констатирует Росстат. В мае его стоимость подскочила на шесть процентов по сравнению с апрелем. Чтобы остановить рост, с 1 июня Правительство снизило акциз, причём сделало это на месяц раньше обещанного. Но бензин это не удешевит, «обрадовала» журналистов 6 июня глава Центробанка Эльвира Набиуллина.

По её словам, «прямым эффектом» от снижения акцизов могло стать уменьшение стоимости топлива на четыре-пять процентов. «Но скорее всего, этого не произойдёт, потому что в розничной торговле нефтепродуктами сейчас достаточно низкая маржа, и, вероятно, снижение акцизов приведёт к восстановлению маржи у розничных продавцов нефтепродуктов», — констатировала Набиуллина. В Центральном Банке считают, что в лучшем случае расценки остановятся на достигнутом уровне и перестанут расти дальше.

Кто в группе риска

«В цене любого товара есть расходы на транспортировку, на изготовление, которое зачастую происходит с использованием энергоресурсов (например, мазут). Конечно, это не глобальный характер носит, доля энергоресурсов в разных товарах разная, но при этом подорожание топлива сказывается на их цене», — рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

По его словам, в первую очередь подорожание скажется на стоимости авиабилетов и услуг такси. С ним согласен профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук Михаил Морозов

. «Тем более сейчас лето, туристический сезон. Уже идёт информация, что резко подорожают билеты и перевозки. Всё-таки здесь бензин — это прямые затраты», — подчеркнул он.

1,9процента составил рост цен на бензин за последнюю неделю мая.

В авиасообщении цены уже частично выросли, обратил внимание первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Майоров. «С этим нам придётся уж если не смириться, то детально разобраться, насколько эти вещи между собой связаны и что делать дальше», — сказал он «Парламентской газете».

Но подорожать может не только сфера перевозок, но практически все товары, беспокоится первый зампред Комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских. «Потому что есть логистика товаров, производимых в одном месте и продаваемых в другом», — пояснил он «Парламентской газете». Депутат отметил, что особенно чувствительно к изменению цен на топливо сельское хозяйство. Растут цены на сырьё, дорожает транспортировка, а значит, практически любой продовольственный товар прибавит в цене. «Даже условные тортики, которые сделали и тут же продали, подорожают, ведь на комбинат нужно привезти муку и остальную продукцию», — привёл пример депутат.

Причём подорожание топлива и рост розничных цен на продукты происходит не пропорционально, подчеркнул Михаил Морозов. «Если, например, бензин подорожает на два процента, то конечная стоимость продуктов может вырасти на 5-10 процентов, ведь между производителем и супермаркетом целая цепочка посредников. Где-то может и ещё сильнее подорожать», — констатировал эксперт «Парламентской газете».

По данным Росстата, за прошедший месяц стоимость бензина различных марок выросла на четыре-шесть процентов, а дизеля — на 5,2 процента. Получается, товары, в стоимость которых заложены топливные расходы, могут подскочить до 30 процентов.

Если, например, бензин подорожает на два процента, то конечная стоимость продуктов может вырасти на 5-10 процентов.

Как отметил Михаил Морозов, сильнее всего подорожание бензина отразится на товарах с низкой маржей — это овощи и фрукты, бытовая химия и прочие, которые продаются с минимальной наценкой. А высокомаржинальные товары, такие как алкоголь, косметика, элитный чай и прочее, в цене практически не изменятся. «Но всё зависит и от совести производителя, конечно», — добавил он.

Цены сдержат в ручном режиме

В связи с тем, что в кабмине этот вопрос поставили на особый контроль, то особых подорожаний всё же ждать не стоит, убеждён сенатор Алексей Майоров. «Потому что, пусть и в ручном режиме, но Правительству удаётся зафиксировать цены на топливо», — отметил он.

Алексей Майоров также заверил, что он с коллегами отслеживает влияние подорожания бензина на другие цены. Однако окончательный вердикт пока не сформирован, так как работа в самом разгаре. «Как только мы подведём итоги, то обязательно поделимся ими с общественностью», — подчеркнул сенатор.

Он также напомнил, что ситуация на топливном рынке находится на особом контроле в Совете Федерации. Соответствующее поручение дала на прошлой неделе председатель палаты регионов Валентина Матвиенко. Так как особо остро цена топлива влияет на сельскохозяйственный сектор, то в работе также принимает участие Комитет палаты регионов по продовольственной политике (аграрно-продовольственной политике и природопользованию — прим. ПГ), рассказал Алексей Майоров. «Наш комитет, как ответственный исполнитель по этому вопросу, сейчас находится на контакте с министерствами и ведомствами — с Минэнерго, ФАС и другими. Наша задача — не допустить развития ситуации в негативную сторону», — добавил он.

К слову, активное включение Федеральной антимонопольной службы в урегулирование ситуации отметили в Госдуме. Депутат Игорь Ананских рассказал «Парламентской газете» о судьбе запроса в ФАС, который он намеревался отправить на этой неделе. «Запрос уже был готов, но необходимость отправлять его отпала. Предварительно я переговорил с представителями ведомства, и они сказали, что уже разбираются в этой проблеме. Нужно отдать должное, ФАС сама оперативно стала разбираться, без посылов извне», — похвалил законодатель.

Как менялись цены с 22 по 28 мая (Источник: Росстат)
Что дорожалоИзменение, %Что дешевело

Изменение, %

Сахар-песок +1,4Яйца куриные -2
Пшено+0,7Крупа гречневая-0,8%
Курятина+0,4Рыба мороженая-0,3
Баранина+0,2Молоко пастеризованное-0,2
Чай+0,2Масло сливочное-0,2
Капуста белокочанная+4,2Огурцы-4
Картофель+0,6%Помидоры-4
Морковь+2,2Хлеб-0,1

www.pnp.ru

бензин рекордно подорожал. РЕН ТВ

В России установлен рекорд, который обязательно повлияет на жизнь буквально каждого гражданина страны: с этого момента цены будут повышаться на все: от продуктов в магазинах до любых услуг – коммунальных, транспортных, даже парикмахерских. Сегодня объявлено: бензин отныне стоит так дорого, как никогда прежде.

И в проигрыше все, кроме крупнейших поставщиков, которых антимонопольщики то и дело обвиняют в сговоре, и биржевых спекулянтов. И самое главное, в ноябре нужно было бы ждать, наоборот, снижения цен на бензин и дизель, ведь самая горячая пора – уборочная – позади.

На этот раз официальным поводом для очередного повышения цен на бензин в столице стал его дефицит, вызванный временным закрытием одной из установок Московского нефтеперерабатывающего завода. Нет, она не вышла из строя, ее модернизируют и откроют через несколько дней. Но стоимость топлива уже не вернется на прежние позиции. Это железное правило: что бы ни произошло в стране и мире, бензин в России только дорожает. Объяснить этот феномен не могут даже специалисты. 

«При попытке объяснить процессы, происходящие в топливном сегменте, натягивается рыночная терминология, но при этом сам рынок живет и работает в режиме ручного управления», – говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

Эксперты задались вопросом о росте цены бензина, к примеру, в Хабаровске, ведь с московского НПЗ сюда не поставляется. А цена на топливо тоже выросла. В среднем на три рубля – автомобилисты возмущены. 

Нефтяники ссылаются на инфляцию и увеличение налоговой нагрузки. Мол, именно это стало основной причиной внезапного и резкого скачка цен.

Но даже если принять во внимание эти аргументы, поднимать стоимость все равно рановато. Увеличение акцизов на топливо запланировано лишь на 1 января, затем будет еще одно – 1 июля. В Федеральной антимонопольной службе говорят, что производители преувеличивают масштаб проблемы и, заплатив государству лишнюю копейку, берут рубль с потребителей.

«На 4,5 процента выросла цена, из них только 1,5 процента из-за роста налогов», – говорит начальник Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.

Парадокс, но даже диаметрально противоположные процессы приводят к одному результату. Нефть упала – значит, нужно компенсировать потери на внешнем рынке за счет внутреннего. Нефть выросла – значит, и содержащийся в ней бензин поднялся в цене. Введение санкций, отмена санкций. Ослабление рубля, укрепление рубля. Все это используется как повод для того, чтобы поднять цены на бензин. В обратную сторону это не работает.  

ren.tv

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *