До скольки лет дети голос – Шоу «Голос. дети» . Какой возрастной диапазон детей?

Голос детей и подростков

Органы дыхания в детском возрасте отличаются некоторыми особенностями: носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у детей сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой; эластическая ткань этих органов, являющаяся опорной, и мышечная развиты слабо; хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются. Грудная клетка как бы приподнята, ребра не могут опускаться при дыхании так низко, как у взрослых, поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи, что ограничивает силу голоса и длительность звучания.

Другой возрастной особенностью ребенка является неравномерность развития организма в процессе роста. Это касается и голосового аппарата. Если рост носоглотки и околоносовых пазух в основном заканчивается к периоду полового созревания — 12-14 годам, то все остальные органы завершают свой рост лишь с окончанием этого периода — условно к 18-19 годам. Кроме того, между ростом и развитием функций некоторых органов нет параллелизма.

Основная окраска детского голоса — его «серебристость». Каждые 2-3 года голос меняет свои качества. Из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок. Постепенно увеличивается диапазон, у подростков он может быть равен двум октавам.

В целом развитие голоса у детей проходит 4 периода:

  • Дошкольный (до 7 лет)
  • Домутационный (7-12 лет)
  • Мутационный (12-15 лет)
  • Постмутационный (15-17 лет)

Дошкольный период характерен тем, что гортань у ребенка по сравнению с взрослыми имеет довольно высокое положение (она расположена на уровне С4-С5 позвонков). Кроме того, имеется большое количество слизистых желез во всех отделах гортани, а также лимфатической и соединительной ткани, которая заменяет собой некоторые отсутствующие внутренние мышцы гортани. В частности голосовые мышцы, располагающиеся в толще голосовых складок, развиваются примерно к 11-12 годам, т.е. во втором периоде — домутационном. Поэтому у детей до 10 лет отмечается фальцетный механизм голосообразования, в осуществлении которого особая роль принадлежит перстнещитовидной мышце.

При стробоскопическом исследовании гортани (специальном осмотре гортани в режиме импульсного света) во время фонации (произношении или пении гласных звуков) у детей от 7 до 10 лет наблюдаются колебания только свободных краев голосовых складок при относительном покое остальных частей складок. Голосовые складки никогда не смыкаются полностью, образуя щель в виде треугольника или линейной формы. Это и есть фальцет. К 11-12 годам голосовая мышца начинает оформляться в самостоятельную и принимать участие в процессе голосообразования. В этом возрасте появляется еще один механизм фонации — грудной. На нижних тонах диапазона появляется грудное звучание голоса, на высоких – по-прежнему остается фальцетное. При этом на низких тонах голосовые складки смыкаются полностью, на высоких отмечается узкая линейная щель, свойственная фальцету. Затем наступает собственно мутация.

Мутация — это период смены голоса, физиологическое состояние, связанное с изменением функции гортани и всего организма во время полового созревания. Обычно этот период проходит незаметно для ребенка и его родителей и не сопровождается какими-либо нарушениями, если мутация протекает медленно, постепенно. При остром течении мутации изменения в голосе — срывы, появление низких звуков, внезапное «соскакивание на фистулу» — наступают быстро. Такие изменения заметны и для ребенка, и для его родителей. Особенно ощущают эти симптомы поющие дети. У некоторых подростков голос становится грубым, хриплым, без модуляций.

Мутация наступает в возрасте 12-15 лет. Характерна мутация не только для мальчиков, но и для девочек. Хотя у девочек изменения голоса протекают обычно плавно, без скачков, без болезненных явлений в гортани. В этот период появляются вторичные половые признаки. Ребенок повышенно нервозен. Происходят выраженные анатомические изменения в гортани: хрящи гортани увеличиваются в размерах (у мальчиков больше щитовидный и перстневидный хрящи, у девочек – черпаловидные хрящи. Поэтому у мальчиков гортань растет в длину, у девочек — в ширину). Отмечается быстрый рост голосовых складок, в период мутации длина их у мальчиков увеличивается на 6-8 мм. Голос понижается почти на октаву. Меняется и тембр голоса: голос из альта переходит в тенор, баритон или бас. У девочек наблюдается расширение диапазона как в сторону низких, так и в сторону высоких частот.

Мутационный период длится, как правило, 1-2 года, но иногда он может быть очень коротким (несколько дней-недель) или несколько лет. Известны случаи исключительно быстрой смены голоса: у мальчика, разговаривающего накануне детским голосом, вдруг обнаруживается голос взрослого мужчины. У мальчиков, много болевших в детстве, слабо развитых физически, половое созревание запаздывает. При этом значительно отстает в развитии и голосовой аппарат. В этих случаях голос может остаться инфантильным долгое время, уже в возрасте взрослого мужчины.

Причинами изменения голоса в период мутации считают нарушение координации функции наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией. У поющих детей в этот период отмечается небольшое понижение голоса, некоторое сужение его диапазона, высокие ноты, которые раньше брались легко, даются с трудом. Голосовые складки могут утолщаться, краснеть, отмечается обилие слизи на них. Это проявляется хрипотой различной степени выраженности, быстрым утомлением голоса, возникновением неожиданных срывов голоса при пении. У девочек в период мутации выраженные изменения голоса наблюдаются не часто, примерно в 40 % случаев. В период менструации рекомендуется освобождать девочек от пения.

Практический опыт фониатров и вокальных педагогов показал, что большинство детей в период мутации могут петь. Однако требуется соблюдение охранительного режима  для голоса:

  • Не пытаться каким-либо образом ускорить процесс формирования гортани.
  • Для этого не использовать репертуар взрослых певцов.
  • Разрешать подростку петь только среднем диапазоне, удобном для его голоса.
  • Не петь при явных, грубых изменениях голоса.
  • Меньше петь в хоре.
  • Предпочитать вокальные занятия с опытным педагогом.

Мутация – физиологический процесс. Но не всегда она протекает гладко. В связи с этим выделяют следующие мутационные расстройства:

Затянувшаяся мутация. Это мутация, которая не заканчивается в течение 2-х лет, а длиться гораздо дольше.

Упорно сохраняющийся фальцет. Это неприятный писклявый голос у молодого мужчины после периода мутации. Возникает в результате нарушения координации работы голосовых складок и передних мышц гортани (превалируют последние).

Замаскированные расстройства. Это, как правило, приступы неудержимого рефлекторного кашля, появляющиеся у мальчиков, поющих в хоре, без видимых признаков мутации.

Преждевременная мутация. Ситуация, которая возникает очень редко. Обычно она связана с ранним половым созреванием ребенка или использование форсированной манеры пения. Проявляется тем, что у мальчика 10-11 лет, иногда и раньше, появляется грубый, низкий, мужской голос.

Запоздалая мутация – это мутация, которая наступает уже после завершения периода полового развития, например, в 20-25 лет.

Вторичная мутация – это внезапное изменение тембра голоса уже в зрелом возрасте.

Детский и подростковый возраст характеризуется неустойчивостью нервной системы. Чрезмерно громкое пение, крик, бесконтрольное пение, несоблюдение возрастного диапазона (пение «взрослых» песен), сложность вокального репертуара, сольные выступления на эстраде, пение во время респираторного заболевания могут приводить к значительным нарушениям голоса и развитию таких заболеваний, как узелки, полипы и кисты голосовых складок, хронический ларингит, подслизистая гематома гортани (кровоизлияние в голосовую складку). Дети с повышенным темпераментом, о которых говорят, что они и минуты не сидят на месте, много разговаривают, кричат, часто страдают узелками гортани («узелками крикунов»). К вечеру у них голос «садится», хрипнет, иногда полностью звучность голоса, ребенок говорит шепотом. Стрессовые ситуации, испуг, страх, переживание, особенно у девочек, могут явиться причиной истерической афонии. Возникновению нарушений голоса у детей способствуют различные заболевания других органов: риносинуситы, фарингиты, тонзиллиты, тугоухость, хронические бронхиты и трахеиты, болезни сердечно-сосудистой системы, эндокринные болезни.

При любом нарушении голоса, длительно сохраняющемся, требуется тщательное обследование ребенка. Для этого необходима консультация оториноларинголога-фониатра с обязательным осмотром гортани. С этой целью используются различные методики, начиная от простой ларингоскопии с помощью гортанного зеркала и заканчивая проведением оптической эндоскопии гортани. Оптическая эндоскопия гортани может осуществляться как жестким эндоскопом, так и с помощью фиброскопа. Обе методики высоко информативны. Однако выявить мельчайшие изменения вибраторной активности голосовых складок, что очень важно у поющих детей, особенно в период мутации, позволяет только стробоскопия гортани.

Необходимо помнить, что проще предупредить нарушения голоса. Как же это сделать? Одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей и подростков — систематические занятия пением с опытным педагогом. При этом укрепляются голосовые складки, что способствует интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата. Исследования показали, что пение оказывает благоприятное влияние не только на гортань, но и на организм ребенка в целом и на его интеллект. Это своеобразная гимнастика, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественные навыки. Однако петь тоже надо уметь правильно, иначе развивается различная патология гортани. Репертуар для пения должен быть правильно подобран по диапазону, текст понятен для ребенка. В педагогическом процессе необходима максимальная простота в общении с ребенком, задачи, поставленные перед ним, должны быть четко сформулированы и доступны. Занятия пением не должны превышать 30-45 минут.

Учитывая анатомо-физиологические особенности голосового аппарата детей в период их роста, необходимо большое внимание уделять укреплению организма ребенка. И доктора (педиатры, оториноларингологии), и родители ребенка, а также их бабушки и дедушки, должны помнить о чрезвычайной хрупкости детских голосов. Для профилактики стойких нарушений голоса у ребенка необходимо соблюдение гигиены голоса, санация очагов хронической инфекции дыхательных путей, а при появлении расстройства голоса в виде охриплости, грубости, осиплости — своевременное обращение к врачу-фониатру. 

avicenna-yar.ru

2.1. Периоды развития детского голоса

О развитии детского голоса можно судить по качественным изменениям основных характеристик его звучания. Г.П. Стулова на основании исследования певческих голосов детей от новорожденности до 10 лет утверждает, что регистровые различия слышны уже в голосах новорожденных и детей раннего возраста.

По мнению Венгрус Л.А. следует различать три этапа развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа.

1. Семь – десять лет. Голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми1 – ля1. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя – добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.

2. Одиннадцать-тринадцать лет, предмутационный период. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим – до2 октавы.

В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полётность, подвижность. Альты звучат массивнее. Очень важно, чтобы руководитель чаще прослушивал голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя мог реагировать на все изменения в голосе.

3. Тринадцать-пятнадцать лет, мутационный (переходный) период. Совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача руководителя – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий.

Шестнадцать – девятнадцать лет, юношеский возраст.

Хоры этой возрастной категории состоят обычно из трех партий: сопрано, альты – голоса девушек; тенора и баритоны объединены в одну мужскую партию. Диапазоны партий сопрано: До1 – Соль2; альты: Лям – Ре2; мужская партия: Си б – До1.

В юношеском хоре важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. ″…Крикливое пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам. Весь певческий процесс в певческом хоре должен корректироваться физическими возможностями детей и особенностями детской психики…″ 4

studfiles.net

Особенности детского голоса

«Изменения в природе происходят год от года» — поется в замечательной, всем известной песне  Н. Олева и М. Дунаевского.
Но такие изменения происходят не только в природе, но и в человеке. Недаром все живое имеет несколько фаз, их можно сравнить со временами года: весной, летом, осенью и зимой. Вместе с человеком голос тоже проживает несколько периодов: зарождение, формирование, становление, расцвет, угасание. О печальном – угасании голоса – мы не будем говорить в статье. Бывают, конечно же, счастливые случаи, когда в преклонном возрасте голос не утрачивает свежести, яркости и динамики, но это, скорее всего, исключения. Как правило, в этом возрасте голосовые связки становятся менее эластичными и менее подвижными, уплотняются, и как результат, теряют тембральную окраску.
Мы же поговорим о весне и о весеннем многообразии – от таяния снега и первых проталинок, появления зеленых ростков и до буйных красок, когда все цветет и благоухает. А конкретнее, мы разберем «весну» человека – детский и юношеский возраст, поговорим об особенностях детского голоса, и выясним взаимосвязь между особенностями развития детского голоса и состоянием голосового аппарата.

Об особенностях детского голоса

Не случайно в вокальных конкурсах учитываются особенности детского голоса, и участники делятся на возрастные группы. Категории могут слегка варьироваться, но в методической литературе существует следующее подразделение на возрастные группы: 7 — 10, 10 – 13, 13 – 15, 15 – 18. В последние годы, правда, в конкурсах принимают участие совсем юные исполнители от… и до семи лет. Есть, конечно, талантливые дети в этом возрасте, но, в основном, преподаватели стараются пораньше «выпустить» ребенка на сцену, пока у него нет еще сценического страха и волнения, и приучать постепенно к концертной и конкурсной деятельности.

Особенности голоса младшего домутационного возраста

Младшим домутационным возрастом считается возраст от 7 до 10 лет.   

Что же характерно для детского голоса в возрасте от семи до десяти лет?
Этот возраст принято называть младший домутационный возраст. Звучание голосов и у мальчиков, и у девочек в этом возрасте одинаковое – детское.
Ребенок в этом возрасте развивается постепенно, так же развивается и голосовой аппарат ребенка. Бывают в этом возрасте и «гудошники», но в последние годы, по моим наблюдениям, таких детей мало. Однако не только я, но и мои коллеги – преподаватели вокала в музыкальной школе отмечают возросшее число детей с дефектами речи, начиная от едва выраженных дефектов до дефектов явных, например, связанных с неправильным прикусом.

Но мы говорим сегодня о характерных особенностях детского голоса каждого возрастного периода. Так вот, для младшего домутационного возраста 7 – 10 лет характерны легкость в голосе, высокое резонирование и головное звучание. Голосовые связки при пении колеблются только крайними частями, смыкание связок происходит не полностью, в результате чего остается щель между связками в момент образования звука. В голосе нет яркой динамики, и заставлять петь детей громче, как иногда бывает, нельзя.
Диапазон этого возраста – до первой – ре второй октавы, звук неровный, гласные звучат пестро.

Особенности голоса старшего домутационного возраста

Старший домутационный возраст — это возраст от 10 до 13 лет.
В результате правильной вокальной работы с детьми младшего домутационного возраста развивается голосовая мышца. Голосовые связки уже колеблются не только краями, но и срединной частью. Голос приобретает силу благодаря развитию грудной клетки и углубленному дыханию и становится более собранным, насыщенным, компактным. Появляется тембровая окраска в голосе, полетность и звонкость. Голос становится более эластичным и подвижным. К 11 годам в голосе появляется признаки грудного звучания. В возрасте 10 – 13 лет в детских голосах различают регистры: головной, смешанный – центральный, грудной (как и во взрослых голосах).

Особенности голоса мутационного периода

Мутационный период – это возраст от 13 до 15 лет.

Приблизительно с 13 лет начинается бурное изменение детского организма – половое созревание. И это видно невооруженным взглядом: начинают меняться черты лица, дети быстро растут. Происходят резкие изменения и в голосовом аппарате, который тоже старается не отстать от растущего организма. Появляются сип в голосе, звучание становится напряженным и менее ярким, уменьшается диапазон голоса, звучание верхних звуков – крикливое, голос может срываться. Но чаще всего дети вообще не могут петь верхние звуки. Работа ограничивается рабочим диапазоном. Голос становится неуправляемым, возникает желание откашляться, так как голосовые связки набухают, и на них появляется слизь.

Все эти признаки – особенности начинающейся мутации, когда детский организм начинает бурно расти, изменяться и превращаться во взрослый организм. Это так называемый переходный период, когда дети ощущают происходящие изменения в себе, но не понимают, что с ними происходит. Меняется характер и поведение ребенка – он становится или замкнутым, или дерзким. Об особенностях переходного периода необходимо знать и родителям, и преподавателям, чтобы объяснить детям, что этот период – естественный в жизни каждого человека, и его нужно пройти; что в это время ребенок превращается во взрослого человека, и происходят изменения не только анатомические, но и психологические.
В голосе мальчиков этого периода изменения более явные, чем у девочек, как и изменения во внешнем облике, так как организм мальчиков растет и формируется более интенсивно.

Время мутационного периода – начало и продолжительность — в каждом случае индивидуально. Оно может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Причем, если дети начали петь задолго до наступления мутации, то этот период протекает не так явно и проходит быстрее.
В период мутации занятия вокалом не прекращаются, но необходимо соблюдать певческий режим, избегать громкого пения, пения высоких звуков.

Особенности голоса послемутационного периода

Послемутационный период — это период от 16 до 18 лет.
При правильной работе в мутационный период 13 – 15 лет, к 16 годам начинают проявляться характерные черты взрослого голоса. Гортать в это время еще продолжает расти, но голос уже набирает силу и приближается по динамике к звучанию взрослого голоса. Продолжает развиваться дыхательный аппарат. Диапазон в этот период нужно развивать осторожно. Звук должен быть мягкий, без крика, так как связки после мутации еще не окрепшие и нежные.

Окончательно голосовой аппарат, как и человеческий организм, формируется лишь к 20 – 21 году.

Рассмотренные выше периоды – это стадии развития детского голоса. Нужно понимать, что каждый период, и каждый детский голос имеет свои особенности, которые следует учитывать при работе над развитием детского голоса в классе вокала.

.

Похожие статьи

vocalmuzshcola.ru

Детский голос — тонкие струны души вашего ребенка


На приеме у врача-фониатра

Детский голос — тонкие струны души вашего ребенка


«У моего ребенка постоянная охриплость голоса, хотя он не простужен и не имеет каких-то хронических заболеваний. Посоветуйте, что делать и к какому специалисту нужно обратиться»

Наталья Зайцева, г. Ростов


С вопросами о том, почему у наших детей возникают проблемы с голосом, и как эти проблемы решить, родители обращаются все чаще. А число детей, имеющих измененный тембр – от легкой охриплости-гиперназальности, до выраженных нарушений тональности и силы звучания голоса, постоянно растет. С чем это связано и как в таких случаях помочь ребенку? На эти вопросы сегодня отвечает ведущий специалист ОКДЦ, врач оториноларинголог – фониатр высшей категории Надежда Филоненко.


Осторожно – голос!


Надо признать, что голосовые перегрузки, связанные с воспитанием ребенка в детских дошкольных учреждениях, занятия в вокальных и хоровых коллективах, где зачастую нет опытных педагогов, экологические и социальные проблемы, приводят к тому, что с детьми, страдающими заболеваниями голосового аппарата, врачу приходится сталкиваться все чаще.


К сожалению, и педагоги, и сами родители, редко вспоминают о том, что органы дыхания у детей отличаются некоторыми особенностями. Носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у ребенка сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой, мышечная ткань этих органов развита слабо, хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются. Поскольку грудная клетка у детей как бы приподнята, а ребра не могут опускаться при дыхании так низко, как у взрослых, дети не в состоянии делать глубокие вдохи, что, безусловно, ограничивает силу голоса и длительность звучания.


Наш ребенок растет и постоянно меняется. Но процесс этот происходит неравномерно. Это касается и голосового аппарата. Если рост носоглотки и околоносовых пазух в основном заканчивается к периоду полового созревания , к 12-14 годам, то все остальные органы завершают свой рост лишь с окончанием этого периода — условно к 18-19 годам.


Почему теряется «серебристость»?


Каждые 2-3 года голос ребенка меняет свои качества. Из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок. Постепенно увеличивается его диапазон, у подростков он может быть равен двум октавам.


Как правило, становление голоса складывается по подражанию в возрасте до 7 лет, и зависит от того, каким были голос и манеры его использования у окружающих-родителей, педагогов, воспитателей, сверстников. Процесс


Развития голоса у детей проходит 4 периода:

  • Дошкольный (6-7 лет)
  • Домутационный (7-12 лет)
  • Мутационный (12-15 лет)
  • Постмутационный (15-19 лет)


Дошкольный период характерен тем, что гортань у ребенка по сравнению с взрослыми имеет довольно высокое положение . Кроме того, во всех отделах гортани большое количество слизистых желез, лимфатической и соединительной ткани, они как бы заменяют собой некоторые отсутствующие внутренние мышцы гортани.


Голосовые мышцы, располагающиеся в толще голосовых складок, в виде отдельных пучков начинают формироваться с 5 лет и развиваются примерно к 11-12 годам, то есть уже во втором периоде — домутационном. Поэтому у детей до 10 лет отмечается фальцетный механизм голосообразования, Голосовые складки у них никогда не смыкаются полностью, образуя щель в виде треугольника или линейной формы. Это и есть фальцет.


К 11-12 годам голосовая мышца начинает оформляться в самостоятельную и принимать участие в процессе голосообразования. В этом возрасте появляется еще один механизм фонации — грудной. На нижних тонах диапазона появляется грудное звучание голоса, на высоких – по-прежнему остается фальцетное. При этом на низких тонах голосовые складки смыкаются полностью, на высоких отмечается узкая линейная щель, свойственная фальцету.


Затем наступает собственно мутация — период смены голоса, физиологическое состояние, связанное с изменением функции гортани и всего организма во время полового созревания. Обычно этот период проходит незаметно для ребенка и его родителей и не сопровождается какими-либо нарушениями, если процесс протекает медленно, постепенно. При остром течении мутации происходят резкие изменения в голосе — срывы, появление низких звуков, внезапное «соскакивание на фистулу» . Такие изменения заметны и для ребенка, и для его родителей. Особенно ощущают эти симптомы поющие дети. У некоторых подростков голос становится грубым, хриплым, без модуляций.


Трудности подросткового возраста


Мутация наступает в возрасте 12-15 лет. Причем, это характерно не только для мальчиков, но и для девочек. Хотя у девочек изменения голоса протекают обычно плавно, без скачков, без болезненных ощущений в гортани. В этот период появляются вторичные половые признаки. Ребенок повышенно нервозен. Происходят выраженные анатомические изменения в гортани: хрящи гортани увеличиваются в размерах (у мальчиков в продольном, а у девочек в поперечном направлении ). Отмечается быстрый рост голосовых складок, в период мутации длина их у мальчиков увеличивается 1,5 раза, а у девочек только на одну треть.


Голос подростка понижается почти на октаву. Меняется и его тембр: голос из альта переходит в тенор, баритон или бас. У девочек наблюдается расширение диапазона как в сторону низких, так и в сторону высоких частот.


Мутационный период длится, как правило, 1-2 года, но иногда он может быть очень коротким (несколько дней-недель) или затянуться на несколько лет. Нередки случаи исключительно быстрой смены голоса: у мальчика, разговаривающего накануне детским голосом, вдруг обнаруживается голос взрослого мужчины. У ребят, много болевших в детстве, слабо развитых физически, половое созревание запаздывает. При этом значительно отстает в развитии и голосовой аппарат. В этих случаях голос может остаться инфантильным долгое время, даже в возрасте взрослого мужчины.


Причинами изменения голоса в период мутации считают нарушение координации функции наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией. У поющих детей в этот период отмечается небольшое понижение голоса, некоторое сужение его диапазона, высокие ноты, которые раньше брались легко, даются с трудом. Голосовые складки могут утолщаться, краснеть, отмечается обилие слизи на них. Это проявляется хрипотой различной степени выраженности, быстрым утомлением голоса, возникновением неожиданных срывов голоса при пении. У девочек в период мутации выраженные изменения голоса наблюдаются не часто, примерно в 40 % случаев. В дни менструации лучше освободить представительниц слабого пола от пения. Практический опыт фониатров и вокальных педагогов показал, что большинство детей в период мутации могут петь. Однако при этом требуется строгое соблюдение «охранительного режима» — не рекомендуется использовать репертуар взрослых певцов. Не стоит заниматься пением при явных изменениях голоса. А, главное, надо помнить о том, что подросткам, занимающимся вокалом, требуется опытный и внимательный педагог.


Доктор вам поможет


Детский и подростковый возраст характеризуется неустойчивостью нервной системы. И не секрет, что послемутационному периоду свойственна особая ранимость. В этом возрасте голосовой аппарат быстро «устает». Чрезмерно громкое пение, крик, несоблюдение возрастного диапазона -пение «взрослых» песен, сольные выступления на эстраде, пение во время респираторного заболевания, все это может привести к значительным нарушениям голоса и развитию таких заболеваний, как узелки, полипы и кисты голосовых складок, хронический ларингит, подслизистая гематома гортани , кровоизлияние в голосовую складку.


Дети с повышенным темпераментом, о которых говорят, что они и минуты не сидят на месте, много разговаривают, кричат, часто страдают узелками голосовых складок ,(«узелками крикунов»). К вечеру голос у них «садится», хрипнет, ребенок говорит шепотом. Стрессовые ситуации, испуг, страх, переживание, особенно у девочек, могут явиться причиной психогенной афонии. Возникновению нарушений голоса у детей способствуют различные заболевания других органов: риносинуситы, фарингиты, тонзиллиты, тугоухость, хронические бронхиты и трахеиты, болезни сердечно-сосудистой системы, эндокринные болезни.


При любом нарушении голоса, особенно длительно сохраняющемся, требуется тщательное обследование ребенка. Для этого необходима консультация оториноларинголога-фониатра с обязательным осмотром гортани. В ОКДЦ для такой диагностики используются различные методики, начиная от простой ларингоскопии с помощью гортанного зеркала и заканчивая проведением оптической эндоскопии гортани.


Оптическая эндоскопия гортани может осуществляться как жестким эндоскопом, так и с помощью фиброскопа. Обе методики высоко информативны. Однако выявить мельчайшие изменения вибраторной активности голосовых складок, что очень важно у поющих детей, особенно в период мутации, позволяет только стробоскопия гортани.


При стробоскопическом исследовании гортани (специальном осмотре гортани в режиме импульсного света) во время фонации (произношении или пении гласных звуков) колебания голосовых складок становится видимым, что позволяет уточнить характер голосовых нарушений. Выполнить осмотр гортани этими методами можно с возраста 7-8 лет, в связи с эмоциональными и поведенческими особенностями маленького пациента. В более раннем возрасте такая процедура может быть выполнена только в условиях общего обезболивания , под легким наркозом, который безопасен для организма.


Все знают, что любое заболевание легче предупредить , чем лечить. То же можно сказать и о нарушения голоса.. Исследования показали, что пение оказывает благоприятное влияние не только на гортань, но и на организм ребенка в целом, и на его интеллект. Но репертуар должен быть правильно подобран по диапазону, текст понятен для ребенка, а продолжительность занятий пением не должна превышать 30-45 минут.


Для профилактики стойких нарушений голоса у ребенка необходимо соблюдение гигиены голоса, санация очагов хронической инфекции дыхательных путей, а при появлении расстройства голоса в виде охриплости, грубости или осиплости — своевременное обращение к врачу-фониатру.

rokdc.ru

Мутация голоса у мальчиков: признаки ломки голоса и особенности процесса его обновления

О мутационных изменениях голоса у мальчиков написано немало научных трудов, хотя это явление вполне обычное. Изменение тембра голоса происходит в процессе роста голосового аппарата. Гортань сначала значительно увеличивается в размерах, при этом щитовидный хрящ наклоняется вперед. Голосовые складки удлиняются, а гортань опускается вниз. В связи с этим происходит анатомическое изменение органов голосообразования. Если говорить о мутации голоса у мальчиков, то в отличие от девочек, у них всё проходит более выражено.

Механизм ломки голоса у мальчиков

Как было сказано ранее, изменение голоса происходит посредством увеличения гортани в процессе роста. Однако в пубертатный период у юношей гортань увеличивается на 70%, в отличие от девушек, голосовая трубка, которых увеличивается лишь вдвое.

Процесс ломки голоса у мальчиков включает в себя три основных этапа:

  1. Предмутационный период.

Проявляется этот этап в качестве подготовки организма к перестройке голосового аппарата. Если говорить о разговорном голосе, то могут наблюдаться срывы голоса, хрипота, кашель, неприятное «першение». Певческий же голос более информативен в этом случае: срывы голоса при взятии предельных нот диапазона юноши, неприятные ощущения в гортани во время занятий вокалом, «грязная» интонация, случается и потеря голоса. При первых же звоночках стоит прекратить занятия, поскольку этот период требует отдыха голосового аппарата.

  1. Мутация.

Данный этап характеризуется отеком гортани, а также чрезмерным или недостаточным выделение слизи. Эти факторы вызывают воспаление, тем самым поверхность связок приобретает характерный цвет. Перенапряжение может привести к хрипам, а в последствие к «несмыканию голосовых складок». Поэтому в этот период стоит внимательно отнестись к гигиене голоса, в том числе профилактике простудных и вирусных заболеваний. Наблюдается нестабильность голоса, искажение звука, а так же характерная хрипота. При пении наблюдается напряжение голосового аппарата, особенно при скачках на широкие интервалы. Поэтому в занятиях стоит склоняться к певческим упражнениям-распевкам, а не произведениям.

  1. Послемутационный период.

Как и любой другой процесс, мутация голоса у мальчиков не имеет четкой границы завершения. Несмотря на окончательное становление, могут наблюдаться переутомление и напряжение связок. В этот период происходит закрепление произошедших изменений. Голос приобретает фиксированный тембр и силу. Однако этап опасен своей нестабильностью.

Особенности мутации у мальчиков

Признаки ломки голоса у юношей происходит заметнее и связано это, в первую очередь, с тем, что мужской голос, по сути, намного ниже женского. Мутационный период протекает в короткие сроки. Встречаются случаи, когда происходит практически мгновенно. Однако в большинстве случаев перестройка организма затягивается на несколько месяцев. Еще вчера мальчишеский дискант способен перерасти в тенор, баритон или мощный бас. Все зависит от генетически заложенных показателей. У одних юношей происходят значительные изменения, у других – переход ко взрослому голосу не выражен ярким контрастом.

Мутация голоса у мальчиков чаще всего происходит в 12-14 лет. Впрочем, ориентироваться на этот возраст как на норму не стоит. Существует множество факторов, которые способны повлиять как на срок начала, так и на продолжительность процесса.

Во-первых, несомненно, влияет природный климат. Проводимые исследования доказали, что в различных климатических условиях процесс «взросления» голоса происходит по-разному, и возраст перестройки колеблется от 11 до 20 лет.
Во-вторых, генетический фактор. Изначально заложенные в организме установки изменить нельзя.
В-третьих, механический фактор. То есть перестройка может быть нарушена по каким-либо причинам. Ими могут стать, например, нарушения голосового аппарата, соматические заболевания.

Гигиена певческого голоса в период мутации у мальчиков

Мутация певческого голоса – процесс сложный, требующий большого внимания со стороны педагогов вокала или фониатров, сопровождающих учебный процесс. Мероприятия по охране и гигиене голоса должны проводиться комплексно, при этом их начало должно приходиться на предмутационный период. Это позволит избежать нарушения развития голоса, как на физическом, так и механическом уровне.

Занятия вокалом должны проводиться в щадящем режиме. Однако в этот период лучше отказаться от индивидуальных уроков, поскольку подобные занятия рассчитаны на всестороннее развитие голосовых данных. А в период ломки голоса у мальчиков любое перенапряжение связок запрещено. Однако существует альтернатива – это хоровые занятия и ансамбли. Как правило, юношам дают легкую партию, диапазон, которой не превышает квинты, чаще в малой октаве. Все эти условия не действительны в том случае, если процесс сопровождается периодическими срывами голоса, хрипом или нестабильностью унисонных произношений.

Мутация у юношей – процесс, несомненно, сложный, но при правильном подходе и соблюдении постулатов охраны и гигиены голоса можно «пережить» его без последствий и с пользой.

music-education.ru

До скольки лет формируется мужской голос. Когда у мальчика ломается голос

Издавна природой положено так, что человек должен общаться. Почти все детки рождаются с тонкими голосами, а к подростковому возрасту начинает происходить ломка голоса. На самом деле этот процесс затрагивает как мужские, так и женские связки, правда, у девочек это не так заметно.

Как выглядит сам процесс?

Начало воздушной волны идет из легких, достигает связок и заставляет их колебаться. Что касается грудной клетки и носоглотки, то они выступают в роли резонаторов. Высота звука зависит от толщины голосовых связок – чем они тоньше, как у девочек, тем голосок выше, и наоборот – чем связки толще, как у мальчиков, тем ниже.

Природа позаботилась о том, чтобы родители всегда слышали своего ребенка. Поэтому с рождения каждый человек имеет небольшие и тонкие связки.

По мере роста они увеличиваются в размерах и утолщаются, соответственно, звук меняет свою тональность.

Но в период полового созревания, скорость и степень роста имеет гендерные отличия. Женская гортань изменяется в два раза, в то время как мужская на 70%.

Именно поэтому подростки имеют такие существенные различия в тембре, причем как по половой принадлежности, так и между друг другом. Но сразу стоит сказать, что такой процесс абсолютно индивидуален, поэтому и некоторые мальчики имеют бас уже 12 лет, а другие и в 15 еще общаются тенором.

Есть три основных этапа мутации.

  1. Предмутационный период. В это время, организм готовится к будущим перестройкам, причем в этот этап задействуются все системы.
  • звучание становится более хриплым;
  • отмечаются хрипота, першение, которые сопровождаются легким кашлем.

Но стоит отметить, что, если юноша или девушка занимаются пением, то такие симптомы могут проявить себя несколько по-другому, ведь у певцов связки более натренированные. Во-первых, высокие ноты начнут даваться не так легко, как прежде. Во-вторых, ребенок может начать жаловаться на болезненные ощущения в гортани во время занятий пением.

Сами же преподаватели по вокалу, начнут делать замечания по поводу «грязи» в звуке. Хотя в «спокойном» состоянии таких признаков может и не наблюдаться. Для голосовых связок в это время нужен отдых, так как процесс перестройки и одновременная на них нагрузка, могут привести к тому, что человек попросту потеряет «свой звук» .

  1. Ломка голоса. В это время гортань начинает оттекать, при этом может наблюдаться выделение слизи. Такие моменты провоцируют начало развития воспалительных процессов.

Поэтому если заглянуть в рот подростку, то можно увидеть, что поверхность голосовых связок приобрела красный цвет. Именно такое состояние требует покоя, так как повышенная нагрузка может привести к недоразвитию органа.

В такой период стоит с особой тщательность беречь себя от простудных и вирусных болезней, иначе после того, как пройдет подростковый период, есть риск, что у мальчиков останется звучание тенора.

  1. Послемутационный период. Это процесс индивидуальный. Тут играет роль множество факторов, начиная от национальной принадлежности, и заканчивая личными физиологическими, а порой и генетическими особенностями. У мальчиков и у девочек он может происходить по-разному, и занимать разное количество времени. Обычно к концу становления «собственного звука» ребенок начинает жаловаться на быструю утомляемость голосовых связок. Но теперь станет более заметно, что голос не имеет перепадов больше, он становиться более стабильным.

Влияние гормонов

Подростковый период характеризуется бурной активизацией гормональных процессов. Именно такие вещества отвечают за внешние и внутренние изменения в человеческом организме – у мальчиков начинают активно расти волосы по всему телу, развивается половое созревание, наблюдается поллюция, резкий рост скелета и мышечной массы. Что касается девочек, то у них начинает расти грудь, меняется форма тела, начинается менструация.

Голосовые связки также очень зависимы от гормонов. Если в подростковый возраст они недополучают своих компонентов, то не смогут приобрести «взрослые» размеры – стать более удлиненными и плотными. Соответственно, голосок не станет ломаться, а, значит, у юноши он останется достаточно высоким.

Кстати, у девочек он всегда выше, так как половые гормоны у них вырабатываются не в таком количестве, как у мальчиков, к тому же совсем другие. Интересно отметить тот момент, что к старости мужской голос становится выше, а женский ниже. И все эти моменты обусловлены тем, что гормональный фон недополучает своих составляющих.

Ломка голоса связана не только с физиологическим, но и психологическим дискомфортом. Причем как у мальчиков, так и у девочек. Но женские связки растут немного медленнее, поэтому когда приходит момент полового созревания, они еще коротки в сравнении с мужскими. Поэтому мутация не так очевидна.

А резкий перепад т

yamuzykant.ru

до скольки лет меняется голос? мне уже 19 а у меня довольно подростковый голос.

Да ладно, вон Путину 60, а до сих пор говорит, словно ему 20

ну, я думаю, до 25 может ещё изменится

ну значит этот голос так и останется Ваш.. . лет до 15-16 идет ломка

голос уже не измениться

не измениться, это зависит от длинны связок. И еще: у высоких мужчин голосовые связки имеют большую длину и голос более низкий, чем у людей маленького роста.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *